Условия улучшения труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение основных направлений улучшения условий труда и определение их экономической эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) дать определение понятия условий труда;
2) охарактеризовать факторы, определяющие условия труда;
3) рассмотреть основные методы оценки условий труда;
4) проанализировать основные направления улучшения условий труда;
5) рассмотреть механизм расчета показателей экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Условия труда, их факторы и роль на предприятии……………… ..6
1.1. Понятие, классификация и сущность условий труда…………………… 6
1.2. Факторы, определяющие условия труда………………………………….9
1.3. Основные направления улучшений условий труда…………………….. 12
Глава II. Анализ состояния условий труда на предприятии ТД «Океан»….. 20
2.1. Краткая характеристика предприятия и анализируемого подразделения по основным технико-экономическим показателям………………………… 20
2.2. Планировка и оснащение рабочих мест подразделения……………….. . 24
2.3. Выявление потерь рабочего времени вследствие заболеваемости и травматизма……………………………………………………………………... 26
2.4. Оценка уровня механизации труда……………………………………….. 28
2.5. Оценка санитарно-гигиенической обстановки и эффективности мер по её улучшению……………………………………………………………………… 29
2.6. Анализ психологического климата в коллективе………………………... 30
Глава III. Пути улучшения условий труда……………………………………. 32
3.1. Мероприятия по улучшению условий труда…………………………….. 32
3.2. Расчёт экономической эффективности по предлагаемым мероприятиям…………………………………………………………………. 33
Заключение……………………………………………………………………… 35
Библиографический список……………………………………………………. 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по организации и нормированию труда.docx

— 91.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

Глава I. Условия труда, их факторы и роль на предприятии……………… ..6

1.1. Понятие, классификация и сущность условий труда…………………… 6

1.2. Факторы, определяющие  условия труда………………………………….9

1.3. Основные направления  улучшений условий труда…………………….. 12

Глава II. Анализ состояния условий труда на предприятии ТД «Океан»…..  20

2.1. Краткая характеристика  предприятия и анализируемого  подразделения по основным технико-экономическим  показателям…………………………  20

2.2. Планировка и оснащение  рабочих мест подразделения……………….. . 24

2.3. Выявление потерь рабочего  времени вследствие заболеваемости  и травматизма……………………………………………………………………... 26

2.4. Оценка уровня механизации  труда……………………………………….. 28

2.5. Оценка санитарно-гигиенической  обстановки и эффективности мер  по её улучшению……………………………………………………………………… 29

2.6. Анализ психологического климата в коллективе………………………... 30

Глава III. Пути улучшения условий труда……………………………………. 32

3.1. Мероприятия по улучшению  условий труда…………………………….. 32

3.2. Расчёт экономической  эффективности по предлагаемым  мероприятиям………………………………………………………………….  33

Заключение……………………………………………………………………… 35

Библиографический список……………………………………………………. 37 

Введение

В настоящее время улучшение труда работающих является важнейшей государственной социально-экономической задачей. Однако в стране до сих пор сохранилась тенденция роста численности работников занятых во вредных условиях труда. Больше чем каждый пятый работник трудится в условиях, не отвечающим нормам.

Через улучшение условий труда в лучшую сторону, возможно, изменить экономические показатели деятельности предприятия, так как работник, находящийся в хороших, благоприятных условиях на рабочем месте будет лучше трудиться, возрастет производительность труда, снизится уровень заболеваемости и травматизма работников, что приведет к снижению издержек предприятия и росту экономических показателей. Исходя из всего этого, тема приобретает огромную актуальность.

Большое значение улучшения  условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в  которой протекает жизнедеятельность  человека во время труда. От их состояния на прямую зависит уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности.

Исходя из вышесказанного, можно определить цель данной курсовой работы – изучение основных направлений  улучшения условий труда и  определение их экономической эффективности.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. дать определение понятия условий труда;
  2. охарактеризовать факторы, определяющие условия труда;
  3. рассмотреть основные методы оценки условий труда;
  4. проанализировать основные направления улучшения условий труда;
  5. рассмотреть механизм расчета показателей экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда.

