Управление организационной средой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Составляющие организационного механизма управления (структурные, организационно-административные, информационные механизмы) обладают свойством комплексности воздействия, поскольку, будучи организационными по основному характеру их воздействия, они носят одновременно черты экономического и мотивационного механизмов и в силу этого имеют сильные взаимосвязи с последними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДОЙ 4
1.1.Управленческий аппарат как система…………………………………..…4
1.2Структура и механизмы управления……………………………………..9
1.3. Типы организационных структур и их условия применения…………16
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ УПРАЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРАКТИКЕ 28
1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ 29
2. Механизм управления на практике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

                                                         СОДЕРЖАНИЕ       
 
 

                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Введение

  Меня заинтересовала именно эта тема, так как это тема очень актуальна на данный момент. По сути, всякая продуктивная человеческая деятельность носит организационный характер. Это значит, что всякую человеческую деятельность можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения.

         Составляющие организационного механизма управления (структурные, организационно-административные, информационные механизмы) обладают свойством комплексности воздействия, поскольку, будучи организационными по основному характеру их воздействия, они носят одновременно черты экономического и мотивационного механизмов и в силу этого имеют сильные взаимосвязи с последними.

Для низового (предприятие) и среднего (корпорация) уровней организации производства и управления характерен следующий  состав структурных механизмов развития: механизм гибкой перестройки системы  целей (выделение приоритетов), механизм усиления организационного потенциала предприятий и корпораций за счет рационализации структуры организации (структурной перестройки) и механизм взаимодействия и взаимопроникновения субъектов хозяйствования. На региональном и межрегиональном уровнях данный состав дополняется механизмом структурной перестройки экономики.

Основными составляющими организационно-административного  механизма являются программно-целевое  планирование развития производства (инвестиционные программы, бизнес-планы), стандартизация и сертификация. Программно-целевое планирование имеет организационно-экономическое содержание, стандартизация и сертификация - организационно-техническое. Этим механизмам свойственна административная природа воздействия, так как они носят обязательный характер. Комплексность их воздействия может быть достигнута включением планов стандартизации и сертификации в состав целевой программы.

Отметим, что на государственном уровне управления стандартизация и сертификация носят  не только обязательный характер (как  нормы права), но в ряде случаев содержат рекомендательные нормы, обеспечивая тем самым свободу выбора. Как нормы права они являются механизмами реализации промышленной политики государства, то есть механизмами государственного регулирования производства. [9,c203]

   Я считаю, что информация, в моей курсовой работе будет необходима людям, собирающимся иметь свое дело, людям мечтающим расширить свой бизнес, так как она может помочь в выборе наиболее эффективной структуры управления и контроля за деятельностью подчиненных. Так же она будет интересна различным топ-менеджерам, и различным директорам.  

                                

                                  
 
 
 
 
 

                                     Глава 1.      

   Механизм управления организационной системой

         1.1  Управленческий аппарат как система

В целом  организация рассматривается как определенная социальная целостность, потому что организация — это социальный коллектив, который имеет путь зарождения, развития, а также инструмент управления предприятием для достижения определенных целей и задач.

Так как  организация это система , то и совокупность знаний о ней— это тоже система. Поэтому необходим междисциплинарный подход к исследованию организационных явлений. Чтобы познать их в комплексе, необходимо привлечь все виды знания. Вообще элементы организации различны по своей сущности. Некоторые из них определяют ее производственно-техническую, прежде всего материально-вещественную структуру. Сюда входят; орудия и предметы труда, технологические и информационные модели, схемы, документы, правила, которые регламентируют процессы производства, распределения продукции, исследования и разработки и т. п. Другие определяют социально-экономическую структуру организации (затрагивая и структуру ее управления). К ним относятся численность и состав работников, их профессиональная подготовленность и способность к трудовой деятельности, производственные и административные подразделения, характер распределения полномочий и ответственности между ними в процессе принятия решений, социально-психологический климат, традиции в организации, стиль работы и другие характеристики, так называемой внутренней организационной структуры.[9,c 123]]

При совершенствования системы управления необходимо совершенствование производственно-технической системы. Повысить эффективность деятельности организации можно за счет применения более производительного оборудования, совершенных технологических процессов, экономного использования всех видов ресурсов, так и за счет воздействия на поведение людей, участвующих в процессах производства и управления. Рассмотрим более подробно те аспекты организационной системы, которые связаны с ее управлением.

Система управления производственно-хозяйственной  организацией состоит из управляющей подсистемы и объекта организационного управления. Объект организационного управления—это работники и их деятельность, осуществляемая для достижения конечных целей организации. Управляющая подсистема— часть производственно-хозяйственной организации, которая реализует процессы управления на основе использования специфических трудовых, информационных, материальных, финансовых ресурсов. Если рассматривать весь комплекс этих воздействий с широких позиций, то в конечном итоге эти воздействия осуществляются многими членами организации: руководителями, служащими рабочими.

Разнообразные управленческие воздействия на организацию реализуются как формально—через законы, постановления, директивы, приказы и т. п., так и неформально—через социальные и групповые нормы, установки и другие социальные и социально-психологические рычаги.

