Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение оптовой торговли.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить сущность и специфика торговой сферы;
- рассмотреть экономические границы отрасли
- опредлить показатели, характеризующие границы отрасли.
3) показатели межрайонного
обмена. Они характеризуют уровень
кооперирования промышленных
Признаки границ отрасли:
Важнейшим методом планирования взаимосвязей и пропорций между отраслями является составление материальных балансов, в которых отражаются все ресурсы определенного вида продукции и их распределение. Материальные балансы, разрабатываемые по важнейшим видам продукции, позволяют раскрыть связи определенной отрасли с отраслями-потребителями данной продукции, показать соотношение между производством и потреблением. Но в реальных условиях общественного производства отрасли находятся в более глубоких производственных связях друг с другом, поэтому в системе частных материальных балансов трудно и практически невозможно выделить все цепные связи, относящиеся к данному конкретному продукту.
Вся совокупность отраслевых связей в народном хозяйстве и промышленности раскрывается с помощью разработки межотраслевого баланса (МОБ) производства и потребления продукции.
В мировую экономическую мысль модель МОБ вошла с публикациями В. Леонтьева, лауреата Нобелевской премии по экономике. Метод В. Леонтьева в современных условиях положен в основу моделей межотраслевого баланса, составляемых во многих развитых странах и международных организациях, он применим и для характеристики межотраслевого движения созданного продукта регионов. По мнению В. Леонтьева, межотраслевой анализ может служить основным инструментом стратегического планирования.
В основе межотраслевого анализа - составление так называемой матрицы межотраслевого баланса (МОБ) экономической системы, или специальной таблицы, в которой указывается, сколько продукции каждой другой отрасли необходимо конкретной отрасли промышленности для производства ее собственной продукции.
Информация, содержащаяся в таблице МОБ, является серьезной базой для проведения различных аналитических расчетов и позволяет осуществить комплексный анализ и прогнозирование социально-экономического развития исследуемой системы. Модель МОБ В. Леонтьева отличается двояким рассмотрением отдельных отраслей - как покупателей материальных благ и услуг, предложенных другими отраслями, и как продавцов материальных благ и услуг, созданных ими самими. Данная характерная черта модели МОБ позволяет определить ее как модель "затраты-выпуск". Матрица МОБ позволяет:
- ранжировать отрасли
по структуре себестоимости
- оценить степень зависимости экономики региона от объема ввозимой продукции (в отраслевом разрезе) как фактора региональной безопасности ;
- для каждой отрасли дать оценку "критических уровней" падения объема производства, после которого начнется "обвал" в других отраслях, с целью своевременного принятия антикризисных мер;
- рассчитать матрицу
Решение последней задачи позволяет ранжировать все отрасли по значению суммарной величины полных затрат, приходящихся на единицу конечной продукции каждой отрасли, определяя тем самым стратегические приоритеты регионального развития: с точки зрения максимизации валового регионального продукта (ВРП) как комплексного показателя эффективности экономики региона наиболее выгодно вложение средств в развитие отраслей с меньшими суммарными полными затратами.
Межотраслевой баланс имеет вид шахматной таблицы. Показатели по вертикали определяют, какие ресурсы и в каком размере расходуются каждой отраслью на производство данного продукта (формирование затрат), а показатели по горизонтали — выпуск продукции по отраслям, что отражает отраслевую структуру потребления (распределения) части промежуточного продукта и конечный продукт отрасли. Используя эти данные, можно определить удельные затраты, разделив выбранный показатель строки или столбца на величину валового продукта, т.е. разделив величину затрат одной отрасли на объем продукции другой, получим удельное потребление этой отраслью продукции первой.
Модель В. Леонтьева может быть представлена уравнением
X = AX + Y,
Где Х - объем производства какой-либо отрасли;
Y - конечный продукт данной отрасли;
А - матрица технологических коэффициентов аij, т.е. объем i-й отрасли для создания единицы продукции j-й отрасли.
Модель разворачивается в систему уравнений, отображающую отрасли с конкретными технологическими коэффициентами. Построение экономико-математической модели межотраслевого баланса основано на использовании системы линейных алгебраических уравнений, характеризующих связи между выпуском продукции в одной отрасли (в стоимостном измерении) и затратами продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска.
