Теоретические основы организации розничной торговли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Одними из основных целей моей курсовой работы является определение состояния предприятий розничной торговли на современном этапе, изучение структуры и мер по регулированию отрасли, а также перспективы развития розничной торговли Оренбургской области на ближайшее время.

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 87.76 Кб (Скачать файл)
    • парковка личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.[18]

 

 

    1. Классификация розничных торговых предприятий

В основу классификации розничных торговых предприятий могут быть положены следующие признаки:

  • Особенности устройства;

  • Форма торгового обслуживания;

  • Тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;

  • Функциональные особенности предприятия;

  • Форма собственности;

  • Вид предприятия. [2]

Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров:

  • универсальные,
  • специализированные,
  • неспециализированные магазины - предприятие розничной торговли с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров.

Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания:

  • универсальные магазины - Гипермаркет, Универмаг, Универмаг «Детский Мир», Магазин-склад, Универсам (Супермаркет), Гастроном, Товары повседневного спроса и т.п. (табл.1.1);

Таблица 1.1 - Основные признаки, характеризующие универсальные магазины

Тип

Торговая площадь

м2, не менее

Ассортимент

товаров

Формы торгового обслуживания

Гипермаркет

5000

Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров

Преимущественно самообслуживание

Универмаг

3500 - городская торговля

650 - сельская торговля

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

Универмаг «Детский Мир»

2500

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Магазин-склад

650

Универсальный ассортимент продовольственных и(или) непродовольственных товаров

Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары

Универсам

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частного спроса

Преимущественно самообслуживание

Гастроном

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии.

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Товары повседневного спроса

100

Продовольственные и непродовольственные товары частного спроса

Преимущественно самообслуживание


  • специализированные продовольственные магазины - Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п.. Торговая площадь данного вида предприятия розничной торговли должна составлять не менее 18 м2. Товарный ассортимент формируется в соответствии со специализацией магазина. Используются такие формы торгового обслуживания как: самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок.
  • специализированные непродовольственные магазины - Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т.п.. Торговая площадь предприятия торговли должна составлять не менее 18 м2. Товарный ассортимент формируется в соответствии со специализацией магазина. Используются такие формы торгового обслуживания как: самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
  • магазины прочей товарной специализации - Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п.. Торговая площадь этого типа предприятия торговли должна составлять не менее 18 м2. Товарный ассортимент формируется в соответствии со специализацией магазина. Используются такие формы торгового обслуживания как: самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
  • неспециализированные продовольственные магазины - Продукты (Минимаркет) и т.п.. Торговая площадь должна составлять не менее 18 м2. Данный тип торгового предприятия представлен узким ассортиментом продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки. Обслуживание покупателей осуществляется путём индивидуального обслуживания через прилавок.
  • неспециализированные непродовольственные магазины - Дом торговли, Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т.п. (табл. 1.2)

Таблица 1.2 - Основные признаки, характеризующие универсальные магазины.

Тип

Торговая площадь

м2, не менее

Ассортимент

товаров

Формы торгового обслуживания

Дом торговли

1000

Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия)

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Все для дома, Товары для детей, и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров

650

Товарные комплексы соответствующей специализации

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

 

 

Промтовары

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Комиссионный магазин

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок


 

  • Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом товаров должны иметь площадь не менее 18 м2. Магазины данного типа имеют узкий ассортимент продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.  Обслуживание покупателей осуществляется путём индивидуального обслуживания через прилавок. [19]

 

    1. Особенности функционирования розничной торговли

На предприятиях розничной торговли должны выполняться:

  • санитарно-гигиенические требования - по требованиям СанПиН 2.3.2.560-96, СанПиН 2.3.5.021-94, СанПиН 42-123-4117-86, СанПиН 2.2.4.548-96, СН 2.2.4/2.1.8.562-96;
  • требования противопожарной безопасности по СНиП 21-01-97;
  • требования электро- и взрывобезопасности - по ГОСТ 12.2.003 и СНиП 23-05-95
  • требования экологической безопасности - по СанПиН 42-123-4117-86, СНиП 2.08.01-89, СНиП 2.08.02-89, СанПиН 42-128-4690-88.

