Факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:01, контрольная работа

Краткое описание

На эффективность работы предприятий влияют самые разнообразные факторы, которые классифицируются по различным признакам.
В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные.
В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, то есть само предприятие их порождает.
Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:
1) связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;
2) связанные с ускорением НТП, с инновационной политикой предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

К.р. Горячих.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию Пензенской области

Пензенская государственная  технологическая академия

 

Кафедра «Прикладная  экономика»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

 

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА»

 

 

 

       

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  4 курса

группы 09В5зу

Горячих Е.С.

Проверил: Тарасова Т.В.

 

 

      

 

 

 

Пенза, 2013

 

Содержание

 

 

 

 

8. Факторы,  влияющие  на эффективность функционирования предприятия  в   условиях   рынка

На   эффективность  работы предприятий влияют самые разнообразные факторы, которые классифицируются по различным признакам.

В зависимости от направленности действия все  факторы  можно объединить в две группы: позитивные и негативные.

В зависимости от места возникновения  все  факторы  можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние  факторы  зависят от деятельности самого предприятия, то есть само предприятие их порождает.

Внутренние  факторы  настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:

1) связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием  в   условиях   рынка;

2) связанные с ускорением НТП, с инновационной политикой предприятия;

3) связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;

4) связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

5) связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;

6) связанные со спецификой производства и отрасли;

7) связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;

8) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой. [3, с. 78]

Кроме того, все внутренние  факторы  можно разделить на объективные и субъективные. Объективные – это такие  факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления.

Субъективные  факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.  

Эффективность  работы предприятий   в    условиях    рынка   в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

1. Экономические  факторы, имеющие важное значение при оценке текущего и прогнозируемого состояния экономики  предприятия, а поэтому должны постоянно диагностироваться.

Среди которых:

- инфляция – сокращает  покупательную способность; например, в условиях инфляции практически  невозможны инвестиции в производство, тем более в новое строительство;

- уровень занятости,  определяющий наличие свободных  рабочих мест и, следовательно,  избыток или недостаток рабочей  силы, что влияет на уровень  заработной платы работника при  заключении трудового соглашения;

- баланс платежный;

- стабильность национальной  валюты;

- налоговые ставки  изменяют распределение доходов,  приводят к переменам в покупательной  способности, например, при постоянных  изменениях  налоговой системы вообще пропадает стимул что-либо производить, так как невозможно прогнозировать собственные доходы и, следовательно, развитие предприятия;

- поставщики;

-  потребители;

- конкуренты;

- контрактные аудитории  (государственные учреждения надзора  и регулирования производственной  деятельности, средства массовой  информации, гражданские группы  общественного мнения и другое. [3, с. 84]

Каждый из этих видов  экономических факторов может иметь  негативные последствия (угрозу) для  одних предприятий, либо позитивные (новые возможности) ля других. Например, во времена низкого снижения (спада) выпуска автомобилей выпуск запасных частей увеличивается (процветает), так как потребитель (покупатель) предпочитает ремонтировать старые, а не покупать новые автомашины.

2. Политические факторы. Их значение определяется активным участием лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе. Политическая ситуация оказывает влияние на экономическую обстановку в целом, так как в известной степени способы управления экономикой есть результата реализации политических целей и задач находящегося у власти правительства. Политическая обстановка имеет для руководителей предприятий особое значение. Фактор политической стабильности играет, например, весьма существенную роль для эффективной деятельности предприятий. Поэтому предприятия, его руководство должны постоянно следить за нормативными документами местных органов и правительства, за кредитами для финансирования инвестиций, ограничениями по приему и увольнению рабочей силы, возможностью получения ссуды, тарифными соглашениями и так далее. Предприятия, стремящиеся к успеху, должны эффективно приспосабливаться к технологическим изменениям и использовать их для получения преимуществ на конкурентном рынке.

3. Демографические  факторы  оказывают особое влияние на деятельность предприятий, хотя они не всегда принимаются во внимание. Любая производственная система должна учитывать структурные изменения демографического развития. Например, тенденции возрастной и половозрастной структуре должны волновать предпринимателей, производящих и реализующих новые виды (марки) изделий. Темп рождаемости и связанные с этим социальные меры по защите материнства также могут повлиять на рынок товаров и услуг. Рост численности пенсионеров, одиноких людей ведет к появлению многочисленных фирм, занимающих ниши на рынках сервиса, производств одежды, развлечений для этих социальных групп населения.

4. К рыночным относятся  факторы, изменяющие демографические условия, жизненные циклы различных товаров или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения, уровень конкуренции и другое. [3, с. 88]

5. Технологические  факторы. Их изучение помогает учитывать по меньшей мере изменение  в технологии производства использования ЭВМ при проектировании товаров и услуг, создание новых видов техники и так далее. Предприятие должно определить, какие из них могут привести к «разрушительным» последствиям, вызвать наиболее негативные сдвиги в его деятельности. Ни одно из них не может игнорировать фактические и возможные действия своих конкурентов. Для чего необходимо постоянно оценивать настоящее положение конкурентов предвидеть вероятные шаги или изменение в их стратегии, изучение сильных и слабых сторон, их уязвимость и так далее. Предприятия  и фирмы как хозяйствующие субъекты  рынка  действуют в рамках соответствующей правовой сферы. С помощью законов и иных нормативных актах регулируют экономическое поведение самих предприятий и их взаимоотношения с контрагентами – поставщиками, потребителями, служащими и так далее. Большинство крупных предприятий и множество мелких фирм действуют на международном рынке, поэтому, сегодня руководители должны постоянно контролировать и оценивать изменение технологические факторов (рынок, цены, конкуренция и так далее).

