Управление оборотными активами торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ оборотных активов торгового предприятия и оценка эффективности их управления.
Задачи работы:
- раскрыть экономическую сущность, состав и структуру оборотных средств;
- определить источники формирования оборотного капитала;
- дать краткую характеристику финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Содержание

Введение 3
Экономическое содержание оборотных активов торгового предприятия
Экономическая сущность, состав и структура оборотных
cредств 6
Источники формирования оборотного капитала 11
Управление оборотными активами предприятия
Краткая характеристика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия 13
Анализ состава и структура оборотных активов 16
Анализ эффективности использования оборотных средств предприятия 17
Пути повышения эффективности использования оборотных средств торгового предприятия 18
Заключение 25
Список литературы 28
Приложения 29

Вложенные файлы: 1 файл

Управление оборотными активами торгового предприятия.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Денежные средства. В этом подразделе показывают остатки денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах в банках, в аккредитивах, чековых книжках и иных платежных документах (кроме векселей, отражаемых либо в дебиторской задолженности, либо краткосрочных финансовых вложениях), а также денежные документы и переводы в пути. Организации обязаны держать свободные денежные средства в банке на своих расчетных счетах, поэтому в кассе могут храниться лишь незначительные суммы для неотложных расходов, в пределах лимита.

В своем движении оборотные  активы последовательно проходят три  стадии: денежную, производительную и товарную [8, c. 64]. Денежная стадия кругооборота - подготовительная. Она протекает в сфере обращения, где происходит превращение денежных средств в форму производственных запасов. Производственная стадия - непосредственный процесс производства. На этой стадии продолжает авансироваться стоимость использованных производственных запасов, дополнительно авансируются затраты на заработную плату и связанные с ней расходы, а также переносится стоимость основных фондов на произведенную продукцию. Производственная стадия кругооборота заканчивается выпуском готовой продукции, после чего наступает стадия ее реализации. На товарной стадии кругооборота продолжает авансироваться продукт труда (готовая продукция) в том же размере, что и на производительной стадии. Лишь после превращения товарной формы стоимости произведенной продукции в денежную авансированные средства восстанавливаются за счет части поступившей выручки от реализации продукции. Остальная сумма составляет денежные, накопления, которые используются в соответствии с планом их распределения. Часть накоплений (прибыли), предназначенных для расширения оборотных средств, присоединяется к ним и совершает вместе с ними последующие циклы оборота.

Оборотные активы по источнику  образования и по режиму их использования делятся на собственные и заемные [2, c. 509].

Собственные средства постоянно находятся в распоряжении предприятия и формируются за счет уставного капитала и прибыли предприятия путем нормирования, для государственных предприятий - за счет средств бюджета (в период их создания). Уменьшение потребности в собственных оборотных средствах достигается за счет использования средств, постоянно находящихся в обороте предприятия.

Как правило, потребность  в оборотных средствах у предприятия  в течение года не одинакова, в связи с чем формировать их только за счет собственных финансовых источников неэффективно. Поэтому дополнительную потребность в оборотных средствах, обусловленную временными нуждами, целесообразно обеспечивать за счет заемных средств. Заемные средства образуются за счет предоставления предприятиям кредитов коммерческими банками. В зависимости от способов формирования оборотные активы делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся средства, вложенные в производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, а также расходы будущих периодов, готовая продукция, находящаяся на складе предприятия. Нормируемые оборотные активы составляют более 80% оборотных средств предприятий. Ненормируемые оборотные активы - в эту группу входят средства в расчетах, денежные средства предприятия. Нормирование данных элементов оборотных средств невозможно из-за непостоянства их состава и потребности в них предприятий.

1.2. Источники  формирования оборотного капитала

Структура источников формирования оборотного капитала охватывает:

-  собственные источники;

- заемные источники;

- дополнительно  привлеченные источники.

Вопрос  об  источниках  формирования оборотного капитала очень важен. Конъюнктура рынка постоянно меняется, поэтому потребности фирмы в оборотных средствах не стабильны. Покрыть эти потребности только за счет собственных источников становится практически невозможно. Привлекательность работы за счет собственных источников уходит на второй план. Опыт показывает, что в большинстве случаев эффективность использования заемных средств оказывается более высокой, чем собственных.

