Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:57, курсовая работа
Характер труда предполагает наличие в нем ряда признаков, позволяющих говорить о способе соединения личных и вещественных факторов производства, об экономической и социальной сущности отношений и месте работника в трудовом процессе и производстве в целом. Содержание труда представляет собой совокупность факторов, определяющих роль и развитие главного элемента процесса труда – человека. Наиболее важными среди них являются: состав и объем трудовых функций, обусловленных разнообразием и особенностями трудовых движений, действий и приемов; наличие специальных знаний и навыков и степень их влияния на качество и эффективность труда; соотношение умственного и физического, исполнительского и творческого труда.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Понятие трудовых ресурсов……………………………………………….......4
2. Показатели использования трудовых ресурсов………………………..…......8
3. Состав и структура работников предприятия…………………………….....11
4. Планирование численности персонала…………………………….…..........13
5. Показатели производительности труда………………………………....…...16
6. Факторы роста производительности труда…………………………….........22
7. Резервы роста производительности труда……………………………....…..25
Заключение…………………………………………………………………....…29
Литература…………………………………………………………………….....31
Курсовая работа
ТЕМА: Трудовые ресурсы предприятия
По дисциплине: Экономика предприятия
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие трудовых ресурсов………………………………………………....
2. Показатели использования трудовых ресурсов………………………..…......8
3. Состав и структура работников предприятия…………………………….....11
4. Планирование численности персонала…………………………….…........
5. Показатели производительности труда………………………………....…...16
6. Факторы роста производительности труда…………………………….........22
7. Резервы роста производительности труда……………………………....…..25
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Изучение дисциплины
экономики предприятий
На рабочих местах
и в цехах производственных предприятий
создается материальная база обеспечения
жизнедеятельности каждого
Характер труда предполагает наличие в нем ряда признаков, позволяющих говорить о способе соединения личных и вещественных факторов производства, об экономической и социальной сущности отношений и месте работника в трудовом процессе и производстве в целом. Содержание труда представляет собой совокупность факторов, определяющих роль и развитие главного элемента процесса труда – человека. Наиболее важными среди них являются: состав и объем трудовых функций, обусловленных разнообразием и особенностями трудовых движений, действий и приемов; наличие специальных знаний и навыков и степень их влияния на качество и эффективность труда; соотношение умственного и физического, исполнительского и творческого труда.
1. Понятие трудовых ресурсов.
Термин «трудовые ресурсы» возник впервые годы советской власти и использовался для нужд централизованного управления трудоспособным населением страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин объявлялись «ведущими паразитический образ жизни» и преследовались по закону. Строгий статистический учёт трудоспособного населения был основой централизованного планирования административно-командной экономики.
Понятие «трудовые ресурсы» можно встретить и в настоящее время, хотя требования рыночной экономики делают необходимым переход отечественной статистики к принятому в международной практике учёту рабочей силы, рекомендованному Международной организацией труда (МОТ).
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, имеют большое значение для увеличения объёмов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и грамотного их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования и как результат – объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и др.
Возрастные границы
и социально-демографический
Для уяснения понятия «трудовые ресурсы», необходимо знать, что во- первых, в зависимости от возраста всё население может быть разделено на три группы:
- лица, моложе трудоспособного возраста (до 15 лет включительно);
- лица трудоспособного возраста (женщины от 16 до 54 лет, мужчины от
16 до 59 лет включительно);
- лица, старше трудоспособного возраста.
Во-вторых, в зависимости от способности к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. При этом люди трудоспособного возраста могут быть нетрудоспособны (инвалиды I и II групп до пенсионного возраста), и наоборот.
Исходя из вышесказанного, к трудовым ресурсам относятся:
- население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;
-работающие лица пенсионного возраста;
- работающие подростки в возрасте до 16 лет.
По Российскому
Допускается так же, в целях подготовки молодёжи к труду, приём на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.
Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы на рынке труда. Численность этой группы включает занятых и безработных.
