Теоретические основы организации розничной торговли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Одними из основных целей моей курсовой работы является определение состояния предприятий розничной торговли на современном этапе, изучение структуры и мер по регулированию отрасли, а также перспективы развития розничной торговли Оренбургской области на ближайшее время.

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 87.76 Кб (Скачать файл)

Органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в сфере регулирования розничной торговли в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Оренбургской области и муниципальными нормативными правовыми актами по следующим направлениям:

  • создание условий для повышения предпринимательской активности в сфере торговой деятельности и формирования конкурентной среды в соответствующем муниципальном образовании;
  • разработка и реализация программ и мероприятий, направленных на  развитие розничной торговли;
  • создание условий для развития в соответствующем муниципальном образовании современной инфраструктуры потребительского рынка и формирования разветвленной сети розничных торговых объектов с учетом их территориальной доступности;
  • обмен информацией, а также опытом решения вопросов в сфере торговой деятельности;
  • разработка мер по совершенствованию подготовки и повышению квалификации работников торговли, а также повышению качества и культуры обслуживания в сфере торговой деятельности. [8]

 

 

    1. Негосударственное регулирование розничной торговли

Регулирование торговой деятельности включает саморегулирование (негосударственное регулирование), когда организации в сфере торговли на потребительском рынке вправе объединяться в ассоциации и саморегулируемые организации, а так же вступать в сговор с поставщиками и другими торговыми предприятиями, которые разделены по видам: в сфере оптовой торговли, в сфере розничной торговли, в сфере общественного питания, в сфере бытового обслуживания.[24]

Негосударственное регулирование в данной области осуществляет Торгово-промышленная палата Российской Федерации, созданная предпринимателями с целью согласования, представительства и защиты своих интересов перед органами государственной власти, международными организациями и иностранными государствами.

Саморегулируемые организации в сфере торговли вправе осуществлять деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы, в том числе разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила осуществления ими торговой деятельности, правила взаимодействия с производителями и поставщиками товаров.

Негосударственное регулирование (саморегулирование) предприятия розничной торговли – это процесс управления предприятием, который включает в себя процесс планирования и претворения в жизнь комплекса мероприятий, направленных на привлечение новых и удержание существующих покупателей с целью создания конкурентоспособного магазина и получения постоянной прибыли. Говоря о процессе саморегулирования предприятия розничной торговли, можно выделить следующий комплекс задач:

    • ассортимент основных и сопутствующих товаров;
    • цены и условия продажи товаров;
    • месторасположение магазина, его окружение и внешний вид;
    • организация торгового процесса;
    • торговое оборудование;
    • работа торгового персонала.

Саморегулирование в сфере розничной торговли побуждает всех продавцов, товаровладельцев и поставщиков к действиям, стимулируя личный материальный интерес — с выгодой для себя создавать для людей то, что им нужно. По словам А. Смита, каждый производитель «невидимой рукой направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения». [11]

Важным элементом рыночного саморегулирования выступает конкуренция. Она во многом определяет «правила поведения» субъектов рынка, заставляет их действовать в соответствии с законами товарного производства и обращения. Так же рыночное саморегулирование осуществляется с помощью системы цен, так называемой ценовой политики. К примеру, ценовая политика поставщиков сказалась на стоимости продуктов в Оренбуржье. С 9 по 18 июня 2012 года отмечен рост цен на ряд продуктов питания: куриной мясо, сахар, овощи. На 0,8% подорожало мясо кур (кроме куриных окорочков). Среднерозничная цена на продукт установилась на уровне 93,09 руб./кг. Также менее процента составил рост цен на сахар-песок (0,9%). Средняя по рознице стоимость килограмма сахара поднялась до 31,69 руб./кг. В группе непродовольственных товаров рост цен затронул мыло хозяйственное (1/200г). Мыло подорожало на 22 копейки или 1,6%. В среднем с 9 по 18 июня пачка мыла весом 200 грамм стоила 14,24 руб.

Разнообразные формы негосударственного регулирования, находясь в противоречивом единстве с государственными, играют возрастающую роль в современном механизме хозяйствования области. Это обусловлено усиливающимися в последние годы процессами информационно-технологической и организационно-экономической перестройки всей системы товарного обращения.    Негосударственное регулирование должно включать различные соглашения об объединении предприятий, создании внутриотраслевых и межотраслевых комплексов, а так же разнообразные регулирующие воздействия коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, промышленных и торговых ассоциаций, палат и информационно-аналитических систем.

