Управления занятостью в современных условиях в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
1. изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
2. изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
3. определение основных направлений политики занятости в переходной экономике;
4. рассмотрение перспективных направлений государственной политики в области занятости населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Занятость и политика занятости в переходный период……………………...4
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура……………………………….4
1.2. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда…..8
1.3. Эффективность политики занятости……………………………………..14
1.4. Пассивная и активная политика занятости………………………………16
2. Политика занятости в Республике Беларусь………………………………...18
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь………………………….18
2.2. Анализ политики занятости в Республике Беларусь……………………..21
3. Перспективные направления политики занятости в переходный период……………………………….26
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список использованных источников…………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 114.44 Кб (Скачать файл)

9.   международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая профессиональную  деятельность граждан Республики  Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.

        Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1)  содействие структурной  перестройке экономики и создание  условий для направления высвобождаемых  работников на рентабельные производства  и в развивающиеся отрасли;

2)  развитие системы  подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной  ориентации населения, создания  новых рабочих мест с учетом  демографической ситуации;

3)  обеспечение занятости  отдельных категорий населения,  трудоустройство которых затруднено;

4)  повышение экономической  заинтересованности предприятий  и организаций в создании рабочих  мест и использовании гибких  форм занятости;

5)  совершенствование организационной  структуры государственной службы  занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической  базы.[2].

        Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.

       Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:

1)  на 2006 – 2010 гг. – содействие  социально-профессиональной мобильности  рабочей силы, повышение эффективности  и качества труда;

2)  после 2010г. – достижение  количественной и качественной  сбалансированности спроса и  предложения рабочей силы и  рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ политики занятости в Республике Беларусь

 

        Государственное  воздействие на занятость и  безработицу является неотъемлемой  частью общей системы экономической  и социальной политики любого  цивилизованного государства.

       Политика  на рынке труда в Республике  Беларусь предусматривает стимулирование  структурной перестройки и ускорение  процесса перераспределения высвобождаемых  работников, наиболее быстрое вовлечение  безработных в трудовую жизнь,  предоставление работы каждому,  кто желает работать и ищет  работу.

         Согласно  закону о занятости населения  Республики Беларусь понятие занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу.

         Государство  гарантирует безработным:

  1. Бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющими склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;
  2. Выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членом их семей, находящимся на их иждивении;
  3. Компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;
  4. Бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;
  5. Возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  6. Содействие в организации предпринимательской деятельности.

 

      При создании  механизмов реализации активной  политики занятости и формировании  рынка труда наша республика  учитывала и использовала опыт  других государств. В тоже время,  особенности формирования и использования  трудовых ресурсов, особенности  структуры  занятости населения  предопределили особенности структуры  государственного регулирования  рынка труда. Новые явления  в сфере занятости диктовали  необходимость совершенствования  государственного регулирования рынка труда.

     Регулирование  занятости и безработицы осуществляется  с помощью комплекса методов,  к которым относятся законодательные,  экономические, административные, идеологические, организационные. 

     Законодательное регулирование осуществляется путем принятия государственных законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.

      Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.

      К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.

       Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалифицированной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите  направлении содействия трудоустройству.

       Поведение  эффективной политики на рынке  труда означает:

  1. содействие оптимальной сбалансированности между наличием рабочих мест и количеством работающих;
  2. создание условий для получения гражданами необходимых знаний и навыков для осуществления выбранной или трудовой деятельности;
  3. предоставление работы всем желающим;
  4. удовлетворение потребностей экономики в рабочей силе;
  5. обеспечение минимального дохода в случае временной нетрудоспособности.

 

       Регулирующая  функция государства не ограничивается  только содействием трудоустройству  незанятого населения, но охватывает  и сферу наемного труда, способствует  развитию предпринимательской инициативы  граждан и самозанятости.

      Управление  занятостью заключается в целенаправленном  предоставлении государственных  гарантий безработным, сохранении  и создании рабочих мест для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. В первую очередь, это относится к убыточным предприятиям, которые могут быть призваны банкротами.

       Специфика  безработицы в республике потребовала  переориентации политики занятости  в сторону развития активных  форм ее регулирования.

С 2004 года обозначились позитивные тенденции в области занятости, которые характеризовались увеличением  приема граждан на работу, уменьшением  масштабов высвобождения рабочей  силы, увеличением спроса на рабочую  силу.

         Основной  задачей государства по регулированию  рынка труда в Беларуси является  обеспечение занятости населения  путем создания возможностей  достойного труда желающим работать, недопущения массовой безработицы  и поддержания безработицы на допустимом уровне. Решить эти проблемы позволят: повышение эффективности производства; совершенствование налоговой политики, поддерживающей малое предпринимательство и инвестирование; развитие кредитования производства; санация потенциально прибыльных и ликвидация потенциальных убыточных предприятий; привлечение иностранных инвесторов, способных создать хорошо оборудованные и высокооплачиваемые рабочие места; совершенствование политики доходов. Эти важнейшие экономические преобразования определяют, в основном, положение в сфере занятости.

       Особое  значение имеет вопрос взаимосвязанного  регулирования рынка труда и  заработной платы. Политика в области заработной платы влияет на текучесть рабочей силы, перелив рабочей силы из одних отраслей экономики в другие и, таким образом, достижение определенной сбалансированности на рынке труда.

       В рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», органы по труду, занятости и социальной защите осуществляют трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Комитет и управление по труду, занятости и социальной защите работают в тесном контакте с подразделениями облисполкома, городскими и районными исполнительными комитетами, органами внутренних дел, судами и предприятиями области.

      Для стимулирования переселения семей безработных граждан в сельскую местность в сентябре 2008 года были внесены изменения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 1996 года №51 об увеличении размеров выплат денежных средств безработным с пяти до семикратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату трудоустройства. Это дало возможность членам семей безработных получить постоянную работу, улучшить жилищные условия, завести подсобное хозяйство и тем самым стабилизировать свое финансовое положение.

      Важным направлением  мер активной политики на рынке  труда является профессиональное  обучение граждан. В период  поиска постоянной работы безработные  и другие категории населения  имеют возможность принять участие  в оплачиваемых общественных  работах, организуемых с участием  средств Фонда. По опыту 2008 года обеспечена временная занятость в оплачиваемых общественных работах преимущественно в сельском хозяйстве. На объектах социальной сферы силами граждан выполнились работы по благоустройству территорий населенных пунктов и гражданских кладбищ, ремонту помещений учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

      В целях  формирования мотивации к труду  осуществляется трудоустройство  учащейся и студенческой молодежи  на временных рабочих местах  в свободное от учебы время  ежегодно из средств Фонда  социальной защиты предусматриваются  средства на организацию вторичной занятости молодежи. Подростками выполнялись работы по ремонту школьной мебели, благоустройству территории школ , ремонту книжного фонда, изготовлению сувениров, пошиву постельного белья с безвозмездной передачей в дома интернаты.

      Социальная  поддержка безработных осуществляется  в соответствии с действующим  законодательством путем выплаты  пособия по безработице и материальной  помощи в период активного  поиска работы.

      Ситуация в 2009-2010годах.

      В 2009-2010 годах  формирование трудового потенциала  происходит в условиях сокращения  трудоспособного населения в связи со вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90-х годах. Основными источниками пополнения рынка труда являются лица, уволенные по причинам текучести кадров, лица, имеющие длительный (более года) перерыв в работе до регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите, а также выпускники учреждений, обеспечивающих получение общего базового и среднего образования.

     Особая роль  отводится созданию информационного  пространства по взаимодействию  временно неработающих граждан  и нанимателей. Предполагается  проведение «Ярмарок вакансий»,  «Дней предприятий», других массовых  информационных мероприятий.

      Создана  единая компьютерная система  массового информирования граждан  и работодателей о спросе и  предложении рабочей силы, осуществляется  консультирование по вопросам  трудового и социального законодательства, перемены занятий, профессионального  обучения, профориентационной работы среди подростков и молодежи.

       Нынешний  кризис вносит свои коррективы  в ситуацию с занятостью населения.  По данным Международной организации  труда в мире могут потерять  работу более 20 миллионов человек,  в первую очередь, в таких  сферах, как финансы, строительство,  операции с недвижимостью, автомобилестроение, туризм, сфера услуг.

       В условиях финансовой нестабильности многие профессии могут потерять свою актуальность. Так в зоне риска могут оказаться люди, чья профессиональная деятельность связана с финансовой сферой. Например, по мнению экспертов, под угрозой безработицы могут оказаться специалисты по оформлению кредитов, банковские работники, брокеры по недвижимости, менеджеры по развитию производства.

       В условиях  экономического кризиса перед  предприятиями стоит задача сохранить  кадровый потенциал предприятий,  обеспечить сохранение существующих  рабочих мест и создание новых,  не допустить массового высвобождения  работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Управления занятостью в современных условиях в Республике Беларусь