К занятым в составе экономически активного населения относят лиц в возрасте 16 лет и старше, а тек же лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:
-выполняли работу по найму за вознаграждение, а так же иную приносящую доход работу;
-временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки и др.;
-выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относят лиц в возрасте от 16 лет и более, которые в рассматриваемый период:
- не имели работы и заработка;
-зарегистрированы а органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
-занимались поиском работы (обращались в государственные или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела);
-были готовы приступить к работе;
-проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.
Для отнесения лица к категории “безработный”, необходимо одновременное наличие у него четырёх первых условий. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
Экономически неактивное население – это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:
-учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;
-лица, получающие пенсии;
-лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;
-отчаявшиеся найти работу;
-другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используют понятия «рабочая сила» и «человеческий капитал». Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал — это совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, организации и общества.
Человеческий капитал характеризуется следующими компонентами:
-психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности;
-возможности нормальных социальных контактов;
-способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений;
-рациональность поведения;
-наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ;
-предложение на рынке труда.
Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала:
-здоровье;
-нравственность и умение работать в коллективе;
-творческий потенциал;
-активность;
-организованность;
-образование;
-профессионализм;
-ресурсы рабочего времени.
Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к коллективу, к населению страны в целом.
Показатели использования трудовых ресурсов представляют собой количественные характеристики общих или частных результатов трудовой деятельности работников, имеющие определенные измерители. Эти показатели отражают уровень занятости трудоспособного населения в общественном производстве, эффективность использования трудовых ресурсов, развитие трудового потенциала и качественные изменения в совокупной рабочей силе.
Показатели использования
трудовых ресурсов анализируются во
всех звеньях общественного
Приведем основные показатели использования трудовых ресурсов Показатели уровня занятости трудоспособного населения страны и ее регионов, межотраслевых комплексов, отраслей и предприятий. Эти показатели отражают степень вовлечения трудовых ресурсов в общественное производство и структуру их занятости.
1. Удельный вес трудоспособного населения, занятого в общественном производстве страны (региона), У характеризует общественно-трудовую активность населения в трудоспособном возрасте и рассчитывается по формуле:
где Чобщ хоз — численность занятых в общественном производстве, включая рабочих, служащих и колхозников, тыс. человек; ТР — общая численность трудовых ресурсов. Эти данные определяют исходя из балансов трудовых ресурсов и численности занятых по отраслям народного хозяйства.
2. Удельный вес работников, занятых: в материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и проч.); непроизводственной сфере (просвещение, культура, искусство, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура, бытовое обслуживание, ЖКХ, транспорт и проч., управленческий аппарат кооперативных и общественных организаций, кредитных и страховых учреждений, органов государственного управления); в домашнем и личном подсобном хозяйстве, а также учащиеся с отрывом от производства.
3. Структура коллективов предприятий: персонал основной деятельности (включает работников производственных цехов — основных, вспомогательных, подсобных и заводоуправления), а также не основной деятельности (работники жилищного и коммунального хозяйства, социальных служб предприятия и т. д.).
4. Показатели состава работников в зависимости от выполняемых функций. Рабочие либо непосредственно заняты изготовлением продукции, либо осуществляют вспомогательные и обслуживающие функции в процессе производства; специалисты выполняют инженерно-технические и экономические работы по подготовке производства, руководству производственным процессом, техническому инструктажу рабочих и контролю за качеством исполнения; служащие осуществляют административные функции и работы по учету, делопроизводству, финансированию, организации снабжения и сбыта; ученики обучаются рабочим профессиям на производстве.
5. Показатели численности работников. Списочное число работников включает всех постоянных, сезонных и временных работников, на которых, как правило, заводятся трудовые книжки, включая не явившихся на работу в связи с болезнью, выполнением государственных обязанностей, отпуском или по другим причинам. Явочное число показывает, сколько человек из списочного состава явилось на работу. Избыток (экономия) численности работников представляет собой разность между их плановой (фактической) и среднесписочной численностью, скорректированной (по категории рабочих) на процент выполнения производственной программы.