Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение оптовой торговли.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить сущность и специфика торговой сферы;
- рассмотреть экономические границы отрасли
- опредлить показатели, характеризующие границы отрасли.
Количество и структура торговых мест на оптовых рынках
Специализация по ассортименту представлена в таблице 3. Следует обратить внимание на то, что в категорию «вещи» отнесены торговые места, реализующие авто-товары и стройматериалы.
Количество торговых мест с учётом продаваемой продукции
Таблица 3
Наименование |
Продукты |
Вещи |
Всего |
АНО «Автоцентр Опыт» (Авторынок на отрадной) |
0 |
113 |
113 |
АОЗТ «Таганский Ряд» |
0 |
1830 |
1830 |
ООО «Шарташ-сервис» |
301 |
178 |
479 |
МП «Чайка» (вещевой на Свердлова) |
0 |
39 |
39 |
ТК «На Высоцкого» |
311 |
532 |
843 |
ООО «РК Оборонснабсбыт» |
48 |
218 |
266 |
ООО «Олипс» РК «Парковый» |
184 |
477 |
661 |
ЗАО «Стелл» (ТЦ Юго-Западный) |
3 |
50 |
53 |
РК «Ботанический» |
96 |
0 |
96 |
Оптовый рынок «Белая Башня» |
0 |
663 |
663 |
Оптовый рынок «Машевский» |
280 |
400 |
680 |
РК «Московский Привоз» |
213 |
496 |
709 |
РК «Эльмашевский» |
108 |
0 |
108 |
ТЦ «Эльмашевский» |
22 |
8 |
30 |
ООО «Центральный» |
462 |
396 |
858 |
ТД «Чкаловский» (Автовокзал) |
0 |
475 |
475 |
Товарный ассортимент, представленный на оптовых рынках, по сравнению с докризисным периодом значительно сузился. По продуктовым товарам это объясняется сильным обнищанием населения и, как следствие, падением его платёжеспособности.
По данным опроса администраций рыночных комплексов и результатам визуального наблюдения территорий оптовых рынков исследовательской группой была составлена характеристика сервисного обслуживания клиентов каждого типа рыночных комплексов г. Москва:
Бутик. Отличительной чертой данного типа оптовых рынков являются идеальные условия хранения, разгрузки и погрузки товаров. Нет очередей для сдачи и получения товара. Присутствует высокого уровня столовая-кафетерий. Наличие 3 туалетов. Помещение отделано по европейским стандартам (для ООО «Италл» вышеперечисленное не характерно).
«Мегамарты». Компании этого типа отличает наличие больших камер хранения, но стоимость их услуг довольно высока, а для некоторых групп клиентов предусмотрены существенные скидки. Для финансовой помощи арендаторам присутствуют ломбарды, хотя условия работы с ними тяжёлые. Наличие платных и бесплатных автостоянок (самая большая у рынка «Таганский Ряд». Один из существенных недостатков – это проблема с питанием – присутствуют только хот-доги.
«Маркеты». Характерная черта подобных предприятий это скученность торговых мест. В крытых помещениях грязно. Удобства присутствуют, но в минимальных количествах и, как правило, за пределами крытых помещений.
Спальные. Сервисная инфраструктура на таких рынках только формируется. Ни на одном предприятии она не присутствует в окончательном виде.
Минимаркеты. Эти предприятия не имеют достаточных финансовых резервов для развития и поддержания системы сервисного обслуживания клиентов на приемлемом уровне. Бытовые удобства, присутствующие на этих рынках, остаются такими, как в момент открытия.
Анализ печатных средств массовой информации показал, что активной рекламной пропагандой большинство оптовых рынков не занимаются. Размещением рекламной информацией занимаются 4 рынка: Парковый, Оборонснабсбыт, Кировский и РК «Эльмашевский». Эти предприятия, в основном, размещают рекламу в тех изданиях, где они являются попечителями или имеют существенные скидки, то есть рынки не видят необходимости тратить на этот рекламный инструмент финансовые ресурсы. Данные о количестве размещения рекламных объявлениях в периодических изданиях с января по июль 2010 отражены в таблице 4.
Таблица 4
Частота размещения рекламы оптовых рынках в печатных СМИ
Рынок |
Пульс цен |
Товарный рынок |
Двойной экспресс |
Быстрый Курьер |
Парковый |
6 |
2 |
3 | |
Оборонснабсбыт |
15 |
|||
Кировский |
2 |
|||
Эльмашевский |
6 |
Что касается размещения оптовыми рынками рекламы на телевидении и радио, то сбор ретроперспективной информации по данному вопросу невозможен, ввиду отсутствия такового на сегодняшний день. При выборе определённого электронного средства массовой информации предприятия руководствуются следующими аспектами: наивысшими рейтингами СМИ среди населения и дружескими отношениями с руководством какого-либо СМИ. Исключение составляет рекламная компания, проведённая ТЦ Юго-Западным в 2010 году, которая отличалась тщательной продуманностью и логической завершённостью.