Так же основными направлениями негосударственного регулирования розничной торговли являются:

В области регулирования кадровой политики:

  • обеспечение поддержки развития системы непрерывного профессионального образования и подготовки кадров для сферы торговли;
  • проведение мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг в области подготовки кадров для сферы розничной торговли.

В области программирования и прогнозирования:

  • проведение мониторинга рынка розничной торговли.

В области социального регулирования:

  • рассмотрение вопроса о создании социально ориентированной системы обслуживания населения города Оренбурга;
  • развитие торговых зон социальной направленности для реализации населением излишков сельскохозяйственной продукции, выращенной на приусадебных и садово-огородных участках, в пределах пешеходной доступности;
  • принятие мер по повышению и легализации заработной платы работников сферы потребительского рынка. [21]

Можно сказать, что при возрастающей роли негосударственных форм регулирования конкуренция выполняет роль двигателя, а государственное регулирование – стратегического ориентира развития отраслей товарного обращения.  [25]

 

 

    1. Перспективы развития розничной торговли Оренбургской области

Развитие отрасли торговли является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города. Таким образом, развитие розничной торговли рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений политики города Оренбурга, реализуемого в тесной увязке с намеченными социально-экономическими преобразованиями.

Цели развития и совершенствования розничной торговли следует считать приоритетными следующие направления:

  • доведение до покупателя товара, отвечающего требованиям безопасности и качества, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка товарами.
  • развитие сетевого принципа организации торговли, привлечение в город крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией торговых сетей;
  • обеспечение условий для создания в жилых кварталах, в том числе субъектами малого предпринимательства, магазинов пешеходной "шаговой" доступности для населения;[21]
  • обеспечение доступности объектов инфраструктуры розничной торговли города для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями путем оснащения предприятий специальным оборудованием (пандусы, поручни, лифты и т.д.);
  • разработка совместных с коммерческими и некоммерческими организациями проектов, ориентированных на обслуживание населения с низким уровнем доходов;
  • развитие специализированной торговли, позволяющей наиболее полно учитывать реальные потребности покупателей благодаря ориентации на конкретные сегменты потребителей;
  • мелкорозничная торговля - это лицо города, необходимо ее рассматривать как активную узкоспециализированную форму торгового обслуживания населения. В этой связи основной задачей является постоянный контроль над состоянием уличной торговли, повышение уровня культуры обслуживания, достижение оптимальных параметров схемы размещения уличной торговли, соблюдения правил торговли и санитарных норм на рабочем месте. [9]

Проведенный анализ состояния сферы розничной торговли города свидетельствуют о наличии предпосылок для дальнейшего динамичного ее развития:

  • рынок г. Оренбурга интересен многим крупным ритейлерам и операторам, которые, освоив крупные города, в ближайшее время будут искать возможность выхода на рынки городов с населением более 500 тысяч человек;
  • предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, товар которых не представлен в крупных розничных сетях, будут искать новые рынки сбыта и стремиться развивать свою сеть фирменных магазинов формата "шаговой доступности";
  • город Оренбург - областной центр, являющийся своеобразной "развязкой" между Европой и Азией, который посещает большое количество различных категорий населения и возникает необходимость в предоставлении широкого формата услуг торговли и общественного питания. [4] [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сферу розничной торговли Оренбурга характеризует стабильность, высокая предпринимательская и инвестиционная активность, положительная динамика развития. К положительным тенденциям относятся: строительство и ввод в эксплуатацию крупных предприятий современного формата, увеличение количества предприятий потребительского рынка, высокий уровень насыщенности товарами и услугами.

В процессе изучения темы было выявлено, что развитие розничной торговли в Оренбургской области сдерживает ряд факторов:

  • недостаток собственных финансовых средств;
  • относительно высокий уровень налогов, арендной платы, тарифов на энергоносители и коммунальные услуги;
  • высокий процент кредитной ставки;
  • значительные транспортные расходы;
  • недостаточная платежеспособность населения.

