Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 22:40, курсовая работа
В данной расчётно-графической работе я попытаюсь оценить эффективность отраслевой политики государства в нефтегазовом комплексе России. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть структуру НГК;
2.Выделить основные типы, виды и инструменты отраслевой политики государства в нефтегазовом комплексе;
3.Изучить основные документы, определяющие отраслевую политику государства в нефтегазовом комплексе;
4.Провести анализ изменений, происходящих в нефтегазовом комплексе (в поведении компаний, в его структуре и результативности), вследствие реализации государственных мер отраслевой политики.
Введение
1. Структура нефтегазового комплекса России
2. Основные типы, виды и инструменты отраслевой политики государства в нефтегазовом комплексе
3. Основные документы, определяющие отраслевую политику государства в нефтегазовом комплексе
4. Анализ изменений, происходящих в нефтегазовом комплексе вследствие реализации государственных мер отраслевой политики
Заключение
Список литературы
Согласно постановлению от 28 мая 2008 г. № 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации", принятому Правительством Российской Федерации, Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в т. ч. по вопросам нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки.
Министерство энергетики Российской Федерации обладает рядом полномочий, в числе которых утверждение годовых и квартальных балансов нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов, нормативов технологических потерь углеводородного сырья при добыче, транспортировке сырья и продуктов его переработки трубопроводным транспортом, определение перспективных проектов строительства трубопроводов.
Деятельность Минэнерго России направлена на стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры, формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа, обеспечение разработки месторождений на шельфе, повышение эффективности использования энергетических ресурсов в отраслях экономики, стимулирование внедрения перспективных технологий добычи и переработки нефти и газа, обеспечение динамичного и устойчивого развития отраслей нефтегазового комплекса Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в целях обеспечения обновления основных производственных фондов предприятий нефтегазового комплекса призвано, в частности, обеспечивать развитие машиностроения. Машиностроение должно обеспечивать надежные поставки конкурентоспособной и доступной техники нефтегазовым предприятиям страны, а также условия для ее своевременного и качественного обслуживания.
Министерство транспорта Российской Федерации в рамках реализации мер по развитию современной и эффективной транспортной инфраструктуры призвано обеспечить ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек, что позволит повысить конкурентоспособность продукции и эффективность функционирования отраслей нефтегазового комплекса. Кроме того, освоение новых месторождений нефти и газа требует развития транспортной системы страны, включающего в т. ч. строительство новых железнодорожных линий.
Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает стабильность финансовой системы страны. Важным направлением работы Министерства финансов России является участие в выработке четкой долгосрочной позиции государства при совершенствовании законодательства в целях развития эффективного налогового регулирования нефтегазового комплекса, а также обеспечение надлежащего финансирования программ и прочих расходов в рамках достижения целей и задач развития нефтегазового комплекса России.
Министерство экономического развития Российской Федерации в рамках создания и обеспечения макроэкономических условий для эффективного функционирования нефтегазового комплекса обеспечивает создание комфортных условий для ведения бизнеса, развитие свободных конкурентных рынков, институциональных условий для развития производства и экспорта продукции нефтегазового комплекса.
Федеральная антимонопольная служба России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции. Также данная служба выполняет контроль за деятельностью естественных монополий; эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы предприятий, в т. ч. в нефтегазовом комплексе страны. Свою работу антимонопольная служба тесно координирует с Федеральной службой по тарифам.
Действующая система органов государственной власти должна обеспечивать условия не только для нормального функционирования нефтегазового комплекса страны, но и для его качественного развития, для чего необходим соответствующий механизм государственного регулирования развития нефтегазового комплекса. Данный механизм должен содержать соответствующий набор методов и инструментов, иметь оптимальное соотношение между прямым и косвенным воздействием. Следовательно, механизм государственного регулирования развития нефтегазового комплекса можно представить как совокупность методов, инструментов, применяемых органами государственной власти для воздействия непосредственно на данный комплекс (внутреннюю среду) и создания условий для повышения эффективности его функционирования (внешнюю среду) с целью укрепления связей между основными элементами комплекса (предприятиями, отраслями) и обеспечения качественного развития деятельности, связанной с добычей, транспортировкой и переработкой углеводородных ресурсов (нефти и газа).
Главная характеристика современного этапа развития России связана с изменением позиции государства в экономике, которое из стороннего наблюдателя вновь превращается в активный экономический субъект. Отметим, что государством разрабатывается целый пакет документов в сфере нефтегазового комплекса. В них определена долгосрочная политика стимулирования развития нефтегазового комплекса страны. Важным для комплекса документом, принятым на федеральном уровне, можно считать Стратегию развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года (принята распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1039-р). Данный документ имеет большое значение, т.к. в нем подчеркивается важность и указывается возможность решения вопроса о повышении глубинности исследований в пределах территории Российской Федерации и получения новых данных о нефтегазоносности континентального шельфа Российской Федерации.
В перспективе одним из значимых для нефтяной промышленности документов должна стать Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 г., необходимость формирования которой была определена на совещании у председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина в Киришах. Уже сейчас разработана Концепция долгосрочного развития нефтяной промышленности России, которая является базовым документом для формирования Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 г., отражающим ключевые параметры и направления функционирования нефтяной промышленности в перспективе. Развитие нефтяной промышленности связывают с усилением деятельности в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы, усилением инновационной направленности развития нефтяной промышленности для снижения совокупных издержек и рисков, углублением переработки нефти на основе модернизации и строительства новых объектов, созданием условий для диверсификации рынков сбыта продукции нефтяной промышленности, увеличением степени использования попутного газа.