Анализ ответов на вопрос о причинах привлекательности показал, что население обоих районов основными критериями при отборе рынков считают: близость к месту жительства, разнообразие ассортимента и уровень цен, что отражено на рис.1.
Рис.1. Причины привлекательности оптовых рынков
Необходимо отметить, что уровень цен для жителей Шарташского района является наиболее значимым (40%), а для Пионерского наоборот (25%). Широте ассортимента большее значение уделяет население Пионерского района (33%), аналогичный показатель для жителей Шарташского района (23%). Что касается близости рынка от места жительства, то по данному вопросу мнение населения опрашиваемых районов практически совпало: (примерно по 26%). По этим данным можно предположить, что население Шарташского района менее состоятельно, чем жители Пионерского района, так как влияние цены на предпочтение рынка у них самое высокое. Жителей же Пионерского посёлка больше интересует широта ассортимента и близость к месту жительства. Кроме того, население Пионерского посёлка отмечает такие моменты как отсутствие толкучки, близость автостанции и вежливое обслуживание.
Информация о видах товара, приобретаемого населением опрошенных районов, отражена на рис. 2:
Рис.2. Товары, приобретаемые на оптовых рынках
Из представленной диаграммы видно, что на оптовых рынках население преимущественно закупает продукты питания, одежду и обувь. По строительным материалам, товарам бытовой химии, моющим средствам и автозапчастям этот показатель составил от 2 до 4 процентов, ответы по остальным группам товаров составили менее одного процента. Такое соотношение говорит о том, что население закупает на оптовых рынках общераспространенные товары, а специализированные покупки предпочитает делать в соответствующих торговых предприятиях. Что касается определённых видов товаров, то ответы распределились следующим образом: из продуктов питания, приобретаемых на оптовых рынках, наибольший вес приходится на молочные продукты, жиры, детское питание (18%), муку, сахар, консервированные продукты (13%), крупы и макароны
(11,5%); из вещевого набора обувь – 33%, одежда (исключая верхнюю зимнюю) – 32,5%, верхняя зимняя – 11,5%.
Формы и методы оптовой продажи товаров разнообразны и зависят от конкретных условий работы оптовых предприятий. Однако во всех случаях деятельность оптового предприятия должна быть направлена на максимальное удовлетворение потребностей товарополучателей.
Оптовая продажа должна базироваться на активных формах продаж, гибкости и оперативности аппарата оптового предприятия.
Организация оптовой продажи должна отвечать требованиям минимизации затрат оптового предприятия на выполнении операций, связанных с обслуживанием потребителей.
Формы и методы оптовой продажи зависят от состава потребителей, размеров продаж, сложности техники оформления акта продажи и применения специальной документации, разнообразия форм денежных расчетов за продаваемые товары.
Оптовая продажа со склада дистрибьютора может осуществлять на основе личной отборки товара потребителем; по письменным заказам и телефону или через торгового представителя (агента) оптового предприятия.
Для организации продажи товаров потребителям при участии товарных агентов на крупных и средних оптовых предприятиях организуются отделы внешних продаж.
Сущность внешних продаж состоит в регулярном посещении торговым представителем потребителей с целью ознакомления их с ассортиментом товаров, предлагаемых оптовой фирмой, и формирования заявок на поставку товаров.
Внешняя продажа осуществляется торговыми представителями оптовой фирмы на территории потребителя.
В современных условиях роль торговых представителей особенно возросла. Сейчас от торгового представителя требуется представлять не только собственную оптовую фирму, но и интересы обслуживаемых им потребителей.
Развитие рекламы открыло перед потребителями широкие возможности получения информации о новых товарах и услугах. Знания потребителей о рынке товаров значительно расширились по сравнению с прошлым.
В соответствии с этим работа по продаже и сбыту товаров усложнилась и стала более разнообразной. При этом роль торгового агента не только не снизилась, а, напротив, заметно возросла. За последние годы количество торговых представителей значительно выросло и продолжает расти каждый год.
1 Трушкин В.Г. Торговое дело: экономика и организация. - М.: ИНФРА-М, 2010. - с.118
2 Кондраков Н.П. Основы бизнеса. - М.: Инфра – М, 2009. - с.146
3 Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Основы коммерческой деятельности. - СПб.: БЕК, 2008. - с.137
4 Носова С.Г. Экономика отрасли. - М.: Владос, 2009. - с.309
5 Герасимова А.В. Экономика отрасли. - М.: Экономика и жизнь, 2009.-с.126
Информация о работе Теоретические основы экономических границ отрасли «Торговля»