Как правило, минимальная потребность  фирмы в оборотном капитале покрывается  за счет собственных источников: прибыли, уставного капитала, резервного капитала, фонда накопления и целевого финансирования [10, c. 87]. В процессе хозяйственной деятельности предприятий образуются еще некоторые другие постоянные источники. Это переходящая задолженность по заработной плате и отчисления на социальное страхование (вследствие разрыва в сроках начисления и выплаты), предстоящие платежи поставщикам материальных ресурсов, отчисления из прибыли и т.п. Собственные средства играют главную роль в организации кругооборота фондов, так как предприятия, работающие на основе коммерческого расчета, должны обладать определенной имущественной и оперативной самостоятельностью с тем, чтобы вести дело рентабельно и нести ответственность за принимаемые решения.

Однако в силу ряда причин у фирмы возникают временные дополнительные потребности в оборотном капитале. В этом случае финансовое обеспечение сопровождается привлечением заемных источников: банковских и коммерческих кредитов, займов, инвестиционного вклада работников фирмы, облигационных займов [11].

Основными направлениями  привлечения кредитов для формирования оборотных средств являются: кредитование сезонных запасов сырья, материалов и затрат, связанных с сезонным процессом производства; временное  восполнение недостатка собственных  оборотных средств; осуществление расчетов и опосредование платежного оборота. Предусмотрено выделение целевого государственного кредита на пополнение оборотных средств предприятий и организаций.

Следует также выделить прочие источники формирования оборотных  средств, к которым относятся средства предприятия, временно не используемые по целевому назначению (фонды, резервы и др.).

Правильное соотношение  между собственными, заемными и привлеченными  источниками образования оборотных  средств играет важную роль в укреплении финансового состояния предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Управление оборотными активами предприятия
    1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Предприятие ООО «Минимаркет» создано по решению общего собрания участников общества 5 октября 2005 года, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», с целью ведения предпринимательской деятельности и получения прибыли. Общество с ограниченной ответственностью «Минимаркет» расположено по адресу: 243240 Брянская область, г. Стародуб, ул. Московская, д. 18 А.

Основными видами деятельности ООО «Минимаркет» являются:

- оптовая и розничная  торговля, в т.ч. пищевыми продуктами, табачными изделиями, фармацевтическими  и медицинскими товарами, парфюмерными и косметическими товарами, включая мыло;

- оптовая и розничная  торговля прочими непродовольственными  и потребительскими товарами;

- денежное посредничество;

- финансовый лизинг;

- предоставление различного  вида услуг.

Уставный капитал ООО «Минимаркет» полностью состоит из номинальной стоимости долей участников общества, которые не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью предприятия, в пределах стоимости внесенного им вклада. Величина Уставного капитала составляет 200000 руб. и полностью внесена.

ООО «Минимаркет» осуществляет оптовую и розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами, фармацевтическими и медицинскими товарами, парфюмерными и косметическими товарами включая мыло, прочими непродовольственными товарами начиная с 2005 года.

Миссия организации  ООО «Минимаркет» – удовлетворение потребностей любого потребителя в  промышленных товарах и продуктах  питания через магазины с высоким  уровнем культуры обслуживания, повышение  социального уровня жизни работников организации.

Основные экономические  показатели деятельности ООО «Минимаркет» за 2010-2012 гг. представлены в таблице 1[12].

Основываясь на представленных данных можно сделать следующие  выводы:

- за весь исследуемый  период прослеживалась положительная динамика основных экономических показателей, в целом выручка предприятия выросла за три года на 36980 тыс. руб., а себестоимость – на 29540 тыс. руб., что свидетельствует о снижении затратоемкости продукции;

- динамика прибыли  предприятия также заслуживает положительной оценки: если в 2010 г. финансовым результатом деятельности ООО «Минимаркет» была прибыль (273 тыс. руб.), то в 2012 г. была увеличена почти в два раза и достигла значения 468 тыс. руб.;

- при этом уровень  рентабельности хозяйственной деятельности в 2012г. составил 0,35% по сравнению с 0,28% в 2010 г.;

- численность работников  увеличилась на 8 чел.

Финансовое состояние предприятия за исследуемый период было достаточно стабильным. Анализ коэффициентов ликвидности приведён в таблице 2[12]. Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность ООО «ООО «Минимаркет»» как достаточную на протяжении всего исследуемого периода. При этом наибольшие значения коэффициентов наблюдались в 2011г.

