Теоретические аспекты организации энергетического хозяйства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – оценить эффективность организации энергетического хозяйства на примере предприятия ОАО «ТАИФ-НК» и предложить рекомендации по совершенствованию этого процесса. Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты организации энергетического хозяйства на предприятии;
- произвести оценку организации энергохозяйства на примере предприятия ОАО «ТАИФ-НК»;
- предложить и обосновать рекомендации по внедрению инновационного энергосберегающего оборудования.
Объектом исследования является группа компаний ОАО «ТАИФ-НК», а предметом исследования организация энергохозяйства на данном предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Теоретические аспекты организации энергетического хозяйства на предприятии……………………………………………………………………….6
1.1 Энергетическое хозяйство предприятий…………………………………….6
1.2 Организация производственно-хозяйственной деятельности в энергохозяйстве………………………………………………………………….10
1.3 Оперативное управление энергетикой предприятия……………………...18
1.4 Прибыль и рентабельность в энергетике…………………………………..20
1.5 Организация труда в энергетике……………………………………………27
Раздел 2. Оценка организации энергетического хозяйства на примере ОАО «ТАИФ-НК»……………………………………………………………………...35
2.1 Характеристика предприятия и основные результаты его деятельности..35
2.2 Технико-экономические показатели ОАО «ТАИФ-НК»………………….42
2.3 Расчет оптимального способа электропотребления промышленным предприятием…………………………………………………………………….44
Раздел 3. Основные пути совершенствования работы энергетического хозяйства…………………………………………………………………………51
Заключение……………………………………………………………………….54
Список используемой литературы……………………………………………...57

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_menedzhment.docx

— 171.07 Кб (Скачать файл)

Qчас – часовая энергетическая  производительность оборудования, кВт (МВт), Гкал/ч, а также Гкал  холода/ч, м3/ч и т.д.;

Еоб – количество единиц обслуживаемого энергетического оборудования, приведенное к общим единицам – единицам ремонтосложности, чел.- или нормо-ч. и т.п.

Для других энергетических и неэнергетических объектов коэффициент  обслуживания может рассчитываться с использованием других единиц, наиболее подходящих для конкретных условий.

Так, в сетевых предприятиях он может иметь размерность км/чел., т.е. показывает, сколько километров сетей обслуживается одним работником предприятия, для наладчиков на заводах этот коэффициент может иметь размерность станков/чел., для авторемонтников – автомашин/чел., причем, условных автомашин, усредненных (легковых различного класса, грузовых разной грузоподъемности) по показателям обслуживания и т.д. Сегодня в большинстве случаев участвующим в производственно-хозяйственной деятельности считается весь персонал, поскольку ни без инженерно-технических работников, ни без управленцев производственно-хозяйственный процесс не может осуществляться должным образом.

Эти показатели, как видим, не зависят от годового производства энергии или энергоносителей, а  оценивают трудоемкость работ по поддержанию оборудования в постоянной эксплуатационной готовности, обеспечению  его работоспособности и нужной производительности [3, с.98].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Оценка организации энергетического хозяйства на примере ОАО «ТАИФ-НК»

2.1 Характеристика предприятия  и основные результаты его  деятельности

Нижнекамский филиал "ТАИФ-НК" создан в 1997 году для участия в  строительстве и эксплуатации Нижнекамского  НПЗ. Высокопрофессиональные специалисты  компании произвели реконструкцию  и модернизацию НПЗ, в результате чего удалось значительно увеличить  объем перерабатываемой нефти, повысить качество и глубину переработки.

Производственные мощности доведены до 7000 тонн сырой нефти  в год. В 2004 году на базе "ТАИФ-НК" было положено начало реализации проекта  создания производства по переработке  газового конденсата мощностью 1, 2 млн. тонн в год. Завод по переработке  газового конденсата ОАО «ТАИФ-НК»  построен в рекордно короткие сроки  – всего за один год.

Cтроительство началось  в мае 2005 года, а в июле 2006 года  уже была получена первая продукция.  В октябре 2006 года началась  коммерческая эксплуатация завода  по переработке газового конденсата.

