Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является глубокое изучение товарных запасов и их роль в обеспечении бесперебойного товарного процесса. А также раскрыть актуальность данного вопроса в современной рыночной экономике и предложить пути совершенствования формирования товарных запасов в ООО «Евромитекс».
Задачами курсовой работы являются изучение товарных запасов, их роль в товарном процессе на примере ООО «Евромитекс».
Введение 4
1.Товарные запасы 6
1.1. Понятие товарных запасов
1.2. Виды товарных запасов 9
1.3. Значение и роль товарных запасов 11
2. Организационно- экономическая оценка ООО «Евромитекс» 14
2.1.Анализ хозяйственной деятельности ООО «Евромитекс»
2.2. Формирование товарных запасов в ООО «Евромитекс» 17
2.3. Ассортиментная политики товарных запасов и контроль за их состоянием 20
3. Пути совершенствования формирования товарных запасов в ООО «Евромитекс» 30
Заключение 32
Список используемых источников
1.3. Значение и роль товарных запасов
В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.
Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности - это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.
Товарные запасы при формировании, хранении и реализации должны соответствовать стандартам качества и быть пригодными для употребления.
Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей - потребителей. Товары классифицируются по следующим различным признакам:
1) по целям использования: потребительские товары - это товары, непосредственно предназначенные для конечного потребления, удовлетворения личных потребностей человека, производственные товары - это товары, используемые в производственном цикле при создании новых товаров;
2) по времени использования / потребления: товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз, товары длительного пользования, используемые многократно;
3) по характеру потребления: товары повседневного спроса, товары тщательного выбора, престижные товары;
4) по характеру использования в зависимости от степени их участия в процессе производства: сырье, материалы, тара и упаковка, комплектующие детали, инструмент, инвентарь, техника и оборудование, прочие товарно-материальные запасы.
5) по функциональной принадлежности: товары - продукты питания, промышленные товары;
6) по видам запасов: текущие запасы - это товары на стадии реализации; подготовительные запасы - это товары на стадии предпродажной подготовки; гарантийные (страховые) запасы - необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации на случай срыва запланированных сроков текущих поставок товаров, изменения интенсивности потребления при непредвиденном возросшем спросе; сезонные запасы - это необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации в период сезонного колебания покупательского спроса, переходящие запасы;
7) по видам движения товаров в учете: товары в пути, товары на складе, товары на стадии предпродажной подготовки, зарезервированные товары, товары в магазинах в процессе реализации, товары на консигнации, реализованные товары на ответственном хранении.
На эффективность использования товарных запасов оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы, снижение влияния которых может производиться за счет оптимизации управления товарными запасами:
--- внешние факторы - налоговое законодательство, финансово-кредитная политика, величина процентов к уплате по заемным средствам, экономическая ситуация в государстве;
--- внутренние факторы - пути минимизации влияния внутренних факторов: ликвидация сверх нормативных запасов, совершенствования нормирования запасов, улучшение организации снабжения, оптимальный выбор надежных поставщиков, уровень запасов; рациональная организация сбыта товаров, применение рациональных форм расчетов; ускорение документооборота.
Для оценки эффективности управления товарными запасами необходимо проанализировать эффективность использования товарных запасов. Экономический анализ, прежде всего, проводится по данным бухгалтерской отчетности, а для более детального рассмотрения отдельных вопросов также используется информация управленческого учета и аналитическая информация по бухгалтерским счетам учета.
Эффективность использования товарными запасами оценивается следующими показателями:
1) удельный вес товарных запасов в их общей величине на начало и конец отчетного периода;
2) абсолютный прирост товарных запасов на конец отчетного периода (в денежных единицах измерения и в натуральных единицах измерения по каждому виду товара);
3) темп прироста товарных запасов на конец отчетного периода (в процентах), сравнивается с темпом прироста выручки от торговой деятельности;
4) оборачиваемость товарных запасов, характеризующая длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств из денежной формы в запасы и до их реализации. При ускорении оборачиваемости товарных запасов высвобождаются материальные ресурсы и источники их финансирования;
5) показатель экономии оборотных средств в результате снижения расходов на материальные ресурсы и товарные запасы на единицу реализованного товара без ущерба для качества, надежности, эксплуатационных свойств;
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ООО «ЕВРОМИТЕКС»
2.1. Анализ хозяйственной деятельности ООО «Евромитекс»
Характеристика ООО «Евромитекс»:
Наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью «Евромитекс» ( сокращенно ООО «Евромитекс» ).
ООО «Евромитекс» зарегистрировано решением Минского горисполкома № 1775 31.08.2006 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 190749794 приложение 1.
Местонахождение общества: г.Минск, проезд Голодеда, д. 11
Время работы: пн-вс 08.00 – 21.00 без выходных и перерыва на обед.
Действует на основе устава. Согласно которому целью деятельности является получение прибыли.
На необходимые виды деятельности оформлена специальное разрешение – лицензия (приложение 2 ) – лицензия на право осуществления розничной торговли, включая алкогольные напитки и табачные изделия и общественное питание, № 50000/ 9585978 в реестре лицензий Мингорисполкома зарегистрирована за № 32639 и действительна до 05.06.2013 года.
Величина Уставного фонда , созданного в процессе разгосударствления и приватизации, составляет 2 млрд.