Предприятия розничной торговли должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта и безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 12.2.033, СН 2.2.4/2.1.8.562-96, СНиП 2.04.01-85, СНиП 2.04.05-91. Машины, механизмы, другое производственное оборудование и транспортные средства должны иметь сертификаты соответствия (Закон Российской Федерации «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ).

В строящихся и реконструируемых предприятиях розничной торговли следует предусматривать устройства и мероприятия, обеспечивающие инвалидам и мало мобильным группам населения возможность перемещаться по лестницам или пандусам (в том числе наружным) и пользоваться торговыми залами и помещениями для оказания услуг (ВСН 62-91).

Предприятия розничной торговли должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные дорожки ко входу (СНиП 2.08.01-89, СНиП 2.08.02-89).

Прилегающая к предприятиям розничной торговли территория должна быть освещена в вечернее время (СНиП 23-05-95).

На территории, прилегающей к предприятию розничной торговли и доступной для покупателей, не допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ, складирование тары, размещение контейнеров с мусором. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений магазина не менее чем на 20 м. Предприятие розничной торговли должно иметь вывеску с указанием фирменного наименования организации, режима работы, местонахождения, юридического адреса.

В помещении предприятия розничной торговли должна быть информация о государственной регистрации предприятия торговли, наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, ее сроке действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности магазина подлежит лицензированию (Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ).

Расположение торговых, вспомогательных, складских помещений и их площадь должны обеспечивать последовательность проведения технологических процессов товародвижения.

Освещение торговых залов, аварийное, эвакуационное, а также освещение вспомогательных и складских помещений должно соответствовать СНиП 23-05-95.

В строящихся и реконструируемых предприятиях розничной торговли при расположении торговых залов на трех или более этажах необходимо наличие пассажирских лифтов или эскалаторов.

В торговых залах без естественного освещения следует предусматривать дымоудаление.

Ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечить покупателю удобство выбора и приобретения товаров (табл 1.3) (МГСН 4.13-97). Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна обеспечить безопасность его пребывания в магазине (СНиП 2.08.02-89).

Таблица 1.3 - Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов.

Расположение проходов

Ширина, м, не менее

Между прилавками для хранения личных вещей покупателей и стеной (проход для покупателей в торговый зал)

1,7

Между параллельно расположенными островными горками*

1,4

Между островными горками и пристенным охлаждаемым оборудованием*

1,6

Между кассовыми кабинами или прилавками обслуживания и установленными параллельно им горками*

2,0

Между кабинами контролеров-кассиров

0,6

Между кассовыми кабинами и торцами островных горок

2,0

Между прилавком и оборудованием за прилавком

0,9

Между прилавками

2,8

Между прилавками и стеной

1,2

* При доставке товаров в торговый  зал с использованием подъемно-транспортного  оборудования ширина проходов  должна быть не менее 2,2 м.


Минимальные площади помещений для оказания услуг покупателям для всех типов предприятий розничной торговли приведены в таблице 1.4 (МГСН 4.13-97).

Таблица 1.4 - Площади помещений для оказания услуг покупателям (кроме услуги реализации товаров) на предприятиях розничной торговли

Наименование услуг

Площадь, м2, не менее

  1. 1.Прием и исполнение заказов на товары, в том числе комплектация подарочных наборов

12

  1. 2.Прием стеклопосуды

18

  1. 3.Организация приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине

6

  1. 4.Консультация продавцов-консультантов, диетологов, косметологов и других специалистов при продаже товаров покупателям

6

  1. 5.Аудио-, видеозаписи, их прослушивание и просмотр

6

  1. 6.Раскрой тканей

12

  1. 7.Мелкая переделка швейных изделий, купленных в магазине

8

  1. 8.Растяжка обуви и головных уборов

6

  1. 9.Нарезка стекла

18

  1. 10.Прием заказов на изготовление кино- и фотопродукции

3

  1. 11.Выполнение заказов на изготовление кино- и фотопродукции

6

12.Проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания)

  1. 13.Гравировка изделий

18

3

  1. 14.Бюро обслуживания покупателей: организация доставки товаров; прием и хранение вещей покупателей; упаковывание купленных в магазине товаров; заказ такси; справочное бюро

7

  1. 15.Предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей)

15

  1. 16.Организация мест отдыха

10

  1. 17.Хранение купленных товаров и (или) вещей покупателей

10

Информация о работе Теоретические основы организации розничной торговли на предприятии