В 2003 году ТАИФ приступил  к строительству завода по производству бензинов, а уже в декабре 2005 г. была получена первая партия бензинов и завод приняли к эксплуатации. Первый в Татарстане завод бензинов мощностью 600 тыс. тонн в год способен закрыть более половины потребностей республики в высокооктановых сортах бензина.

В 2006 году филиал преобразован в ОАО «ТАИФ-НК», включающее в  себя завод бензинов, завод по переработке  газового конденсата и нефтеперерабатывающий  завод.

Историческая необходимость  создания в Татарстане нефтеперерабатывающей  отрасли диктовалась экономической  целесообразностью. Республика, обладающая большими запасами углеводородного  сырья и лидировавшая по объемам  нефтедобычи в Советском Союзе, в течение полувека оставалась поставщиком  сырьевых ресурсов другим регионам страны и странам зарубежья. Отсутствие важнейшего технологического звена сказывалось в целом на экономике региона, а как следствие, – на развитии всей страны.

Для реализации этих задач  ОАО «ТАИФ» в 1997 году создало на территории нижнекамской промышленной площадки свой филиал «ТАИФ-НК» (в 1998 году ЗАО «ТАИФ-НК», преобразованное в 2006 году в ОАО), который вплотную занялся вопросами  проектирования и строительства  нефтеперерабатывающего комплекса. На основе Завода первичной переработки  нефти ЭЛОУ АВТ-7, взятого в аренду, ОАО «ТАИФ» в короткий срок за счет собственных средств осуществило  дальнейшую модернизацию производств, а затем выкупило в собственность. В результате уже через два  года Завод вышел на проектный  объем (7 млн. тонн нефти в год), повысились качество и глубина переработки. Но это был только первый шаг в  стратегических планах Группы ТАИФ. Параллельно  с этим ТАИФ приступил к проектированию и строительству дополнительных крупнотоннажных установок КГСД и висбрекинга, а также битумной установки. В их строительстве с 1999 года также принимали активное участие Татнефть и Нижнекамскнефтехим. В последующем доли этих компаний были выкуплены ТАИФ-НК в собственность, в их числе и нефункциональная битумная установка. Общая стоимость  приобретенных Обществом установок  составила около 12 млрд рублей.

Финансирование данного  проекта осуществлялось с привлечением заемных средств Сбербанка России. Сам Завод первичной переработки  нефти ЭЛОУ АВТ-7 был передан ОАО  «ТАИФ» в уставный капитал ОАО  «ТАИФ-НК» в конце 2007 года. Согласно стратегическому плану развития Группы компаний ТАИФ с 2000 года проводились  проектно-изыскательские работы, а  в 2003 году было начато масштабное строительство  крупнотоннажных производств –  Завода бензинов и Завода по переработке  газового конденсата, которые были введены в эксплуатацию в декабре 2005 года.

Первая партия бензинов, соответствующая всем проектным  требованиям, получена в феврале 2006 года. В ноябре 2007 года Завод бензинов был приобретен Обществом в собственность у ОАО «ТАИФ». Сегодня Открытое акционерное общество «ТАИФ-НК», объединяющее крупнейший в Татарстане нефтеперерабатывающий завод, производство автомобильных бензинов и завод по переработке газового конденсата, – ключевое звено нефтегазоперерабатывающего направления деятельности Группы компаний ТАИФ. Общество производит 97% нефтепродуктов республики и является одной из крупнейших компаний региона по обеспечению ресурсами нефтехимических производств Группы ТАИФ, расположенных в Республике Татарстан.

В 2007 году Обществом, совместно  с консалтинговой компанией IMPAC, реализован проект по повышению эффективности  деятельности ОАО «ТАИФ-НК», снижению расходов, повышению производительности труда и рентабельности. За успешное развитие и внедрение принципов  повышения эффективности деятельности Общество награждено почетным дипломом американской Ассоциации специалистов в области повышения производительности труда (The Association of Productivity Specialists – APS).

