Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:02, курсовая работа
С начала века (т.е. момента зарождения современной теории управления как науки) и до 60-х годов руководителей мало интересовали проблемы, возникающие за пределами предприятий, а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы. Работа фирмы рассматривалась с точки зрения закрытой системы. На таких принципах до настоящего времени базировалась управленческая деятельность и в нашей стране.
Введение 3
1. Задачи и организационная структура управления персоналом 5
2. Система управления персоналом на предприятии 9
3. Анализ трудовых ресурсов организации 16
4. Функции кадровых органов при взаимодействии с персоналом на примере ЗАО «ЧЗСЭ ЭЛЕКТРОСИЛА» 19
4.1. Подбор персонала 19
4.2. Система подготовки персонала для организации 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Как правило, из общего числа претендентов отбирают несколько наиболее подходящих. Основой для отбора является анкета и/или резюме об образовании, опыте работы и личных данных. После этого обычно проводят собеседование с каждым кандидатом, во время которого сотрудники отдела кадров уточняют сведения о квалификации претендента, получают представление о личности кандидата. Кроме собеседования претендентам может быть предложено пройти тестирование. Тесты используются для выявления интеллекта, способностей, сообразительности, в ряде случаев и физического состояния. Чаще всего применяют тесты для определения квалификации, например, умение работать с определенным станком, устройством, машиной. Кроме того, в ряде случаев используют психологические тесты для определения энергичности, интеллектуального уровня, уверенности в себе претендента. Тем не менее, несмотря на информативность подобного рода тестов, они не могут дать полной гарантии пригодности или непригодности кандидата. Поэтому решение о найме может быть принято на основе анализа всего комплекса сведений о нем. При принятии окончательного решения учитывают мнение будущего непосредственного начальника работника.
Профориентация, адаптация, обучение и повышение квалификации
Набор
персонала требуемой для
Существует ряд методов, которые развивают потенциал персонала. Это профориентация, адаптация, обучение и повышение квалификации, оценка деятельности, продвижение по службе. Часть заново набираемых рабочих приходит на предприятие, пройдя курс обучения в системе профессионально-технического образования (технические колледжи и т.п.). На должности инженерно-технических работников принимают специалистов с высшим или средним специальным образованием. Предприятия часто имеют тесные контакты с профильными учебными заведениями. Кроме того, некоторые учебные заведения находятся в структуре предприятий, что позволяет им максимально приблизить процесс обучения профессиональным навыкам к производству.
Будучи принятым в штат предприятия, работник может обучаться на рабочем месте и вне него. Подготовка на рабочем месте тесно связана с предстоящей деятельностью. Применяют различные методы обучения на рабочем месте: направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод усложняющихся заданий, ротация рабочих мест, делегирование (передача) части функций и др. Обучение на рабочем месте является оперативным и дешевым. Его проводят либо индивидуально, либо бригадным методом на производстве, где опытные рабочие помогают новичку освоить трудовые операции. Кроме того, на предприятии существуют специальные курсы для обучения сложным профессиям.
Обучение вне рабочего места предполагает отвлечение работника от служебных обязанностей и повседневной работы, погружение его в другую среду. В основном применяют такие методы обучения как лекции, семинары, конференции, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, “кружки качества”, группы по обмену опытом. Обучение вне рабочего места считается наиболее эффективным. Однако, оно требует дополнительных денежных затрат.
Обучение сотрудника при найме на работу является лишь начальным звеном в подготовке кадров. Следующий этап - повышение квалификации разной категории работающих. Для повышения квалификации рабочих предприятие организует специальные курсы (производственно-технические, целевого назначения, обучения вторым профессиям и т.д.). Система повышения квалификации инженерно-технических работников (ИТР) помимо углубленных знаний в своей сфере деятельности предусматривает владение системным анализом и современными методами управления производством, экономическим мышлением, знанием основ права, внешнеэкономической деятельности, свободное владение информационными технологиями. Повышение квалификации ИТР и научных кадров осуществляют вузы, факультеты и институты повышения квалификации, аспирантура.
Оценка трудовой деятельности работника
Для оценки результативности труда работников предприятия существуют различные методы, позволяющие объективно оценить трудовой вклад каждого работника и соответственно решать вопросы о поощрениях или санкциях по отношению к нему.
