Управление запасами фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
1) определить основные проблемы управления запасами предприятия и пути их решения;
2) проанализировать управление запасами на предприятии;
3) разработать конкретные предложения по повышению эффективности управления производственными запасами ЗАО «Домострой».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) выделить роль и определить место логистики при организации управления запасами на предприятии;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ 1.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Пороговый уровень запаса в системе с  фиксированным размером заказа играет роль минимального уровня. Если в установленный момент времени этот уровень пройден, то есть наличный запас равен пороговому уровню, или не достигает его, то заказ оформляется. В противном случае заказ не выдается, и отслеживание порогового уровня, а также выдача заказа будут произведены только через определенный интервал времени.

Максимальный  желательный запас в данной системе  играет роль максимального уровня. Его размер учитывается при определении  размера заказа. Он косвенно (через  интервал времени между заказами) связан с наиболее рациональной загрузкой площадей склада при учете возможных сбоев поставки и необходимости бесперебойного снабжения потребления.

В системе  с фиксированным размером заказа основополагающий параметр – размер заказа, который не меняется ни при каких условиях работы системы. Поэтому определение размера заказа является первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами.

В системе  с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть оптимальным, причем критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, действующих на величину названных совокупных затрат:

1) стоимость  оформления заказа;

2) используемая  площадь складских помещений; 

3) издержки на хранение запасов [2].

Эти факторы тесно взаимосвязаны  между собой, причем само направление  их взаимодействия неодинаково в  разных случаях. Желание максимально  сэкономить затраты на хранение запасов  вызывает рост на оформление заказов. Экономия затрат на повторение заказа приводит к потерям, связанным с содержанием излишних складских помещений, и кроме того снижает уровень обслуживания потребителя. При максимальной загрузке складских помещений значительно увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск появления неликвидных запасов.

Использование критериев минимизации  совокупных затрат на хранение запасов  и повторный заказ не имеют  смысла, если время исполнения заказа чересчур продолжительно, спрос испытывает существенные колебания, а цены на заказываемые сырье, материалы, полуфабрикаты сильно колеблются. В таком случае нецелесообразно экономить на содержании запасов. Это, вероятнее всего приведет к невозможности непрерывного обслуживания потребителя, что не соответствует цели функционирования системы управления запасами. Во всех других ситуациях определение оптимального размера заказа обеспечивает уменьшение издержек на хранение запасов без потери качества обслуживания.

Издержки выполнения заказа на единицу  товара определяют по формуле:

СЕД = Со / q

где Со – издержки выполнения заказа;

Q – размер партии [6].

Издержки выполнения заказа включают следующие элементы:

1) стоимость транспортировки заказа;

2) затраты на разработку условий  поставки;

3) стоимость контроля исполнения заказа;

4) затраты на информирование;

5) стоимость форм документов [1].

Издержки хранения запасов включают в себя расходы, связанные с физическим содержанием товаров на складе, и  возможные проценты на капитал, вложенный  в запасы. Эти издержки, выражаются в процентах от закупочной цены за определенное время. Годовые издержки хранения товара определяются по формуле:

СГОД = Си · i · Q,

где Си – закупочная цена единицы товара;

i – издержки хранения, выраженные как доля этой цены [2].

Значение размера партии Q, минимизирующее годовые издержки управления запасами, называется наиболее экономичным размером заказа и обозначается QОПТ. Оптимальный размер заказа по критерию минимизации совокупных затрат на хранение запаса и повторение заказа рассчитывается по формуле Уилсона:

QОПТ = (Со • S • 2) / i

где Со – издержки выполнения заказа;

S – количество товара, реализованного за год;

i – издержки хранения [5].

Данный вариант формулы Уилсона  ориентирован на мгновенное пополнение запаса на складе. В случае если пополнение заказа на складе производится за некоторый промежуток времени, используется коэффициент k, учитывающий скорость пополнения запаса на складе. При этом формула Уилсона приобретает вид:

QОПТ = (Со · S · 2) / i · k   [5]

Величина QОПТ округляется до целого числа в большую сторону и (или) может быть увеличена до размеров, согласованных с поставщиком.