Объектом курсовой работы является состояние условий труда на предприятии Торговый дом "Океан", находящийся по адресу: Россия, г. Омск ул. 5 линия, 153.

Следовательно, предметом  данной работы является анализ улучшения  условий труда на данном предприятии.

 

I. Условия труда, их факторы и роль на предприятии

1.1. Понятие и  сущность условий труда

Выполнение любой работы в течение продолжительного времени  сопровождается утомлением организма, проявляемым в снижении работоспособности  человека. Наряду с физической и  умственной работой, значительное воздействие  на утомление оказывает и его  окружающая производственная среда, то есть условия, в которых протекает  работа.

По словам Н.В.Братчикова «условия труда» — это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние организма работающих, их здоровье и работоспособность в процессе труда. Они определяются применяемым оборудованием, технологией, предметами и продуктами труда, системой защиты рабочих, обслуживанием рабочих мест и внешними факторами, зависящими от состояния производственных помещений, создающими определенный микроклимат. Таким образом, исходя из характера выполняемых работ, условия труда специфичны как для каждого производства, цеха и участка, так и для каждого рабочего места. Существует и другое определение понятия «условия труда».

Главный государственный  санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, определил «условия труда», как сложное объективное явление, характеризующее среду протекания трудового процесса, формирующейся под воздействием взаимосвязанных факторов социально-экономического, технико-организационного и естественно – природного характера и влияющего на здоровье, работоспособность человека, его отношение к труду и степень удовлетворенности трудом, а, следовательно, на эффективность труда и другие экономические результаты деятельности.

В цивилизованном обществе большое значение придается условиям труда и их улучшению. Условия  труда определяются состоянием производственной обстановки (среды), которая включает в себя социально-экономические, материально-вещественные, производственные и природные элементы.

При рассмотрении элементов, составляющих условия труда, необходимо, таким образом, исходить, прежде всего, из принципа единства организма и окружающей его среды, провозглашенного великим русским ученым И.М. Сеченовым. Это единство может быть уравновешенным, и тогда условия труда оцениваются как благоприятные; оно может быть неуравновешенным из-за отрицательного влияния каких-либо элементов, в связи с чем условия труда оцениваются как неблагоприятные.

Благоприятными следует  считать такие условия труда, когда количественная и качественная совокупность образующих их элементов  оказывает на человека воздействие, способствующее духовному и физическому  развитию личности, формированию у  работников творческого отношения  к труду, чувства удовлетворения им.

К неблагоприятным, относятся такие условия труда, когда их воздействие способно вызвать у человека глубокое утомление, которое, накапливаясь, может привести к болезненному состоянию или вызвать профессиональную патологию; вследствие отрицательного влияния условий труда у работников может сформироваться отрицательное мнение о работе (непривлекательная, непопулярная, мало престижная и т.п.).

Данные определения дают целостную характеристику условий  труда: их сущности как объективного явления, механизма формирования и  основных направлений воздействия  на работающего человека, эффективности, влияния на социальное развитие.

В зависимости от степени  воздействия на работника условия  труда классифицируются на:

а) безопасные условия труда  – условия труда, при которых  воздействие на работающих вредных  и опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

б) вредные условия труда  – условия труда, характеризующиеся  наличием вредных производственных факторов, превышающих установленные  гигиенические нормативы и оказывающие  неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его  потомство;

в) опасные условия труда  – условия труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний;

г) тяжелые условия труда  – условия труда, при которых выполняются работы, связанные с повышенной тяжестью и напряженностью трудового процесса (интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, монотонность выполнения операций, зрительно напряженные работы, голосовые перенапряжения, режим работы, др.) [1, с. 156- 197].

