Сущность и значение коммерческой тайны и ее защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 03:05, научная работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и
использованием различного рода информации. Причем в современных условиях
информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность.
Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он
использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его
возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности
предпринимательской деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

защита коммерческой тайны научка.docx

— 79.71 Кб (Скачать файл)

Несколько иную уголовно-правовую оценку получают действия частного лица (нашего гражданина, иностранного гражданина или лица без гражданства) в интересах иностранной организации (государственные - учреждения, органы, организации, т.е. относящиеся к правительственной структуре; негосударственно-посреднические, коммерческие, промышленные, страховые и другие, относящиеся к малому и крупнофирменному предпринимательству, а также компании промышленников, различные общественные организации) в случае завладения сведениями, составляющими служебную тайну государственных предприятий.

Уголовная ответственность виновного наступает за передачу иностранным организациям сведений, составляющих служебную тайну. При этом ответственность несут как лица, выдающие служебную тайну (работники предприятия), так и лица, собирающие (выведывание, хищение, купля) с целью передачи иностранным государственным и негосударственным организациям или их представителям.

Под действие данной статьи могут попадать действия сотрудников частных детективных фирм, занимающихся добычей чужих секретов, при условии, что адресатам передачи сведений, составляющих служебную тайну, выступают иностранные организации.

Сотрудники негосударственных детективных фирм, которые намерены оказывать услуги в сборе определенной информации по инициативе заказчика или по собственной, с целью последующей продажи заинтересованному адресату, должны выяснять для себя, чтобы не вступить в конфликт с законом, кто выступает заказчиком или какой адресат ее приобретает.

Нельзя исключать и такой ситуации, когда услугами частных детективов пожелают воспользоваться иностранные спецслужбы. Частным бизнесом движут деньги, а такие услуги щедро могут оплачиваться.

Сознательное выполнение частным детективом, например, заказов представителя иностранного государства (сотрудника органов разведки, дипломата или иностранной негосударственной организации), направленных на получение сведений, составляющих государственную (военную) тайну, или иных сведений (экономического, научно-технического, военного или другого характера), как составляющих секреты, так и не относящихся к ним, но представляющих интерес для адресата, должно оцениваться и квалифицироваться как шпионаж или измена Родина в форме шпионажа (в зависимости от гражданства детектива).

Деятельность же на территории Российской Федерации частного лица по сбору сведений о третьих государствах (работе посольства, иностранных организаций и граждан) не попадает под признаки шпионажа.

f) Деятельность  представителей спецслужб иностранных  государств по сбору промышленной (коммерческой) информации отечественных  частных предпринимательских предприятий, учреждений, фирм должна квалифицироваться  как противозаконная, т.е. шпионаж. Предметом  состава шпионажа (измены Родине  в форме шпионажа), в данном  случае, являются сведения, хотя  и не составляющие государственную (военную) тайну, но представляющие  интерес для иностранного адресата. Частнопредпринимательская информация, с учетом субъекта посягательства, попадает под уголовно- правовую защиту. Лица, занимающиеся ее сбором и передачей адресату, должны нести уголовную ответственность за шпионаж.

g) Частная иностранная  фирма (компания, акционерное общество  и т.д.) через своих представителей  собирает сведения, составляющие  промышленную (коммерческую) тайну  отечественного частнопредпринимательского  предприятия (учреждения, фирмы).

В этой связи следует подчеркнуть, что активизация деятельности иностранных предприятий на территории России может затрагивать и интересы национальной безопасности. Разведки иностранных государств до 80 % разведывательной информации получаю из открытых источников - газет, журналов, научной политической и экономической литературы, т.е. за счет высококвалифицированной аналитической работы. Получить же таким путем промышленную (коммерческую) информацию не представляется возможным. Секреты частных фирм на страницы открытой печати и другой общедоступной литературы не попадают. Поэтому в сфере промышленного шпионажа действуют не разведчики аналитики, а разведчики, цель которых своим действием овладеть единовременно сведениями, составляющими тайну, а не собирать их длительное время по крупицам. Хотя подготовительная работа может и занимать определенное время.

Уголовно-правовая оценка такой деятельности с позиций действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что она противозаконна. Адресат, желающий получить информацию и предмет - иные сведения, в которых он заинтересован, являются, наряду с другими, признаками шпионажа, за который предусмотрена уголовная ответственность.

