Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение состояния теневой экономики в России.
В соответствии с поставленной целью мной были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть сущность теневой экономики;
- изучить причины и последствия, размеры и сферы применения теневого бизнеса;
- показать меры государства, направленные на прекращение в стране теневой экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСНОВЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Понятие и сущность теневой экономики 5
1.2. Формы теневой экономики 10
2. ПРИЧИНЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 13
2.1. Налоговое бремя 13
2.2. Рост расходов по открытию бизнеса 14
2.3. Несовершенное законодательство 15
3. МАСШТАБЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОГО БИЗНЕСА 16
3.1. Масштабы теневого бизнеса в Российской Федерации 16
3.2. Последствия теневого бизнеса в Российской Федерации 18
4. МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО БОРЬБЕ С ТЕНЕВЫМ БИЗНЕСОМ 25
4.1. Способы борьбы правительства с теневым бизнесом 25
4.2. Легализация наркотиков 29
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Общинная экономика - это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи.
Признаками общинной экономики являются: производительный, непротивоправный характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываемый характер.
Данные сектора, возможно, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера.
Криминальные действия не связанны с производством любых товаров и услуг, но ведут к перераспределению национального богатства. Как правило, эти действия не являются добровольными со стороны одного из участников операции. К этой группе операций относятся воровство, грабежи, мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом России при расчете объема макроэкономических показателей, так как не влияют на величину ВВП. Но нет оснований не включать их в состав “теневой” экономики. Эту часть “теневой” экономики следует называть незаконной экономикой».
Криминальная экономика
Применительно к неформальной экономике стоит задача “ее вывода из тени“ путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официально зарегистрированной экономической деятельностью. Применительно к незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономические условия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и пресечь».
Традиционно к основным факторам развития теневой экономики и криминальной экономической деятельности относят следующие: 1) чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки; 2) чрезмерная регламентация экономической деятельности; 3) значительные масштабы государственного сектора в экономике.
2. ПРИЧИНЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Налоговое бремя
Тяжесть налоговой нагрузки признается одним из самых значимых факторов, стимулирующих рост теневой экономики и активизацию криминальной экономической деятельности. Он оказывает воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране отличает своими особенностями. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость.
Деформация налоговой политики и тяжесть налоговой нагрузки является в России мощным фактором роста теневой экономики и ее криминализации. Это проявляется в следующем. Во-первых, структура налоговых изъятий не соответствует структуре доходов экономических агентов, налоговая нагрузка распределена неравномерно. Так, промышленность России, производя 37% ВВП, уплачивает 51% всех налогов. Вклад же банковского и торгового секторов неадекватен их реальным финансовым возможностям. Например, торговля, дающая 20% ВВП, вносит в бюджет не более 4% налогов.
Налоговая система
Деформирующее воздействие налоговой политики системы проявляется и в ее репрессивной направленности, чрезмерной жесткости штрафных санкций. Так, в структуре общих налоговых недоимок на пени и штрафы в отдельные годы приходилось около 2/3. Предприниматели реагируют на ситуацию массовым уклонением от уплаты налогов.
2.2 Рост расходов по открытию бизнеса
Этот фактор проявляется в основном в следующих действиях государства: а) запрет на обращение каких - либо товаров или услуг; б) административное вмешательство в процесс ценообразования; в) чрезмерная власть бюрократии, нечеткость и слабая контролируемость критериев бюрократических решений.
Результатом является рост теневой экономики и криминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.
В сфере сбыта стремятся
На финансовом рынке ведутся
поиски путей обхода мер по ограничению
норм ссудного процента и ужесточения
контроля над кредитными операциями.
При установлении государством экономически
необоснованных валютных курсов и введения
контроля над вывозом капитала есть
стремление найти решения, позволяющие
действовать вопреки
Административное
2.3. Несовершенство законодательства
Значительные масштабы государственного
сектора в экономике порождает
отношения, связанные с распределением
бюджетных ресурсов в форме прямых
и косвенных дотаций, субсидий, субвенций,
льготных кредитов среди государственных
предприятий. Это является питательной
основой для формирования сектора
неформальных, и часто криминальных
отношений, связанных с распределением
ресурсов. На основе безвозмездного или
льготного распределения
Таким образом, эффективность деятельности государства являются важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой и криминальной экономики.