Нельзя оставить без внимания и перспективы развития отечественной газовой отрасли. В настоящее время по ней разработана Генеральная схема развития на период до 2030 г. Генеральная схема сформирована как комплексный проект, в котором взаимоувязаны все составляющие – геологоразведка, бурение, добыча, транспортировка, хранение газа, поставка потребителям углеводородного сырья. Реализация основных направлений развития газовой отрасли, определенных генеральной схемой, обеспечит географическую диверсификацию поставок российского газа, доведение затрат на производство и доставку газа на традиционные и потенциальные рынки до уровня конкурентной цены, гибкий подход к формированию ценовой политики на экспортных рынках и выход на конечного потребителя, создание продукции с повышенной добавочной стоимостью путем увеличения объемов глубины переработки газа.
Для развития нефтегазового комплекса страны с учетом как макро-, так и микроэкономических факторов требуются изменения, в частности в налоговой и таможенной сферах, условиях работы на шельфе, а также обеспечение развития новых месторождений нефти и газа, маршрутов экспорта углеводородов, обновления оборудования и внедрения инноваций на предприятиях нефтегазового сектора и многое другое.
Нужны серьезные изменения в самом нефтегазовом комплексе и в системе государственного регулирования его деятельности. Необходимы действенные меры для эффективного развития комплекса, которые учитывали бы изменения, происшедшие в национальной и мировой экономике[4].
Анализ энергетического рынка Российской Федерации позволяет предположить, что его конфигурация на сегодняшний день формируется, определяются основные сферы активности и регионы влияния российских и иностранных компаний.
При этом следует подчеркнуть, что зарубежные компании на российском рынке интересуются больше вопросами, касающимися участия в разработке новых месторождений.
Российские же представители приоритетным для себя направлением рассматривают активизацию участия в проектах по нефтепереработке, включая модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей на территории РФ, а также участие в проектах downstream (переработка и продажа) в основных регионах сбыта углеводородов за рубежом.
Неоднократные заявления высших государственных лиц РФ о необходимости увеличения инвестиций в развитие нефтеперерабатывающего комплекса страны постепенно находят отклик и реальное воплощение в действиях российских нефтегазовых компаний. Основные представители российского нефтяного сектора рассматривают развитие нефтеперерабатывающих и сбытовых мощностей как стратегические цели стратегии своего развития. В рамках инвестиционных программ представителей российского ТЭК за рубежом также планируется получение контроля над рядом нефтеперерабатывающих заводов, заправочных станций, подземных газохранилищ, газораспределительных сетей, а также электрогенерирующих активов.
Сложившаяся конъюнктура мирового рынка энергоресурсов в начале XXI века послужила заметным сигналом для российских властей по формированию нового коммуникационного базиса при осуществлении взаимодействия с представителями бизнес-сообщества.
Следует отметить, что данный процесс ещё не завершен. Это во многом объясняет незаконченность оформления единых требований и правил, предъявляемых к участникам стратегически значимого нефтегазового рынка со стороны российских институтов власти. Это касается не только иностранных инвесторов, но и в значительной мере и отечественных компаний, представленных на рынке.
Адаптивность, способность своевременно гибко корректировать свою оперативную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися условиями, диктуемыми государственными структурами, выступают на сегодняшний день в качестве одних из основных критериев успешности, прибыльности и перспектив развития большинства компаний.
Деятельность представителей государственных структур, принимая во внимание возможность интенсивного использования ими механизмов административного и политического воздействия, оказывает значительное влияние на формирование и итоговую расстановку сил в нефтегазовом комплексе страны.
Таким образом, в настоящее время нефтегазовый комплекс является крупнейшим субъектом хозяйственной деятельности Российской Федерации, формирующим, по оценкам института народнохозяйственного прогнозирования РАН, около 17% российского ВВП и более 40% доходов консолидированного бюджета, при этом газовая отрасль, имея относительно скромный, по сравнению с нефтяной, вклад в ВВП и доходы бюджетной системы (3% и 9% соответственно), тем не менее, косвенным образом через заниженные регулируемые цены на газ на внутреннем рынке, что по своей сути является одной из форм государственных изъятий, формирует значительную часть добавленной стоимости газопотребляющих отраслей российской экономики.
Также следует отметить, что спектр инструментов государственной политики достаточно широк. Государство может оказывать влияние на издержки, инвестиции, цены и выпуск продукции с помощью налогов и субсидий. Правительство может действовать на покупателей или продавцов, увеличивая или уменьшая количество доступной им информации. В истории хорошо известны примеры правительственного вмешательства для определения, например, субъектов рынка и формирования таким образом рыночной структуры или для контроля ценообразования, или для других параметров поведения фирм. В экстремальных ситуациях государство может взять на себя заботу об обеспечении товарами или услугами, управлении национализированными предприятиями в соответствии с критерием, выработанным для удовлетворения интересов общества.
Информация о работе Структура нефтегазового комплекса России