Краткое рассмотрение пределов возможной защиты и сбора промышленной (коммерческой) информации свидетельствует о недостаточной пока правовой проработке данной проблемы. Однако значение и учет в предпринимательской деятельности действующего законодательства позволяют избежать серьезных ошибок и не вступать в конфликт с законом.

Говоря о возможных методах получения коммерческой информации о других предприятиях, необходимо подчеркнуть, что 90—95% всей необходимой информации может быть получено легальными методами. Остальную информацию (как правило, наиболее ценную и тщательно охраняемую) дает промышленный шпионаж с такими присущими ему методами, как похищение документов и образцов новой продукции, шантаж, подкуп сотрудников конкурирующей фирмы, подслушивание разговоров, съемка и оптическое наблюдение, несанкционированное подключение к системам связи и вычислительным сетям, засылка и вербовка агентов и даже физическая ликвидация конкурентов или их предприятий [9].

Одновременно с развитием промышленного шпионажа постоянно совершенствуются разнообразные средства защиты тайны предпринимателей. Так, например, в промышленно развитых странах в последние годы постоянно наращивает объемы производства индустрия по выпуску специальных технических средств защиты входа в служебные помещения. При этом используются такие прогрессивные новшества, как системы кодируемых карточек, биометрические системы, реагирующие на голос, подпись, отпечатки пальцев, узоры кровеносных сосудов сетчатки глаза.

Достаточно подробно специфические вопросы использования технических средств защиты коммерческой тайны своего предприятия и технических способов несанкционированного доступа к источникам конфиденциальной информации конкурентов, освещены в литературе.

К числу наиболее доступных легальных источников получения информации можно отнести:

  • устные выступления работников предприятия -на различных конференциях, семинарах и т.п.
  • открытые публикации предприятия и его отдельных работников
  • экспонаты различных ярмарок, выставок и презентаций
  • данные товарных и фондовых бирж
  • объявления об имеющихся вакансиях, конкурсах на замещение должностей и др.

Систематизация и анализ такой информации требуют от предприятия больших затрат материальных и трудовых ресурсов. Нередко этим занимаются специально созданные службы, поскольку объемы информации велики, а ее достоверность иногда вызывает сомнение.

В промышленно развитых странах (например в США) соответствующих государственных органах существуют специальные посреднические службы, предоставляющие клиентам некоторые виды коммерческой информации об интересующих их предприятиях и организациях. В нашей стране законодательно определено, что предприятие предоставляет государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Предприятия также публикуют данные о своей деятельности, включая годовые балансы. В то же время предприятие имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну.

Для предотвращения утечки коммерческой тайны через работников государственных органов управления и контроля, руководитель предприятия должен знать их реальные прав и предоставлять им только ту документацию, которая необходима для выполнения их служебных функций, а не любую, которую они потребуют. Прежде всего это относится к действиям работников статистической службы, антимонопольного комитета, милиции, финансовой, налоговой, санитарной, пожарной и других инспекций. Предпринимателю также необходимо знать и соблюдать порядок обжалования неправомерных действий государственных служащих, должностных лиц и работников правоохранительных органов, механизм возмещения материального и морального ущерба, причиненного фирме в результате их действий.

Каждый предприниматель должен быть знаком с процедурами приглашения консультантов, адвокатов, экспертов, а также с порядком их участия в передаче информации, относимой к категории коммерческой тайны.

В конкурентной борьбе предпринимателей промышленно развитых стран используется и такой легальный метод получения информации, как «обратный инжиниринг», известный еще со времен становления автомобильной компании Форда. При «обратном инжиниринге» в специальных лабораториях проводится разборка продукции конкурентов для определения возможных новшеств и секретов технологии изготовления.

Применение «обратного инжиниринга» регулируется законодательством отдельных стран или международными соглашениями. В большинстве случаев устанавливаются некоторые вполне оправданные ограничения использования этого метода. Например, изделия, предназначенные для исследования с помощью данного метода, должны быть приобретены на общих условиях в местах их продажи и распространения. Во многих случаях запрещается воспроизводить ту продукцию, которая защищена каким-либо товарным знаком. Кроме того, нельзя привлекать для участия в подобных исследованиях тех специалистов, которые ранее работали на предприятии – изготовителе данной продукции (в течение срока, оговоренного в контракте при предыдущем трудоустройстве).