Абсолютная ликвидность предприятия  показывает, какая часть обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности ((ДС+КФВ)/КЗ). В случае ООО «ООО «Минимаркет»» она составила 8,43 и 3,83% от суммы краткосрочных обязательств в 2010 и 2012 гг. соответственно. Общих нормативов по данному показателю не существует, но поскольку просроченных обязательств у предприятия нет, то можно считать значение показателя абсолютной ликвидности вполне удовлетворительным.

Для показателя срочной  ликвидности ((ДС+КФВ+ДЗ+НДС)/КЗ) обычно удовлетворяет соотношение 0,7-1,0. В случае ООО «ООО «Минимаркет»» значение этого показателя было достаточным на протяжении 2010-2012 гг., однако к началу 2013 г. значение показателя возросло до 37,63%. Рост дебиторской задолженности в 2012 г. нельзя расценивать как положительный факт, т.к. в данном случае происходит отвлечение средств из оборота предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности  показывает в какой степени оборотные  активы покрывают оборотные пассивы. Удовлетворяет обычно коэффициент  2. На исследуемом предприятии его величина незначительно ниже нормативной. Т.е. в течение 12 месяцев ООО «ООО «Минимаркет»» сможет полностью погасить кредиторскую задолженность, что, конечно же, является положительным фактом в его деятельности.

Финансовое состояние предприятий, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия и в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия по функциональному признаку. Для этого проанализируем структуру источников предприятия и оценим степень финансовой устойчивости (таблица 3 [12]).

Коэффициент финансирования показывает возможность покрытия долгов собственным капиталом. Его уменьшение к 2013 г. является отрицательным фактом, тем не менее предприятие за счет собственного капитала может покрыть 89% своих обязательств, т.е. вполне устойчиво и платежеспособно.

Коэффициент задолженности - отношение заемного капитала к собственному и резервам. Данный коэффициент считается одним из основных индикаторов финансовой устойчивости. Чем выше его значение, тем выше риск вложения капитала в данное предприятие. В случае ООО «ООО «Минимаркет»» его значение ниже 1, что делает предприятие привлекательным для внешних инвесторов.

Анализ рентабельности представлен  в таблице 4[12]. В конце 2012 г. относительно 2011 и 2010 гг. зафиксировано значительное увеличение показателей чистой прибыли и рентабельности основного и оборотного капитала, рентабельности собственного капитала (коэффициента устойчивости экономического роста). В расчете показателя за год берутся среднегодовые стоимости ДЗ, КЗ, МПЗ.

На повышение уровня коэффициента устойчивости экономического роста предприятия ООО «Минимаркет» на 70% существенное влияние оказало  повышение рентабельности товарооборота, а коэффициент оборачиваемости  ОА наоборот оказал отрицательное влияние, соотношение величины собственного капитала к оборотным активам также дало повышение эффективности торгово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Минимаркет».

    1. Анализ состава и структура оборотных активов

Одним из важнейших элементов  производства являются оборотные активы. В производственном процессе размещение оборотных средств приводит к подразделению их на оборотные производственные фонды и фонды обращения. Показатели состава и структуры оборотных средств ООО «Минимаркет»» в 2010 – 2012 гг. представлены в таблице 5 [12]. Производственных фондов у ООО «Минимаркет» нет. Таким образом, в 2012 г. по сравнению с 2010 г. на 25,07% увеличились фонды обращения, что связано в первую очередь с ростом дебиторской задолженности на 25,6% и готовой продукции на 28,66%. Однако произошло снижение суммы денежных средств почти в два раза. Рост прочих задолженности покупателей и суммы товаров указывает на увеличение длительности оборота запасов в кругообороте капитала, значительно увеличились расходы будущих периодов в 2012 г. по сравнению с 2010 г.

Собственные средства (таблица 6 [12]) в период с 2010 по 2012 гг. занимают наибольший удельный вес в структуре всех источников финансирования оборотных фондов (более 50%), что говорит о финансовой независимости предприятия.

Следует также отметить, что в 2012 году по сравнению с 2010 годом, в 17 раз вырос показатель заемных источников. Но это все же положительно влияет на конечный результат предприятия. В целом за данный период времени сумма обязательств у предприятия увеличилась на 38.2% и составила в 2012 году 270050 тыс. руб.

Информация о работе Управление оборотными активами торгового предприятия