В 2007 году введены в эксплуатацию битумная установка, узел приготовления  и хранения реактивного топлива, узел отгрузки тяжелого газойля каталитического  крекинга и установка сероочистки  пропан-пропиленовой фракции, бутан-бутиленовой  фракции и легкого бензина. Ввод в эксплуатацию данных объектов направлен  на получение окисленных битумов  и авиационного керосина марок РТ и Jet A-1, отвечающих мировым стандартам качества. Все это позволит расширить  ассортимент выпускаемой продукции  и увеличить глубину переработки  сырья. В марте 2007 года коллективу ОАО  «ТАИФ-НК» как одному из динамично  развивающихся предприятий республики было направлено благодарственное письмо от Министра экономики и промышленности Республики Татарстан за стабильный прирост объемов промышленного  производства в Республике Татарстан  и реализацию перспективных инвестиционных и инновационных проектов.

В сентябре 2007 года Генеральный  директор А.А. Бабынин стал лауреатом  конкурса «Руководитель года-2006»  в номинации «За повышение  конкурентоспособности».

За достигнутые результаты в области нефтепереработки в  декабре 2007 года в Вене на ежегодно проводимой Конференции по нефтепереработке и нефтехимии России и стран СНГ  комиссией Всемирной ассоциации по нефтепереработке Обществу присвоено  звание «Завод года».

В ОАО «ТАИФ-НК» внедрена и функционирует интегрированная  система менеджмента, сертифицированная  на соответствие требованиям международных  стандартов ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007 и EN/AS 9100:2001.

Ежегодно проводятся надзорные  аудиты для подтверждения действия сертификатов.

В 2008 г. в ОАО «ТАИФ-НК»  успешно завершилась комплексная  сертификация интегрированной системы  менеджмента в области качества, промышленной безопасности, охраны труда  и окружающей среды на соответствие международным стандартам ISO 9001:2000, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007 и EN/AS 9100:2001.

Международный сертифицирующий  орган подтвердил соответствие всех бизнес-процессов, функционирующих  в рамках производственно-экономической  деятельности Нефтеперерабатывающего завода и Завода Бензинов, требованиям  международных стандартов.

В мае 2008 г. сертифицированы  дорожные битумы на соответствие требованиям  Системы добровольной сертификации в области дорожного хозяйства  «АВТОДОРСЕРТ» и ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования».

Также в мае 2008 г. ОАО «ТАИФ-НК»  выдан сертификат соответствия по первому  уровню стабильности производства и  качества выпускаемых битумов (ПРЕМИУМ  КЛАСС). По результатам положительных  квалификационных испытаний опытно-промышленных партий на бензины Премиум Евро-95 и Регуляр Евро-92 производства ОАО «ТАИФ-НК» выданы сертификаты соответствия и начато их массовое производство.

В августе 2008 произведена  замена катализатора и внутренних устройств  реактора гидроочистки дизельного топлива  и налажено производство дизельного топлива по стандарту Евро4.

В декабре 2008 года в Москве состоялась торжественная церемония  награждения лауреатов премии Минприроды России «Лучший экологический проект года», где ОАО «ТАИФ-НК» стало  лауреатом в номинации «Экологическая эффективность экономики» за проект «Создание современного нефтеперерабатывающего комплекса по производству и реализации моторных топлив, соответствующих международным  стандартам Евро4».

В декабре 2008 года указом Президента Республики Татарстан Минтимера  Шариповича Шаймиева за работу «Разработка  и внедрение процесса одностадийной  очистки легкого углеводородного  сырья от сернистых соединений (H2S, RSH, COS, CS2)» присуждена Государственная  премия и присвоено звание «Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки 2008 года» заместителю Генерального директора ОАО «ТАИФ» Преснякову В.В., Генеральному директору ОАО  «ТАИФ-НК» Бабынину А.А. и директору  Завода Бензинов ОАО «ТАИФ-НК» Калимуллину  А.К.

В феврале 2009 года введена  в эксплуатацию установка по производству высокооктановых компонентов автомобильных  бензинов МТБЭ и ТАМЭ.