2. Сохранение  коммерческой информации сотрудниками  предприятия

В деле защиты предпринимательской деятельности от различного вида угроз значительное место занимает персонал предприятия, который может стать как объектом, так и субъектом таких угроз. Это процесс предполагает проведение превентивных и текущих мер, направленных на работу с кадрами. Важность работы с персоналом определяется тем, что в случае желания сотрудника разгласить сведения (в силу корыстных или других мотивов), являющиеся коммерческой тайной, воспрепятствовать этому не смогут никакие, даже дорогостоящие средства защиты. Западные специалисты по обеспечению экономической безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала. При приеме на работу проводится трехступенчатое анкетирование.

Анкетированное исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации [7].

Социологический исследовательский проект – это система научно-исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.

Программа – это изложение общей концепции исследовательского проекта, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно-исследовательской деятельности [7].

Программа выражает понимание и знание:

  • что надо делать
  • чем выполнять задуманное
  • как выполнять задуманное.

Функции программы:

  • теоретико-методологическая, которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения
  • методологическая, которая позволяет наметить способы сбора данных и описания ожидаемых результатов
  • организационная, которая позволяет спланировать деятельность исследователя (коллектива) на всех этапах работы.

Организационная работа по проведению исследования.

Данные исследования проводятся на основе социального заказа (предприятием, фирмой, частным предпринимателем и др.), который формируется по инициативе заказчика. Без тесной взаимосвязи заказчика и исполнителя невозможно добиться полного, углубленного проведения исследовательских работ в научно-организационном менеджменте.

Заказчик – представитель управленческих структур, стремящийся в условиях неясности, недостатков, неудовлетворенности, трудностей, получить рекомендации к нововведениям по их устранению, которые не могут дать функциональные службы, имеющие дело с определенными участками производственных процессов.

Исполнитель – профессиональная группа исследователей (психолог, социолог, юрист и др.), способная проводить поиск оптимальных решений поставленной проблемы в наиболее качественное и желаемое сосотояние для заказчика.

Организационные отношения с заказчиками и исполнителями исследования:

  • оформление договоров, анкет, соглашений
  • обеспечение доступности источников информации
  • тиражирование методического инструментария
  • формирование темы исследования
  • проведение исследования
  • переработка информации
  • обсуждение с заказчиком результатов и практических рекомендаций
  • внедрение практических рекомендаций, социологических технологий и контроль за их внедрением.

4)

ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ. 
ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ 
Как уже отмечалось, предприниматель в своей деятельности имеет дело с самой разнообразной информацией. Однако он не может всю информацию, которой обладает, сделать закрытой для внешних пользователей. Предприниматель в плане защиты наиболее важной информации решает сложную проблему. С одной стороны, он должен предоставить максимум информации о своей деятельности потребителям, контрагентам, кредиторам и т.п. для того чтобы, они сделали выбор в его пользу. С другой стороны, предприниматель должен оградить названные группы лиц, а также своих конкурентов от информации, утечка или разглашение которой может представлять угрозу его экономической безопасности. В выборе “золотой середины”, то есть определении того оптимального количества информации, которого будет достаточно для внешних пользователей и оно не будет представлять угроз экономической безопасности, и состоит первый шаг предпринимателя в процессе защиты информации, составляющей коммерческую тайну. 
 
Получить информацию о деятельности фирмы можно двумя способами: законным и незаконным. Законный способ – это получение информации из средств массовой информации, рекламных проспектов фирмы, статей о фирме, с выставок, пресс-конференций. Эта информация специально готовится работниками фирмы для открытого пользования всеми заинтересованными лицами. Незаконный способ – это получение информации, не предназначенной для внешних пользователей, без согласия руководства фирмы, с нарушением действующего законодательства и приводящее к прямым экономическим потерям для фирмы, либо к упущенной выгоде. 
 
Наиболее ценной в этом плане является информация, представляющая коммерческую тайну. Она важна, прежде всего, для конкурентов данной фирмы, а также для криминальных структур. Интересно, что в мировой практике в течение последних нескольких десятков лет 80-90% информации, интересующей конкурентов, получается последними из открытых источников – из газет, специальных журналов, на выставках и пр. Для этого многие фирмы даже используют специалистов, изучающих всю открытую информацию, “просеивающих” ее и выбирающих нужные сведения. 
 
Вообще существует большое количество способов получения информации. Так, американский журнал “Chemical engineering” опубликовал такой перечень из 16 источников получения информации. 
 