Снижение роли государства в обеспечении функционирования экономических институтов. Ослабление государства может быть следствием отречения от власти законного правительства, отказ или неспособность его выполнять функции регулирования рынка.
Неправовой характер экономических реформ. Формальные законы часто не являются решающими регуляторами экономической деятельности. Неспособность государства обеспечить поставку общественных благ и регулирование экономики замещает его место теневыми и криминальными институтами».
3. МАСШТАБЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОГО БИЗНЕСА РОССИИ
3.1. Масштабы теневого бизнеса в Российской Федерации.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса во всем мире расширяется сектор теневой экономики. Впервые за 15 лет теневой сектор экономики Европейского союза начал расти. Европейцы соглашаются получать зарплату «мимо кассы», лишь бы пережить кризис. В России все не так однозначно. Одни эксперты говорят, что компании слишком долго шли к белой экономике и поэтому резко в тень уйти не могут. Другие же заверяют, что всерую и так работали почти все
По мнению экономического эксперта Организации экономического сотрудничества и развития Фридриха Шнейдера, прирост теневого сектора экономики 14 крупнейших стран Европейского союза в 2009 году составил около 0,9%. Сравнительно немного, однако «серость» в Европе выросла впервые за последние 15 лет. Виноват в этом, конечно, экономический кризис. Растущая безработица на фоне высоких налогов вызвала рост числа нелегально занятых. Экономисты также отмечают рост коррупции
Однако, по словам других экономистов, «серость» расползлась повсюду. Ею в российской экономике в той или иной степени охвачены 77% экономических агентов. Это и не вполне «белые» зарплаты, и не всегда прозрачные схемы приобретения материалов и оборудования, и перевод средств в оффшоры. Социальные внебюджетные фонды Российской Федерации недополучили 45% налогов, а бюджет недополучил примерно половину налогов.
«Серость» в 2013 году разыгралась всеми своими оттенками. Удельный вес «серых» зарплат вырос с 45 до 60%. Бюджет недополучил до 60% налогов. Часть компаний просто прекратят работать, поскольку усиливается административный гнет. Налоговики не берут взятки, но заставляют платить, выполняя свой план по сборам. Другая часть компаний перейдет на «серые» схемы: каждый месяц платишь куда нужно, и работаешь спокойно. С другой стороны, «серая» экономика дает неформальные рабочие места многим людям. Борьба с «теневым сектором» грозит тяжелыми социальными последствиями, поэтому власти капитулировали перед ним.
3.2. Ущерб развития мировой экономике
со стороны нелегального
Конкретные социально-
1. Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация ее структуры.
Возрастание налоговой нагрузки стимулирует
дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения,
усиливает неоправданную
2. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры.
Сокращение доходов бюджета является причиной: а) недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений; б) недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины и значительная часть населения живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой; в) неплатежей, охвативших российскую экономику. Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания.
3. Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Они связаны, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе.
4. Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.
5. Влияние криминальной
Кроме того, если работник занимается деятельностью, которая без него не нашла бы исполнителя, то общество не несет потерь.
В остальных случаях, сокрытие экономической
деятельности негативно отражается
на экономическом развитии, снижая
налоговые поступления и
6. Влияние на инвестиционный процесс. Это один из наиболее значимых результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое развитие.
Сокрытие нормальной экономической
деятельности от контроля, как правило,
ограничивает возможности привлечения
инвестиционных ресурсов со стороны, особенно
иностранных. Возможна и противоположная
ситуация. Так, в современной России,
экономический спад в легальном
секторе перекрыт подъемом в секторе
теневой деятельности. Причем обеспечивается
он путем сокрытия источника происхождения
инвестиций. Сокрытие истинных инвесторов
является методом страхования
7. Влияние на состояние природной среды. Преступные организации могут нанести серьезный экологический вред, особенно слаборазвитым странам. Они не заботятся об окружающей среде. Деятельность организованной преступности уже привела к уменьшению численности осетровых рыб в Каспийском море вследствие браконьерской ловли с целью добычи икры и оптовым заготовкам леса без мероприятий по восстановлению.