Если  рассматривать проектирование и  совершенствование организаций  как рациональный научно обоснованный процесс, то его объект—это функции аппарата управления. Но при этом следует учитывать два момента:

1) часть  этапов полного цикла по выработке  управленческих воздействий может выполняться другими (в особенности вышестоящими) органами;

2) управление  в социальных системах всегда  имеет неформальную сторону, которая  возникает самопроизвольно и зачастую не может быть четко выявлена или подвержена регламентации. Следовательно, когда решается задача формирования организаций и структуры управления ими, необходимо в каждом конкретном случае определять и по возможности формулировать исходные предпосылки.

Организационная структура управления— это главная  характеристика социальной системы. Существуют разные общие определения структуры. Согласно одним она включает “элементы системы, их связи и ее целостные свойства если они так или иначе обеспечивают устойчивое существование системы”'. Согласно другим определениям структура—это “принцип, способ, закон связи элементов целого, системы отношений элементов в рамках данного целого”.[5,c98]

Производственно-хозяйственная  организация может характеризоваться различными типами структур, основные из которых мы приводим ниже;

производственная  структура—это форма упорядоченности  предприятий, производственных цехов  и участков, передаточных устройств, складов и других элементов производственно-технической базы с точки зрения их расположения и взаимосвязи на производственных площадях; технологическая структура определяется внутренним строением материально-энергетических процессов, составом и соотношением используемого оборудования, взаимосвязями между элементами основного и вспомогательного производства, специализацией и загрузкой производственных мощностей и т. п.

организационная структура управления — это взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение ролей, полномочий и ответственности между ними, а также порядок функционально-технологических связей, возникающих в процессах управления.

 Широко  известно сравнение организации  с айсбергом, видимая часть которого - формальная структура, а невидимая - неформальная.

При решении практических задач формальная структура аппарата управления как наиболее ясная, должна находиться в центре внимания проектировщиков. Неформальные аспекты организационных структур следует рассматривать как фактор, поддерживающий функционирование организации, и не отодвигающий формальное ее предназначение.

Неотъемлимой  частью системы управления является стиль руководства. Рассматривая стиль руководства как одну из важнейших характеристик системы управления, следует определять требования к руководителям разных уровней и охарактеризовать их реальное поведение в процессах принятия решений, где они занимают центральную роль. Следует подчеркнуть, что отношения, возникающие в процессе руководства и подчинения, неразрывно связаны с полномочиями на разных уровнях управления и участием трудящихся в управлении. Руководитель в организации выражает своей деятельностью социально-экономические интересы всего общества. В организации объективная основа управленческих воздействий — это контроль над ее ресурсами и над средствами удовлетворения потребностей членов организации, главная роль в принятии соответствующих решений.

Одновременно  с этим руководитель должен постоянно  исходить из понимания той функции, которую организация осуществляет в обществе, не допускать подмены внешних целей организации ее внутренними интересами.

В практической деятельности перед руководителем  каждой конкретной организации ставятся достаточно узкие цели, вытекающие из назначения и функции этой организации в общественном разделении труда. И он отвечает прежде всего за достижение этих целей. Важно информировать руководителя и весь коллектив организации о том, какое место занимает та или иная задача, стоящая перед организацией, в деятельности более широкой системы, и стимулировать их к достижению высоких конечных народнохозяйственных результатов.

Для эффективного достижения целей руководителя, являются его личные качества и действия, с помощью которых он должен эффективно управлять организацией.[2,с 135]

                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1.2.    Структуры и механизмы управления организацией.

  Выделяют  несколько видов структур различающихся  между собой:

-Распорядительство-подчинение.

-Техническое  взаимодействие.

-Соподчинение.

 Сейчас рассмотрим их более подробно.

РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВО-ПОДЧИНЕНИЕ.

 Отношение возникает, когда один из органов наделяется полномочиями и реальной возможностью предписывать другому, что и когда тот должен делать и какие средства для этого он может использовать. Соответственно подчиненный орган находится в условиях, когда он добровольно или вынужденно должен выполнять полученные задания.

Линейное  руководство—наиболее прямой и непосредственный тип отношений распорядительства—подчинения, характеризуемый полной ответственностью руководителя за результаты деятельности его подчиненных и соответственно его наиболее широкими прямыми полномочиями по изданию приказов и распоряжений, касающихся как целей и задач, которые ставятся перед подчиненными, так и их действий, направленных на достижение этих целей и задач.

Отношения этого типа сопровождаются вертикальными  связями и могут иметь кроме отмеченного выше линейного распорядительства ряд модификаций.

 К  ним относятся: функциональное руководство, характеризующееся тем, что в рамках установленных линейным руководителем целей уточняются конкретные задачи, ресурсы, ограничения, условия и т. п. Как правило, оно относится к одной из фаз в процессе управления или же принятия управленческих решений , состоящее в указании способов достижения поставленных линейным и функциональным руководителем целей в рамках заданных ресурсов. Контроль состоит в получении необходимой информации о подконтрольном объекте , и воздействии контролирующего органа на контролируемый для обеспечения выполнения принятых решений и поддержания установленных стандартов деятельности. Подотчетность выражается не только в информировании о проделанной работе и ее результатах, но и в подчинении контролирующему органу.

СОВМЕСТНОЕ  ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ (СОПОДЧИНЕНИЕ). 

Этот  тип отношений характеризуется примерным равноправием всех взаимодействующих органов в процессе принятия решений. Цель отношений состоит в выработке наиболее правильных и взаимоприемлемых оценок проблем, альтернатив их решений, курсов действий и пр. Совместная деятельность по принятию решений осуществляется на всех стадиях управления, кроме утверждения решений (которое всегда производится единолично).

Информация о работе Управление организационной средой