В марте 2009 года Компания ОАО  «ТАИФ-НК» стала лауреатом премии Правительства РФ в области науки  и техники за 2008 г. Звание «Лауреат премии Правительства Российской Федерации  в области науки и техники» за разработку процесса каталитического  крекинга – гидроочистки сернистого сырья и создание на её основе крупнотоннажного промышленного производства высокооктанового автомобильного бензина» присвоено  Генеральному директору ОАО «ТАИФ» Шигабутдинову Альберту Кашафовичу, заместителю Генерального директора ОАО «ТАИФ» Преснякову В.В., Генеральному директору ОАО «ТАИФ-НК» Бабынину А.А., директору Завода Бензинов ОАО «ТАИФ-НК» Калимуллину А.К.

В мае 2009 года, после успешного  прохождения летных испытаний, сертифицировано  топливо для реактивных двигателей марки РТ, производства ОАО «ТАИФ-НК». Сертификат подтверждает соответствие топлива всем требованиям, предъявляемым  к топливу высшей категории.

Нефтеперерабатывающая компания «ТАИФ-НК» первой в Татарстане стала  производить бензин стандарта «Евро-4». Между тем для многих автолюбителей  само это понятие либо ни о чем  не говорит, либо воспринимается как  дорогая диковинка.

Пока на нашем рынке  нет четкого понимания, что же такое «Евро-4», он для этого еще  не созрел. Сам термин только входит в употребление. Что касается спроса, то все, что «ТАИФ-НК» производит, успешно продается. Такова специфика  нефтепереработки, по-другому просто быть не может, иначе завод уже  остановился бы. Другое дело, что  «ТАИФ-НК» обладает продуктом максимального  и неизменного качества, а потому перед ним стоит задача по созданию бренда. И данное предприятие сейчас этим занимается. Сейчас все легче  продавать такой продукт, он становится узнаваемым. Причем важно, что все  топливо соответствует стандарту  «Евро-4». Хотя по регламенту таковым  может быть только 95-й бензин. У  нас же и 92-й бензин – «Евро-4», и даже 80-й, что, казалось бы, в принципе невозможно.

«Евро-4» - это ряд ограничений  на содержание в бензине веществ, вредных как для окружающей среды, так и для автомобиля. В первую очередь речь идет о сере. Во всех бензинах данного предприятия ее содержание не превышает 50 миллиграмм на килограмм, в то время как в  топливе класса «Евро-2» этот показатель достигает 500 миллиграмм на килограмм, а в «Евро-3» – 350 миллиграмм на килограмм. Такая концентрация опасна тем, что при сгорании, к примеру, одного килограмма серы в атмосферу  выделяется уже два килограмма сернистого ангидрида, которым потом дышат люди. Кроме того, в «Евро-4» снижено содержание ароматических и непредельных углеводородов. В результате бензин хорошо сгорает в двигателе и при этом экологически безопасен, что немаловажно для Нижнекамска – крупнейшего промышленной зоны Восточной Европы, ведь, по статистике, 70-75 процентов выбросов в атмосферу города связано исключительно с транспортной нагрузкой. Поэтому продажа бензина для нас не только бизнес, но и социальная миссия.

Глубокая переработка  нефти создает огромный потенциал  для экономического рывка России. Именно поэтому «ТАИФ-НК» и занялся  строительством собственных заправок. Хотя это достаточно сложный и  длительный процесс, в первую очередь  с точки зрения отведения земельных  участков под строительство АЗС. Данному предприятию важно, чтобы  потребитель понял, у производителя  продается бензин только хорошего качества. На таких заправках существует мощнейшая  система контроля. Никаких добавок, никаких примесей. И можно быть уверенным, если вы заливаете 92-й бензин, то октан в нем равен 93,5, а в 95-м этот показатель достигает 97. Так  что продажа бензина на собственных  заправках – это тоже часть  миссии «ТАИФ-НК». Вскоре закончится ребрендинг АЗС и фириа приступит к  рекламной кампании продукта. В ее рамках объяснять людям, в чем  же преимущество топлива «Евро-4» [4].

Информация о работе Теоретические аспекты организации энергетического хозяйства на предприятии