Правила и процедуры отнесения  условий труда к одной из перечисленных  групп, а также комплекс соответствующих  им гарантий и компенсаций устанавливаются  в федеральных законах, подзаконных  актах, государственных стандартах и т. д. Трудовой кодекс РФ ограничивает возможность применения труда несовершеннолетних при выполнении работ, указанных в пунктах «б» – «г» а, следовательно, в трудовом договоре с несовершеннолетним работником не могут указываться компенсации и льготы за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях.

В соответствии со статьей 1 Конвенции № 138 о минимальном  возрасте для приема на работу (от 26.06.1973), каждый член организации, для которого настоящая Конвенция находится  в силе, обязуется осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение  минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков.

Российское законодательство полностью согласуется с требованиями статьи 3 названной Конвенции:

1) минимальный возраст  для приема на любой вид  работы по найму или другой  работы, которая по своему характеру  или в силу обстоятельств, в  которых она осуществляется, может  нанести ущерб здоровью, безопасности  или нравственности подростка,  не должен быть ниже 18 лет;

2) те виды работы по  найму или другой работы, к  которой применяется пункт 1, определяются  национальными законами или правилами,  или компетентными органами власти, после консультаций с соответствующими  организациями предпринимателей  и трудящихся, где таковые существуют.

Частью первой статьи 265 Трудового  кодекса РФ введен запрет «на применение труда лиц в возрасте до 18 лет  на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых  может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный  бизнес, работа в ночных кабаре и  клубах, производство, перевозка и  торговля спиртными напитками, табачными  изделиями, наркотическими и иными  токсическими препаратами)". [2]

 

1.2. Факторы, определяющие  условия труда

 

Согласно работам авторов  В.П. Пашуто и В.В. Адамчук факторы, формирующие условия труда, можно разделить на следующие группы:

 К первой группе относятся социальные и экономические факторы, действие которых обусловливает положение трудящихся в обществе. В данную группу включают:

  • Нормативно-правовые факторы (законы о труде, правила, норы, стандарты в области организации, оплаты, условий и охраны труда, режимов труда и отдыха, установление льгот и социальных гарантий отдельным категориям работников, а так же система государственного и общественного контроля за их соблюдением);
  • Социально-психологические факторы, характеризующие отношение в обществе к сфере трудовой деятельности и условиям труда, совокупность интересов и ценностных ориентаций работников, состав и особенности персонала, стиль руководства и т.п.;
  • Общественные факторы (общественные организации, движения за улучшение экологической обстановки, создание благоприятных условий труда и др.);
  • Экономические факторы (система льгот, гарантий и компенсаций работникам, с одной стороны, а с другой – система экономических санкций за нарушение норм, стандартов и прочее).

Вторая группа факторов –  технические и организационные  факторы, непосредственно воздействующие на формирование материально-вещественных элементов условий труда, предметы труда, технологические процессы, организационные  формы производства, труда и управления, в частности, режимы труда и отдыха, формы разделений и коопераций труда, приемы и методы труда, нормирование труда и т.п.

К третьей группе относиться естественно-природные факторы, характеризующие  воздействие на работников географо-климатических, геологических и биологических  особенностей местности, где протекает  трудовой процесс.

Четвертая группа факторов хозяйственно-бытовые, связанные с  организацией питания работников, санитарного и бытового обслуживания. [3, с.47-76]

Формирующиеся под воздействием разнообразных факторов условия  труда представляют собой совокупность различных по воздействию на человека элементов.

Все элементы условий труда  можно разделить на 4 группы. При  всей условности такого деления элементов  условий труда, оно имеет важное значение для изучения условий труда  и разработки практических мероприятий  по их улучшению и для осуществления  контроля за их состоянием.

Первую группу элементов  условий труда составляют санитарно-гигиенические  элементы, получившие свое название в  связи с тем, что они нормируются  и количественно оцениваются  методами санитарно-гигиенических исследований. В эту группу включают все элементы, образующие предметную внешнюю среду:

Информация о работе Условия улучшения труда