Страховой запас позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки. При этом под возможной задержкой поставки подразумевается максимально возможная задержка.

Восполнение страхового запаса производится в ходе последующих поставок через использование второго расчетного параметра данной системы – порогового уровня запаса.

Пороговый уровень запаса определяет уровень запаса, при достижении которого производится очередной заказ. Величина порогового уровня рассчитывается таким образом, что поступление заказа на склад происходит в момент снижения текущего запаса до гарантийного уровня. При расчете порогового уровня задержка поставки не учитывается.

Максимально желательный запас  не оказывает непосредственного  воздействия на функционирование системы  в целом. Этот уровень запаса определяется для отслеживания целесообразной загрузки площадей с точки зрения критерия минимизации совокупных затрат. [8].

        1.4 Затраты и потери, обусловленные созданием и хранением запаса

Создание запасов всегда сопряжено  с дополнительными финансовыми  расходами. Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов можно разбить на несколько групп:

    • отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов;
    • расходы на содержание специально оборудованных помещений;
    • оплата труда специального персонала;
    • дополнительные налоги;
    • постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения.

В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам, которые можно определить в следующей форме потерь:

    • потери от простоя производства,
    • потеря от упущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса,
    • потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;
    • потеря потенциальных покупателей и др.

Необходимо отметить, что запасы и задачи по управлению ими связаны  с определенным видом издержек. Общие  затраты на создание и поддержание  запасов складываются из следующих основных групп:

    • капитальные затраты;
    • затраты на хранение;
    • затраты по текущему обслуживанию запасов;
    • стоимость рисков, связанных с запасами.

Затраты на хранение запасов включают расходы на операции грузопереработки продукции на складе, арендную плату (за арендуемые складские помещения и оборудование), эксплуатационные затраты (плата за электроэнергию, тепло- и водоснабжение, текущий ремонт и т.д.), заработную плату складского персонала, амортизационные отчисления. Затраты на хранение зависят от уровней запасов, причем структура их различна в зависимости от того собственные склады или склады общего пользования использует фирма.

Затраты, связанные с текущим  обслуживанием запасов, в основном состоят из налогов и страховки. Страховые платежи в значительной степени зависят от вида и стоимости продукции, а также их степени защищенности от повреждений, пожара и т.п. В большинстве случаев налоги на запасы начисляются по состоянию на день оценки запасов или на средний уровень в течение определенного периода времени.

В стоимость рисков создания и поддержания  запасов, входят потери, связанные с  физическим и моральным износом продукции при хранении, которые сказываются в конечном итоге на ее цене.

Потери из-за отсутствия запаса возникают  в том случае, если размещенный ранее заказ не может быть удовлетворен из складского запаса, где он обычно реализовывался. Различают два вида таких потерь: прямые потери объема продаж и потери от дефицита.

Прямые потери продаж связаны с ситуацией, когда покупатель не видит нужного ему товара у продавца. В этом случае потери – это недополученная прибыль из-за отсутствия акта продажи.

Потери из-за дефицита возникают из-за невыполнения поставщиком конкретного заказа потребителя, который мог бы быть удовлетворен из складского запаса.

В обоих вариантах отсутствие запаса может привести к ухудшению имиджа производителя товара, потери части клиентуры, потенциальных покупателей и другим негативным последствиям, которые трудно оценить. [10].

 

1.5 Определение страхового запаса

Страховой запас создается для защиты от возможного дефицита изделий. Величина страхового запаса постоянно поддерживается дополнительно к ожидаемой потребности и имеет вероятностную природу.

Величина страхового запаса рассчитывается исходя из заданного значения вероятности отсутствия дефицита. Подход строится на следующей очевидной модели потребления и пополнения запаса: 1. Случайная величина (q) потребления изделий в каждый единичный период времени (например за день или неделю) подчиняется нормальному закону распределения с математическим ожиданием (МО) и средним квадратическим отклонением (СКО) ; 2. Период выполнения заказа (L) является случайной величиной с МО и СКО равными и , соответственно; 3. Случайные величины в единицу времени независимы между собой, имеют одинаковые распределения с равными МО и СКО и не зависят от случайной величины L; 4. Суммарное потребление (Q) в течение периода (L) представляет собой сумму случайного числа случайных величин , то есть и имеет нормальное распределение с МО и СКО равными и , соответственно. [9];[4].