По состоянию на 1 января 2011 года в составе ООО «Евромитекс» пять магазинов , численность работающих 116 человек. Предприятие создано в соответствии с законом РБ «О предприятиях в Республике Беларусь», Гражданским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Предприятие приобретает статус юридического с момента его государственной регистрации и в своей деятельности руководствуется законодательством РБ и Уставом.
Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В период между собраниями акционеров общее руководство осуществляет наблюдательный совет. Им непосредственно подчиняется Директор и дирекция. Во главе предприятия выступает Бурчанов М.А.
Основная задача перед ООО «Евромитекс» улучшить по максимуму торговое обслуживание населения, сделать так, чтобы потенциальные покупатели приходя в торговые организации ООО «Евромитекс» всегда смогли приобрести продукцию в нужном для них качестве и объеме. Для полноты ассортимента работники ООО «Евромитекс» следят за состоянием товарных запасов продукции.
Для удобства покупателей в ООО «Евромитекс» возможна оплата покупки по пластиковой карте, через платежные терминалы.
Организационная структура непосредственно управляющих магазином представлена в приложении 3.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия:
В приложении 4 представлены показатели торгово- экономической деятельности магазина за 2009- 2010гг. Из представленной таблицы видно, что в 2010 году магазин значительно улучшил свои показатели всей деятельности, так как товарооборот увеличился на 92 % и составил 7754 млн. руб.. Валовой доход увеличился почти в 6.5 раз и составил 5225,3 млн.руб.
Более чем в 8 раз увеличилась прибыль от реализации товаров. Уровень рентабельности увеличился на 37,6% составив при этом 49,2%.
Сумма издержек обращения увеличилась на 86%.
Внереализационные доходы снизились ровно на половину, а внереализационные расходы возросли в 3,5 раза.
Исходя из всего выше. Сумма балансовой прибыли в 2010 году увеличилась на 3272 млн.руб., более чем в 7 раз.
Увеличение прибыли предприятия оказало влияние на расширение ассортимента и подъем заработной платы работникам. Расширение ассортимента в свою очередь привело к значительному увеличению продаж и прибыли организации, но на этом работа ООО «Евромитекс» не заканчивается, активно изучаются предпочтения покупателей и расширяются торговые площади.
2.2. Формирование товарных запасов.
Основными функциями управления запасами являются планирование, мотивация, организация и контроль сохранности товарных запасов.
Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей, поэтому планирование и формирование товарных запасов осуществляется по видам запасов: текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), сезонные запасы.
На первом этапе планирования товарных запасов необходимо оценить покупательский спрос, предпочтения и платежеспособность покупателей, учесть потребности в товарах на основе портфеля заказов, договоров и нарядов на поставку конкретных товаров покупателям, оценить динамику объема продаж с целью прогнозирования необходимого объема потребления товаров. Затем необходимо проанализировать месторасположение покупателей и поставщиков, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы, а также имеющиеся возможности организации в товарных запасах в зависимости от вида формируемых товарных запасов. Таким образом, планирование товарных запасов основывается на прогнозируемых показателях объема продаж и анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование товарных запасов.
На основе полученной информации осуществляется разработка плана поставок товаров по ассортименту и срокам. План поставок товаров представляет собой совокупность планово-расчетных документов, в которых определяются номенклатура поставляемых товаров, требования к ее качеству, количество и сроки поставки, что должно быть отражено в основных требованиях предъявляемых к товару и существенных условиях заключаемых договоров поставок товара.
Этот план разрабатывается в натуральных единицах измерениях и является основным документом, в соответствии с которым торговая организация формирует товарные запасы и тем самым обеспечивает непрерывный процесс реализации товаров и выполняет свои обязательства перед покупателями-потребителями.
Планирование сроков поставок осуществляется в зависимости от норм запасов в днях на всех стадиях товародвижения: оформление товаросопроводительных и таможенных документов, нахождение товара в пути, страховой запас в днях при транспортировки товаров, погрузо-разгрузочные работы, транспортировка товаров до магазина, предпродажная подготовка, страховой запас в днях на случай непредвиденных задержек в пути, запас в днях на возврат забракованных товаров. Поставка товаров осуществляется заблаговременно таким образом, чтобы до начала прогнозируемого периода реализации товар успел пройти все предпродажные стадии подготовки и транспортировки.
Планируемое количество товарных запасов также зависит от ряда критериев: непосредственно необходимого объема товара для удовлетворения потребностей покупателей, то есть прогнозируемого объема продаж в натуральных единицах измерения по каждому виду товара, а также сверх этого необходимого количества учитываются товарные потери при транспортировке, хранении и в результате естественной убыли, порчи, боя, лома, брака. Однако с целью незатоваривания следует вычитать остатки товаров из переходящих запасов, то есть остатки не реализованных товаров, продажа которых была запланирована в прошлом периоде.
При хранении товарных запасов необходимо наличие следующих документов: товарно- транспортная накладная ( это документ в котором указано время поставки, контрагент поставляющий продукцию, размер партии) и удостоверение качества данной продукции (Приложение 5).
Как уже отмечалось, при планировании товарных запасов необходимо учитывать товарные потери, которые возникают на всех стадиях обращения товаров: при транспортировке, хранении и реализации. Вопросы, связанные с товарными потерями для торговых организаций, являются очень важными, так как товарные потери необходимо прогнозировать и формировать заказы и потребности с учетом возможно потерянного в будущем количества товара.
Информация о работе Товарные запасы и их роль в обеспечении бесперебойного товарного процесса