Различают балансы двух видов: межотраслевой баланс в ценностном выражении и межотраслевой баланс в натуральном выражении. Межотраслевой баланс в стоимостном выражении составляется в разрезе отраслей и определяет затраты овеществленного и живого труда по выпуску продукции отрасли. При определении объема продукции отрасли в межотраслевом балансе из валовой продукции предприятий, входящих в отрасль, исключается непрофильная продукция и добавляется продукция, соответствующая профилю отрасли, но производимая на предприятиях других отраслей промышленности.
Межотраслевой баланс в натуральном выражении представляет собой синтез частных материальных балансов.
Нахождение наиболее эффективной отраслевой структуры промышленного производства предполагает многовариантную разработку межотраслевого баланса. Эта задача решается с использованием экономико-математической модели баланса и компьютеров.
Приведенная характеристика межотраслевого баланса подчеркивает его основное предназначение как важнейшего инструмента достижения сбалансированности, общего равновесия во взаимном развитии отраслей, крупномасштабного анализа взаимосвязей между различными отраслями производства, составляющими экономическую систему.6
Результаты исследование структуры оптовых рынков по типам торговых мест приведены в таблице 1.
Таблица 1
Количество торговых мест на оптовых рынках
Наименование Предприятия |
Железный контейнер |
Торговое место с навесом |
Павильон,торгующий алкогольной продукцией |
Палатка |
Бутик |
Место для продажи машин |
Секция в павильоне, ангаре |
Магазин | ||
АНО «Автоцентр Опыт» (Авторынок на отрадной) |
20 |
93 |
||||||||
АОЗТ «Таганский Ряд» |
30 |
1800 |
||||||||
ООО «Шарташ-сервис» |
280 |
47 |
166 |
33 | ||||||
МП «Чайка» (вещевой на Свердлова) |
39 |
12 |
||||||||
ТК «На Высоцкого» |
632 |
24 |
29 |
187 |
||||||
ООО «РК Оборонснабсбыт» |
266 |
|||||||||
ООО «Олипс» РК «Парковый» |
448 |
168 |
42 |
3 | ||||||
ООО «Италл» (рынок на Вайнера) |
56 |
9 |
13 |
151 |
||||||
ЗАО «Стелл» (ТЦ Юго-Западный) |
53 |
|||||||||
РК «Ботанический» |
96 |
|||||||||
Оптовый рынок «Белая Башня» |
112 |
94 |
400 |
57 |
||||||
Оптовый рынок «Машевский» |
162 |
274 |
112 |
124 |
8 | |||||
РК «Московский Привоз» |
160 |
480 |
8 |
60 |
1 | |||||
РК «Эльмашевский» |
99 |
10 |
15 |
ТЦ «Эльмашевский» |
30 |
|||||||
ООО «Центральный» |
10 |
692 |
99 |
57 | ||||
ТД «Чкаловский» (Автовокзал) |
24 |
425 |
21 |
5 |
Были выявлены следующие тенденции:
1. Осмотр незавершённого
строительства на оптовых
2. Исследовательская группа считает, что все рынки условно можно разбить на следующие группы;
Каждая группа имеет на сегодняшний день свою стратегию оптимизации своих торговых мест, которая указана в таблице 2.
Таблица 2
Стратегия оптовых рынков в области оптимизации мест
Тип оптового рынка |
Стратегия |
Бутик |
Возможность быстрой перепланировки торговых мест по желанию арендатора, отсутствие арендаторов с одинаковым ассортиментом, узкая специализация по товарным группам |
Мегамарт |
Присутствие на своём рынке представителей всех видов продавцов, от крупных до мелких, ускоренный перевод всех торговых мест в закрытые отапливаемые помещения |
Маркет |
Резкое увеличение числа магазинов на территории рынка, отличающихся стабильной оплатой за арендуемые площади, долгосрочная попытка Машевского рынка перейти в разряд «Мегамартов» |
Спальный |
Постоянное подчёркивание перед арендаторами своей исключительности по определённым видам товаров |
Минимаркет |
Главная цель – сохранить своё существование |
Информация о работе Теоретические основы экономических границ отрасли «Торговля»