6. Социальные  факторы. Они включают меняющиеся ожидания, отношений и нравы общества  отражает уровень жизни различных групп населения также включающие в себя стиль жизни, привычки, этические нормы, религиозные основы общества. К некоторым, важным из них в настоящее время относятся, например, преобладающее в обществе отношения к предпринимательству, бизнесу, роль в обществе уровня образования культуры, женщин, движение в защиту интересов определенных слоев населения. Эти  факторы  влияют на поведение покупателей и, соответственно, могут вносить изменение на рынке товаров и услуг за счет роста или снижения спроса на отдельные товары и услуги. Например, пропаганда здорового образа жизни для фирм, производящих и продающих спортивное снаряжение и одежду для отдыха, но при этом пострадали фирмы, предлагающие сигареты и прочее.

7. Факторы,  влияющие  на международные события (крупные политические события, войны, катастрофы и так далее). Неизменно оказывают влияние на деятельность и выживание предприятий в различных странах. Например, чернобыльская авария 1986 года вызвала во всем мире всплеск общественных настроений против атомной энергетики. Это косвенным образом, но заметно, отразилось на каждой организации, занятой в области энергетики, и привело к активности многих государственных учреждений, «зеленых» и групп защиты потребителей.  Так же к международным факторам относятся таможенная политика, валютные курсы и их устойчивость, национальные уровни производительности труда, политическая стабильность, защищенность иностранных инвестиций и  деятельность государства в целом. [3, с. 89-98]

В современных  условиях  именно от государства в значительной мере зависит эффективность  деятельности российских предприятий.

 

 

 

58. Особенности организации обслуживания  потребителей

«Организация обслуживания   потребителей  – это специфическая, не имеющая аналогов в других отраслях часть организации деятельности предприятия, играющая особую роль в повышении ее эффективности» [4, с. 112]. Чем лучше организованно  обслуживание, тем охотнее и регулярнее заказчик обращается к услугам данного предприятия сферы сервиса. 
Главная задача организации обслуживания населения – это разработка и внедрение рациональных форм и методов обслуживания. 
Рационально  организовать  процесс обслуживания, полнее удовлетворить все возрастающие потребности в услугах и одновременно улучшить использование предметов труда, его средств в процессе оказания услуг. 
Поэтому как наука организация обслуживания населения изучает наиболее общие закономерности доведения услуг до потребителя, применение которых на практике позволяет находить эффективные формы деятельности предприятий сферы сервиса по более полному удовлетворению платежеспособного спроса населения на услуги с наименьшими затратами.

Принципы организации:

- более полное удовлетворение платежеспособного спроса населения на услуги;

- максимальное приближение услуг к потребителю;

- повышение внимания к заказчику, к его индивидуальным требованиям, вкусам и запросам;

- создание наибольших удобств и комфортных условий для заказчика при пользовании услугами;

- доведение услуг до потребителя с меньшими затратами. [5, с. 176]

Реализация этих принципов  на практике предполагает осуществление  комплекса мероприятий, направленных на решение следующих вопросов: 
1) увеличение объема реализации услуг и расширение номенклатуры оказываемых услуг;

2) улучшение качества исполнения заказа;

3) улучшение качества обслуживания заказчиков за счет внедрения прогрессивных форм обслуживания;

4) повышение культуры обслуживания;

5) совершенствование ценообразования услуг. [5, с. 183]

Территориальный принцип  расположения предприятия сервиса: максимальное приближение к потребителям услуг, вблизи торговых, культурно-массовых объектов, основных транспортных магистралей с учетом миграционных потоков населения.

Немаловажное значение при организации процесса обслуживания потребителей имеет установление на предприятиях сферы сервиса рационального режима их работы. Это соблюдение предприятиями сферы сервиса сроков исполнения заказов.

Потребителю необходимо предоставлять информацию о правилах обслуживания, его правах и обязанностях.

Обеспечение высокой культуры обслуживания – одна из основных задач всех предприятий сферы быта. Это совокупность условий, в которых происходит процесс общения работников сферы услуг с потребителями.

Основные слагаемые  культуры обслуживания населения –  этика (вежливое, внимательное и доброжелательное отношение работников сферы услуг к заказчикам) и эстетика обслуживания (благоприятная обстановка и комфорт).

«Реклама в сфере сервиса – это система доведения информации о работе предприятия до потребителя» [1, с. 54]. Ее цель состоит в убедительном и длительном информировании потребителя о том, какие услуги, где и в какое время можно получить.

Когда ожидания потребителей превышают воспринимаемый ими уровень  сервиса фирмы, они ощущают неудовлетворение и оценивают   обслуживание   как некачественное. Поиск способов повышения уровня обслуживания   потребителей   предполагает творческое мышление менеджеров и всех сотрудников. Чтобы упростить и повысить качество обслуживания потребителей, используют новые технологии, позволяющие автоматизировать выполнение рутинных, повторяющихся заданий.

Удовлетворенность – это получение ожидаемой потребительской ценности. Удовлетворенность от обслуживания напрямую зависит от качества услуги. Качество – это совокупность свойств и характеристик услуг, которая способна удовлетворить обусловленные или предполагаемые потребности. [1, с. 63]

Считается, что компания достигает высокого уровня качества только при условии, если ее услуги совпадают с ожиданиями потребителя  или превышают их.

В свою очередь, восприятие качества потребителем зависит от его ожиданий  относительно данного продукта или предстоящего ожидания.

Информация о работе Факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка