Уровень монополизации отраслевых рынков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является изучение понятия монополий, монопольной власти на отраслевых рынках РФ.
В процессе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
1) Дать понятие монополии;
2) Рассмотреть виды и функции монополии;
3) Изучить источники монопольной власти;
4) Изучить показатель монопольной власти на отраслевых рынках;
5) Охарактеризовать монополии на отраслевых рынках в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Монополия, её сущность и причины возникновения
Основные понятия монополии;…………………………….....4-5 стр.
Виды и функции монополий;………………………………….5-7 стр.
Источники монопольной власти……………………………..7-10 стр.
Показатели монопольной власти на отраслевых рынках:
2.1 Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли);…..11-12 стр.
2.2 Коэффициент Лернера;...........................................................13-15 стр.
2.3 Коэффициент Тобина;..................................................................15 стр.
2.4 Коэффициент Папандреу.......................................................15-16 стр.
Уровень монополизации отраслевых рынков в России:
Анализ уровня монополизации современной экономики России;......................................................................................17-24 стр.
Развитие конкурентного рынка – стратегическая цель российской
Экономики.....................................................................................25-30 стр.
Заключение.................................................................................................31 стр.
Список литературы...............................................................................32-33 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Показатели монопольной власти на отрослевых рынках.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии  развития России до 2020 года»15:

• «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;

•  «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной  среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять  продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».

Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние  конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.

Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг  привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 годов произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.

Происходит сближение  показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низко концентрированных – растет.

Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за 2007 год, положительным (42% «+» и 22% «–»);

В тоже время существуют и негативные тенденции:

1) Ряд отраслей российской  экономики являются избыточно  концентрированными (например, производство  первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран;

2) Несмотря на достаточный  уровень интенсивности конкуренции  с производителями из дальнего  зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение;

3) Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются;

4) Особую опасность  представляет гипертрофированный  рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших  российских компаний в отношении  к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки.

Федеральная антимонопольная  служба считает, что угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных  корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства.16

На сегодняшний день в Российской Федерации имеются  три крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД».

В соответствии с Федеральным  законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» видами деятельности, относящимися к сфере естественной монополии, являются:17

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

-  железнодорожные  перевозки;

-  услуги транспортных  терминалов, портов, аэропортов;

-  услуги общедоступной  электросвязи и общедоступной  почтовой связи;

-  услуги по передаче  электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в

электроэнергетике;

-  услуги по передаче  тепловой энергии;

-  услуги по использованию  инфраструктуры внутренних водных  путей.

Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными  монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны.

На сегодняшний день в Российской Федерации можно  выделить сразу несколько отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования: оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность.

Нефтяная промышленность.

Вертикально-интегрированные  компании (ВИНК) доминируют (в том  числе коллективно) на рынках сырой  нефти и продуктов ее переработки, свободный рынок нефти практически  отсутствует: более 80% нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК.18

ВИНК используют давальческую схему переработки нефти как  на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.

В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых  добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 года по 2007 год объем  добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%.

Таким образом, доминирование  ВИНК при крупно оптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный  рынок) и наличие в большинстве  регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов.

Электроэнергетика.

Барьерами для выхода на оптовый рынок потребителей и  сбытовых компаний являются, с одной  стороны, высокая стоимость приборов учета электроэнергии, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка (экономические барьеры), с другой, необходимость согласования со смежным субъектом оптового рынка, который зачастую является конкурентом, соглашения об информационном обмене, а также заключение договора на передачу электроэнергии с лицом, входящим в группу лиц с указанным конкурентом (технологические барьеры).

Кроме того, в качестве административных барьеров можно выделить необходимость получения тарифно-балансового решения в ФСТ России и процедуру присвоения статуса субъекта оптового рынка администратором торговой системы.

Наибольшая доля нарушений  в электроэнергетике связана  именно с естественно-монопольным  сектором, т.е. с деятельностью сетевых  компаний. Нарушения связаны преимущественно с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям.

Более 2/3 всех злоупотреблений  доминирующим положением фиксируется  именно в этой сфере19. Следует также отметить большое количество нарушений, связанных с препятствованием доступу на оптовый рынок электроэнергии со стороны смежных сбытовых организаций. Нарушения выражаются, как правило, в отказе от согласования необходимых документов, обеспечивающих информационный обмен и передачу данных по системам коммерческого учета, которые являются необходимыми для получения доступа к торговой системе оптового рынка.

Газовая промышленность

Несовершенство действующего законодательства в сфере газоснабжения  не позволяет в полной мере запустить  механизм долгосрочных договоров.

Механизм поставок газа на основе долгосрочных договоров для всех участников рынка газа требует значительных модификаций, связанных с урегулированием отношений между производителями и потребителями газа и между производителями и ОАО «Газпром», закреплением на нормативном уровне необходимых финансовых и экономических гарантий бесперебойной работы и рентабельности поставщика и потребителя газа20:

- обеспечение гарантий  поставки газа со стороны производителей;

- принцип полной выборки  объемов газа (принцип «бери или  плати»);

- совершенствование штрафных  санкций в случае «сверхлимитного» отбора газа, а также в случае частичной не выборки газа;

- возможность перераспределения  или продажи невыбранного объема  газа по краткосрочным контрактам  на электронной торговой площадке

- совершенствование правил  не дискриминационного доступа к газотранспортной сети

Рынок газа в России является высококонцентрированным рынком с  неразвитой конкуренцией. ОАО «Газпром»  добывает более 80% газа в России, реализует  более 90%. Также ОАО «Газпром»  является собственником Единой системы  газоснабжения, что позволяет ему контролировать доступ независимых организаций к ГТС ОАО «Газпром» и ограничивать возможность независимых организаций наращивать долю реализации газа в общероссийском масштабе.

Воздушный транспорт.

Конкуренция на рынке  международных воздушных перевозок ограничена, большинство маршрутов монополизированы. В соответствии с межправительственными соглашениями о воздушном сообщении на каждом международном маршруте действует, как правило, одна авиакомпания от каждой страны. Эти назначенные авиакомпании согласовывают тарифы и квоты (количество рейсов). Отсутствует конкурсный механизм назначения перевозчика.

Рынок внутренних воздушных  перевозок состоит из множества  локальных рынков – маршрутов, поскольку  авиакомпании конкурируют на конкретных маршрутах. В настоящее время зарегистрировано свыше 500 маршрутов. Две трети этих маршрутов являются низко рентабельными, поэтому на них работает по одному перевозчику. На оставшейся трети маршрутов работают от 2 до 6 авиаперевозчиков, причем доступ на эти маршруты ограничен осуществляемым Росавиацией согласованием слотов (временных интервалов между посадкой и вылетом воздушных судов) и утверждением расписаний.

Рынок грузовых авиаперевозок  является высококонцентрированным. Так, при общем числе авиаперевозчиков, работающих на рынке грузовых перевозок более 70, около 80% грузооборота обеспечивают 20 авиакомпаний, при этом на долю 4 крупнейших из них приходится до 70% грузооборота.21

Автомобильный транспорт.

Рынки городских пассажирских перевозок являются проблемными. На этих рынках, как правило, доминируют муниципальные перевозчики, для которых муниципальные власти устанавливают монопольное положение: ограничивают доступ частным перевозчикам (маршрутным такси) к наиболее рентабельным (центральным) городским маршрутам и вытесняют работающих частных перевозчиков посредством закрепления маршрута за победителем конкурса на право работы на городских маршрутах.

В 2007 году самым распространенным нарушением в отрасли стали нарушения  условий проведения, критериев выбора победителя в конкурсах за право работы на городских маршрутах.

Железнодорожный транспорт.

Оценивая общее состояние  железнодорожного транспорта общего и  не общего пользования, развития конкуренции  на железных дорогах следует признать:22

- реформирование железнодорожного транспорта общего и не общего пользования осуществляется с отставанием от программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 № 384.

Это отставание обусловлено  недостаточностью нормативной правовой базы при работе железных дорог в конкурентных условиях, а также слабой заинтересованностью инвесторов по привлечению инвестиций в инфраструктуру железных дорог;

- в настоящий период  проходит третий этап реформирования, однако не все мероприятия  первых двух этапов программы были выполнены. В частности, не создана компания по перевозке пассажиров, парк приватных вагонов не достиг 50-% уровня;

- реформирование железнодорожного  транспорта не общего пользования  фактически не осуществляется;

- сохранение в структуре  ОАО «РЖД» перевозок пассажиров не позволяет стимулировать процесс реформирования в области пассажирских перевозок.

Таким образом можно  увидеть слабые места нашей экономики  и выявить эффективные методы борьбы с ними.

 

3.2 Развитие  конкурентного рынка – стратегическая цель российской экономики

 

Отрицательное влияние  высокого уровня монополизации на экономику  страны делает необходимым проведение специальной государственной политики направленной на регулирование монополизированных отраслей и развития конкурентного  рынка. 23

Информация о работе Уровень монополизации отраслевых рынков в России