Вероятностный подход. Задается значение вероятности (P) бесперебойной выдачи изделий из имеющегося запаса. Так, вероятность P = 0,95 что означает, что в 95% всего времени мы рассчитываем, что запас не исчерпается и в 5% времени мы будем испытывать дефицит изделий. Обратившись к таблице значений функции Лапласа находим для заданной вероятности P соответствующее количество (k) средних квадратических отклонений , тогда величина страхового запаса рассчитывается как . Если, например, P = 0,95 то надо умножить на k = 1,64. [9]

1.6 Оптимальный размер заказа

Наиболее распространенным инструментом в управлении запасами, направленным на минимизацию суммарных  затрат, традиционно признается модель оптимального размера заказа (EOQ). Причиной популярности этой модели является как простота математического аппарата, так и хорошие результаты ее практического использования.

Проблема управления запасами в  данной модели сведена к определению  объема заказа (Q) и частоты выполнения заказов (T) за планируемый промежуток времени. Что в свою очередь рассчитывается посредством балансирования между затратами, связанными с выполнением одного заказа (O), и затратами на хранение единицы запасов (С). Размер заказа следует увеличивать до тех пор, пока снижение затрат на заказ перевешивает увеличение затрат на хранение рис. 1.

Рис. 1.1. Оптимальный размер заказа


В наиболее простом варианте модели, величина заказа и период между поставками принимаются постоянными величинами. Введенное в модель дополнительное ограничение по единовременной поставке новой партии в момент завершения запасов предыдущей, позволяет утверждать, что средний объем хранящихся на складе материалов равен Q/2. Соответственно, издержки хранения запасов за период между двумя поставками равны произведению затрат хранения единицы материала на средний объем запасов.

Для расчета затрат по выполнению заказа к условию неизменной величины заказа прибавляется предположение  о постоянной стоимости заказов, поэтому затраты по заказу определяются как произведение затрат на один заказ и количество заказов за отчетный период (S/Q). Где S – это потребность в материалах или готовой продукции за отчетный период, а Q – объем заказа.

Оптимальный размер заказа получается при минимальных суммарных издержках по управлению запасами

Приравнивая первую производную от функции суммарных  затрат к нулю находим непосредственное значение оптимального размера заказа:

Наиболее критичным фактором для  эффективного использования модели является возможность оценить затраты  на заказ и расходы на хранение. Причем необходимо выделить именно переменные части затрат от заказа и единицы  хранения.

При работе с моделью оптимального заказа необходимо помнить, что ценность получаемых результатов в первую очередь зависит от предположений, на которых построена модель.

Наиболее оптимальный размер заказа (EOQ) – чрезвычайно важный показатель при закупках сырья, хранении готовой продукции и транзитных запасов. Имея прогноз использования товарно – материальных запасов, данные о стоимости исполнения заказа и затраты по содержанию запасов, можно определить оптимальный размер заказа. Заказ может означать или закупку запасов какого-либо вида, или их производство.

Стоимость выполнения заказа, Ср, – постоянная величина, не зависящая от размера заказа. При закупках запасов эта стоимость представляет собой канцелярские расходы, то есть расходы на размещение заказа, определенные издержки на получение и проверку товаров по прибытии. Общая стоимость выполнения заказов за некоторый период – это произведение количества заказов за этот период и стоимости выполнения одного заказа.

Затраты по содержанию запасов за период Сн представляют собой расходы по хранению и страхованию вместе с требуемым уровнем прибыли на инвестированный в запасы капитал. Предполагается, что эти издержки постоянны как на единицу учета запасов, так и на единицу времени. Таким образом, общие затраты по содержанию запасов за этот период – это произведение среднего количества единиц запасов за период на затраты по содержанию одной единицы.

Информация о работе Управление запасами фирмы