1.            сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, например, судебные отчеты; 
 
2.            использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм; 
 
3.            биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы; 
 
4.            изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения законов); 
 
5.            замаскированные опросы и “выуживание” информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах); 
 
6.            непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно; 
 
7.            беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного человека в свою фирму); 
 
8.            так называемые “ложные” переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии; 
 
9.            наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации; 
 
10.        подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением; 
 
11.        использование агента для получения информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента; 
 
12.        подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах; 
 
13.        перехват телеграфных сообщений; 
 
14.        подслушивание телефонных разговоров; 
 
15.        кража чертежей, образцов, документации; 
 
16.        шантаж и вымогательство. 
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ 
Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи с этим эффективная защита информации должна предусматривать целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты. 
 
Кроме того, следует учитывать мировой опыт по защите коммерческой информации. В разных странах существуют различные приоритетные направления защиты коммерческой информации (коммерческой тайны). Так, в Германии преобладают законодательные меры, в США и Франции, наряду с ними, предпочтение отдается организации собственных служб безопасности фирм, для Японии характерен корпоративный дух и долгосрочная занятость в фирме, в Великобритании защита обеспечивается договорными обязательствами (подробнее см.: Шлыков В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. – СПб: “Алетейя”, 1999, с. 78-82). 
 
Принимая во внимание российскую специфику, выделяются следующие основные способы защиты информации, которые могут использоваться предпринимателями: 
 
1.     Законодательный. Основан на соблюдении тех прав предпринимателя на конфиденциальную информацию, которые содержатся в российском законодательстве. При обнаружении нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователя информации должно быть обращение в соответствующие органы (МВД, ФСБ, прокуратуру, суд) для восстановления нарушенных прав, возмещения убытков и т.п. 
 
2.     Физическая защита - охрана, пропускной режим, специальные карточки для посторонних, использование закрывающихся помещений, сейфов, шкафов и пр. 
 
3.     Организационный. Он включает: 
 
-         введение должности или создания службы, ответственной за отнесением определенной информации к категории конфиденциальной, соблюдением правил доступа и пользования этой информацией; 
 
-         разделение информации по степени конфиденциальности и организация допуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства; 
 
-         соблюдение правил пользования информацией (не выносить за пределы служебных помещений, не оставлять без присмотра во время обеда, включить сигнализацию при уходе); 
 
-         наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования информацией (контроль может быть визуальный, документальный и др.). 
 
4.     Технический. Используются такие средства контроля и защиты как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа. 
 
5.     Работа с кадрами. Предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала. Следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за нарушения. 
 
Часть этих способов предполагает значительные финансовые расходы, в связи, с чем использование всех способов одновременно по средствам только достаточно крупным и платежеспособным фирмам. 
 
Для более эффективной организации работы по защите коммерческой информации весьма целесообразно разработать и утвердить Положение о коммерческой тайне на предприятии (фирме). Этот документ основывается на действующем законодательстве и отражает специфику данного субъекта предпринимательства. Он включает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, степень конфиденциальности информации, порядок доступа к информации и круг работников предприятия, допущенных к информации той или иной степени конфиденциальности. 
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И ПЕРСОНАЛ 
В деле защиты предпринимательской деятельности от различного вида угроз значительное место занимает персонал предприятия, который может стать как объектом, так и субъектом таких угроз. Это процесс предполагает проведение превентивных и текущих мер, направленных на работу с кадрами. Важность работы с персоналом определяется тем, что в случае желания сотрудника разгласить сведения (в силу корыстных или других мотивов), являющиеся коммерческой тайной, воспрепятствовать этому не смогут никакие, даже дорогостоящие средства защиты. Западные специалисты по обеспечению экономической безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала(6). 
 
Угрозы экономической безопасности фирмы со стороны, например, конкурентов, реализуемые через ее персонал, могут принимать такие формы как: 
 
-         переманивание сотрудников, владеющих конфиденциальной информацией; 
 
-         ложные предложения работы сотрудникам конкурентов с целью выведывания информации; 
 
-         выведывание конфиденциальных сведений у сотрудников в такой форме, что последние не догадываются о цели вопросов; 
 
-         прямой подкуп сотрудников фирм-конкурентов; 
 
-         засылка агентов к конкурентам; 
 
-         тайное наблюдение за сотрудниками конкурентов. 
 
Организация эффективной защиты экономической безопасности фирмы со стороны персонала включает три основных этапа работы с сотрудниками, допущенными к конфиденциальной информации: 
 
1.     предварительный (в период предшествующий приему на работу); 
 
2.     текущий (в период работы сотрудника); 
 
3.     заключительный (во время увольнения сотрудника).

Информация о работе Сущность и значение коммерческой тайны и ее защиты