Оценка трудовой деятельности при сдельной оплате не представляет трудностей. Очевидно, чем больше и качественнее объем произведённой работы, тем выше производительность, а, следовательно, и оценка труда. Сложнее оценить труд работника при повременной работе. Для этого вводят различные способы оценок труда, которые могут учитывать такие показатели, как профессиональные знания и навыки, объем и качество работ, инициативность и творчество, коммуникативные навыки, надежность, способность руководить и др.
Оценка результатов деятельности необходима для реализации трех функций:
Функционирование
предприятий в рыночной среде
обусловливает широкое
Контрактная
система наилучшим образом
Изменение статуса работника
Персонал предприятия не является неизменным ресурсом. Внутри предприятия постоянно происходит перемещение кадров, связанное с повышением сотрудников в должности, переводом их на другую работу. Кроме того, даже при самом эффективном управлении трудовыми ресурсами неизбежна текучесть кадров – увольнение по собственному желанию, по инициативе администрации или в связи с выходом на пенсию.
Повышение
в должности позволяет
Модернизация
процесса производства, структурная
перестройка предприятия
Если
даже после перемещения работников
на другие должности излишек рабочей
силы остается, то администрация может
прибегнуть к сокращению персонала. Управление
процессом сокращения персонала является
важным элементом кадрового планирования.
Все действия администрации должны быть
юридически корректными.
При изучении показателей трудовых ресурсов в первую очередь обращается внимание на то, как организация обеспечена необходимым персоналом. С этой целью рассматриваются:
-
состав и структура
-обеспеченность
организации и ее
-
обеспеченность
- движение рабочей силы.
Трудовой персонал предприятия подразделяют на производственный персонал и персонал, занятый в непроизводственных подразделениях. Производственный персонал - работники, занятые в производстве и его обслуживании, - составляют основную часть трудовых ресурсов предприятия.
Необходимо анализировать качественный состав трудовых ресурсов по уровню квалификации (табл. 1.).
Таблица 1
Состав рабочих по уровню квалификации.
Разряд рабочих | Численность рабочих на конец года, чел. | |||
2009г. | 2010г. | Отклонение (+,-) | ||
I | 1 | 1 | 0 | |
II | 7 | 6 | -1 | |
III | 88 | 141 | 53 | |
IV | 119 | 178 | 59 | |
V | 60 | 88 | 28 | |
VI | 44 | 56 | 12 | |
Итого | 319 | 470 | 151 | |
Средний тарифный разряд рабочих | 4,14 | 4,07 | - |
Судя по среднему тарифному разряду и среднему тарифному коэффициенту рабочих, рассчитанным по средневзвешенной арифметической, их квалификационный уровень за отчетный год несколько повысился.
Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д. Поэтому в процессе анализа изучают изменения в составе рабочих по этим признакам.
Таблица 2
Качественный состав трудовых ресурсов предприятия
по состоянию на конец 2010г.
Показатель | Численность рабочих на конец года | Отклонение (+,-) | Удельный вес, % | ||
Группы работников | 2009г. | 2010г. | 2010г. к 2009г. | 2009г. | 2010г. |
По возрасту, лет | |||||
До 20 | 5 | 12 | +7 | 0,8 | 1,5 |
От 20 до 30 | 196 | 277 | +81 | 32,2 | 35,1 |
От 30 до 40 | 126 | 168 | +42 | 20,7 | 21,3 |
От 40 до 50 | 143 | 181 | +38 | 23,5 | 22,9 |
От 50 до 60 | 115 | 129 | +14 | 18,9 | 16,4 |
Старше 60 | 24 | 22 | -2 | 3,9 | 2,8 |
Итого | 609 | 789 | 180 | 100 | 100 |
По образованию | |||||
Основное общее | 13 | 20 | +7 | 2,1 | 2,5 |
Среднее полное общее | 101 | 151 | +50 | 16,6 | 19,1 |
Начальное профессиональное | 170 | 159 | -11 | 27.9 | 20,3 |
Среднее профессиональное | 160 | 205 | +45 | 26,3 | 25,9 |
Высшее | 165 | 254 | +89 | 27,1 | 32,2 |
Итого | 609 | 789 | +180 | 100 | 100 |
По стажу работы в ЗАО «ЧЗСЭ «ЭЛЕКТРОСИЛА», лет | |||||
До 1 | 102 | 180 | +78 | 17 | 22,7 |
От 1 до 5 | 310 | 380 | +70 | 51 | 48,2 |
5 и более | 197 | 229 | +32 | 32 | 29,1 |
Из них с момента основания завода (ЭТМ) | 113 | 94 | -19 | 18 | 11,9 |
Итого | 609 | 789 | +180 | 100 | 100 |