Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение состояния теневой экономики в России.
В соответствии с поставленной целью мной были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть сущность теневой экономики;
- изучить причины и последствия, размеры и сферы применения теневого бизнеса;
- показать меры государства, направленные на прекращение в стране теневой экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСНОВЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Понятие и сущность теневой экономики 5
1.2. Формы теневой экономики 10
2. ПРИЧИНЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 13
2.1. Налоговое бремя 13
2.2. Рост расходов по открытию бизнеса 14
2.3. Несовершенное законодательство 15
3. МАСШТАБЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОГО БИЗНЕСА 16
3.1. Масштабы теневого бизнеса в Российской Федерации 16
3.2. Последствия теневого бизнеса в Российской Федерации 18
4. МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО БОРЬБЕ С ТЕНЕВЫМ БИЗНЕСОМ 25
4.1. Способы борьбы правительства с теневым бизнесом 25
4.2. Легализация наркотиков 29
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Предложение и спрос на наркотики эластичны по цене, подобно подавляющему большинству товаров. Предложение наркотиков, как полагают авторы, действительно достаточно эластично. Что же касается эластичности спроса, то она в действительности весьма низка. По последним оценкам эластичность спроса на героин варьировалась от —0,0067 до —0,09. Это означает, что величина спроса на героин совершенно независима от колебаний цены. В таком случае функция спроса на наркотики примет форму перпендикуляра к оси абсцисс, и в результате полицейских операций, направленных против наркоторговцев, общие затраты потребителей на героин возрастут, поскольку при практически неизменном объеме продаж существенно возрастет цена. Эта ситуация изображена на рис. 2, где Р1 х Q1 < Р2 х Q2.
Повышение цены на героин из-за
ограничения предложения
Другим способом борьбы с наркотиками является ограничение спроса Эффект от подобных действий показан на рис. 3: уменьшатся и потребляемое количество наркотиков (Q2 < Q1), и общие расходы потребителей на героин (Р2 х Q2 < Р1 х Q1), его цена будет падать (Р2 < P1).
| |
Рис. 2. Сдвиг цен на героин при абсолютной неэластичности функции спроса |
Рис. 3. Сдвиг цен на героин при сокращении спроса |
Альтернативой традиционной политике борьбы с предложением наркотиков может стать и их медицинская легализация, как это было в Великобритании. «В основе британского подхода лежит идея, что потребление наркотиков есть медицинская проблема... Отсюда, если в целях оказания наилучшего влияния на здоровье больного ему прописывают с санкции врача... героин, то традиционным в Великобритании является мнение, что законная структура общества должна быть такова, чтобы героин можно было приобрести не преступным путем . Медицинская легализация наркотиков создает два рынка героина, которые четко различаются прежде всего характеристиками функции предложения. На легальном медицинском рынке функция предложения героина отличается бесконечной эластичностью по цене в течение срока действия медицинского рецепта. Эта функция предложения изображается линией, параллельной оси абсцисс. Равновесная цена на этом рынке будет довольно низкой и может не отражать ничего, кроме минимальных административных издержек. На нелегальном рынке будет более обычная функция пред ложения героина, характеризующаяся определенной ценовой эластичностью. Равновесная цена на нелегальном рынке гораздо более высока, чем цена на законном рынке. Эта более высокая цена отражает риск действий нелегальных продавцов.
Результаты такого воздействия на предложение показаны на рис. 4: S1 — функция предложения героина на нелегальном рынке; S2 — функция предложения героина на легальном медицинском рынке. В результате сдвига функции предложения цена на героин резко понижается (Р2 < Р1).
Ясно видно, что медицинский подход к проблеме наркотиков имеет несколько явных экономических преимуществ. Однако создание подобной системы сопровождают некоторые вызывающие озабоченность явления.
Прежде всего, следует учесть феномен терпимости: «Если героин будет общедоступен, возможно, что может повыситься уровень терпимости [к потреблению героина]... Повысившаяся терпимость будет иметь результатом растущий спрос на героин» . Этот феномен показан на рис. 5. Модель предсказывает, что на медицинском наркорынке будет потребляться большее количество героина, чем до легализации. На подпольном наркорынке эффект будет таким же, но повышение цены — сильнее (Р2* > P1*), поскольку функция предложения здесь более эластична.
| |
Рис. 4. Сдвиг цен на героин при создании законного рынка наркотиков |
Рис. 5. Увеличение спроса на героин в результате роста терпимости при создании законного рынка наркотиков |
Насильственное ограничение предложения нежелательно, поскольку это повысит цены на наркотики и увеличит преступную деятельность. Поскольку ценовая эластичность функции спроса на тяжелые наркотики типа героина приближается к нулю, ограничение предложения не сильно уменьшит потребляемое количество наркотиков. Действия, направленные на ограничение спроса, гораздо более предпочтительны, поскольку они уменьшают как величину потребления, так и цены на наркотик, результатом чего будет уменьшение масштабов преступности.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Теневая экономика - проблема, с которой сталкиваются все страны мира на протяжении многих лет. В настоящий момент борьба с ней стала еще более актуальной, поскольку наблюдается рост теневой экономики даже в тех странах, в которых уже довольно долгий срок отмечалась стабильная тенденция к ее снижению. Налоговое бремя, рост расходов по открытию бизнеса и несовершенство законодательства являются основными причинами теневой экономики.
В Европе прирост теневого сектора экономики составил 0,9%. Наибольший объём теневого бизнеса в Азербайджане – 59,3%. На втором месте Украина – 47,3%, а на третьем Россия – 41,0%. Наименьший объём в Швейцарии – 8,1%.
Инициаторами борьбы с теневым бизнесом выступают как правило наиболее заинтересованные в его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации.
Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредотачиваются на 3 основных направлениях:
- Предотвращение втягивания
в теневой бизнес легальных
предпринимателей и наёмных
- Принятие мер
по сокращению численности
- Формирование благоприятных условий для функционирования предпринимательства.
С целью увеличения эффективности мер по борьбе с теневым бизнесом, государственными структурами привлекаются к сотрудничеству легальный бизнес и общественные организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