Более 30 % из работающих в торговле и сфере услуг города не имеют специального образования и подготовки. В отрасли наблюдается дефицит трудовых ресурсов, особенно на уровне низшего и среднего звеньев: продавцы, кассиры, руководители отделов. Это объясняется невысоким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров и низкой мотивацией труда.

Из года в год количество предприятий розничной торговли увеличивается и соответственно потребность в квалифицированных кадрах постоянно растет.

Решение данной проблемы возможно путем проведения внутрикорпоративных тренингов, обучающих семинаров, подготовки и повышения квалификации в учреждениях профессионального образования.

Для поддержки и стимулирования развития розничной торговли необходима реализация комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие торговой инфраструктуры и решение отраслевых проблем. Можно предложить следующие приоритетные направления развития розничной торговли:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и введение новых нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке;
  • реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными требованиями и новейшими научно-техническими достижениями;
  • развитие и оптимизация структуры торговых сетей; развитие системы гипер- и супермаркетов, «магазинов у дома» и мелкорозничных рынков;
  • приоритетное развитие социально ориентированной сети торгового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан, в том числе и магазинов-дискаунтеров;
  • обеспечение территориальной доступности товаров для всех социальных групп населения; формирование адресных программ развития торговой сети; размещение новых предприятий там, где ощущается дефицит торговой сети;
  • упорядочение и качественные улучшения объектов мелкорозничной торговой сети, быстрейшее решение вопросов по ликвидации торговли в неустановленных местах; перевод мелкорозничной сети в современные торговые комплексы;
  • постепенный переход на преимущественно магазинные формы продажи (самообслуживание, торговлю через прилавок); внемагазинные формы торговли должны сохраниться для реализации сельхозпродукции, изделий народных промыслов, сезонных распродаж;
  • повышение качества товаров и культуры обслуживания; забота о здоровье потребителей.

 

Список использованной литературы

  1. Большой Энциклопедический словарь. 5-е изд./ под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 495 с.
  2. Брагин, Л. А. Экономика торгового предприятия. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 314 с.
  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
  4. Данные Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области
  5. Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области
  6. Данные Торгово-промышленной палаты Оренбургской области
  7. Министерство экономического развития и торговли РФ: социально-экономическое развитие РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2012/MERT_NEW201211291320/MERT_NEW201211291320_p_002.htm
  8. Официальный сайт Минпромторг России URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/stats/industry/12-2011/7 (дата обращения: 13.03.2013)
  9. Постановление № 518-пп от 29 июня 2011 г. Об утверждении областной целевой программы "Развитие торговли в Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы (в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 16.01.2012 N 5-пп, от 25.06.2012 N 509-пп)
  10. Приказ министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области № 23 от 15.02.2013 г. "О реализации мероприятий по возмещению организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату процентов по кредитам"
  11. Сухова, Д. К. Формирование стратегии развития предприятий розничной торговли крупного города // Проблемы современной экономики. – 2007. - № 4.
  12. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник / Под ред. Л.А. Брагина. М.: ИНФРА-М, 2010. 560 с.
  13. Травин А.М. Торговое дело: Экономика и организация: Учебник. - М.: Инфра-М, 2009. - 256 с.
  14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
  15. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли: Настольная книга руководителя, главбуха и юриста. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 704 с.
  16. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 248 с.
  17. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.
  18. ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования.
  19. ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.
  20. Гражданский кодекс Российской федерации: Части первая, вторая, третья (по сост. на 10 фев. 2005 г.). – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 479 с. – (Правовая библиотека)
  21. Оренбуржье: Портал Правительства Оренбургской Области / Социально-экономическое развитие Оренбургской области за 2014 год
  22. Кент Т., Омар О. Розничная торговля: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 719 с.
  23. А.В. Касьянов. Настольная книга индивидуального предпринимателя. Полное практическое руководство. М.: Инфра-М, 2008. - 314 с.
  24. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Розничная торговля: проблемы, анализ // Сборник научных статей. – 2011.
  25. Зосимова Л.А.Концептуальные направления развития торговли региона.
  26. Оренбуржье – Портал правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Торговая отрасль – самая прибыльная в области после добычи полезных ископаемых. http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/News/EconomicNews/2013-13-11-17-37-56.html 

Информация о работе Теоретические основы организации розничной торговли на предприятии