Факторы роста производительности труда. Цена и ее роль в предпринимательстве. Виды цен, порядок их расчета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:05, контрольная работа

Краткое описание

В результате трудовой деятельности производятся товары и услуги, которые характеризуются, во-первых, издержками производства, или себестоимостью. Соотношение этих двух величин по каждому виду товаров и услуг, умноженных на их объем, определяет прибыльность и рентабельность производства.

Содержание

1. Факторы роста производительности труда.
1.1. Введение.
1.2. Факторы роста производительности труда.
1.3. Заключение.
2. Цена и ее роль в предпринимательстве. Виды цен, порядок их расчета.
2.1. Введение.
2.2. Цена и ее роль в предпринимательстве.
2.3. Виды цен.
2.4. Порядок расчета цен.
2.5. Заключение.
3. Задача.
4. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 55.95 Кб (Скачать файл)

    Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими её секторами, регионами, фондами накопления, социальными группами населения.

    Функция реализуется через включение  в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного  фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения, а  также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

    Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

    Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

    Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на неё. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

    Цена  выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

    В рыночной экономике цены на товар  постоянно колеблются. Направления  изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные  как для отдельных групп потребительских  товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.

    Таким образом, цены играют исключительно  важную роль в развитии экономики  страны в целом и для каждого  отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Виды  цен

Классификация цен по характеру  обслуживающего оборота.

    По  ряду признаков все цены подразделяются на отдельные группы. В зависимости  от экономических особенностей выпускаемой  продукции, участников процессов производства и обращения выделяют следующие  виды цен:

    • оптовые (отпускные);
    • биржевые;
    • закупочные;
    • цены на продукцию строительства;
    • розничные.

    В свою очередь каждый из этих видов  цен (тарифов) дифференцируется на отдельные  разновидности.

    Оптовыми  называют цены, по которым продукция  реализуется крупными партиями. По таким ценам осуществляется реализация продукции оптовым покупателям (посредникам). С развалом административно-командной системы хозяйствования роль оптовых цен изменилась. Практически перестали использоваться централизованно утвержденные прейскуранты. Значительно снизились объемы централизованного материально-технического снабжения и фондовых поставок. Расширилась сеть посреднических организаций негосударственных форм собственности. Стала законной коллективная и частная собственность на большинство средств производства и продукцию производственно-технического назначения, на которые раньше устанавливались только оптовые цены (розничных не существовало).

    Особую  роль в экономике любого государства  всегда играли закупочные цены. По таким  ценам осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции колхозами, совхозами, госхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами  и населением, государственным организациям. Реализация аналогичной продукции негосударственным структурам осуществляется по договорным закупочным ценам.

    В строительстве действующие цены выступают в виде «сметной стоимости  строительно-монтажных работ и  готовых объектов», «прейскурантных  и договорных цен на продукцию  строительства». Такие цены используются для расчетов заказчиков с подрядными строительными организациями за выполненные работы, определения  объемов капитальных вложений и  других показателей, характеризующих  результаты деятельности строительно-монтажных  организаций. Термин «сметные цены»  означает оптовые цены, используемые в строительстве.

    Определенной  спецификой обладают цены на услуги. Услуга представляет вид деятельности, при  котором не создается продукт  в его материально-вещественной форме, но изменяется качество уже существующего  продукта. Специфика услуг как  вида деятельности накладывает отпечаток  и на формирование цен на них. В  настоящее время цены на услуги называются тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем выполненных работ, но и временной фактор. Типичными  примерами тарифов являются уровень  оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, пользование радио  и т.д.

    Розничными  называются цены, по которым население  приобретает товары в сфере розничной  и оптово-розничной торговли, в  сфере общественного питания  всех форм собственности. Розничные  цены устанавливаются на товары, поступающие  в личное потребление. Если до середины 80-х годов розничные цены устанавливались  только на товары народного потребления, то сегодня объектами купли-продажи  в розничной торговле выступают  и товары производственно-технического назначения. В качестве покупателей  такой продукции теперь могут  выступать не только юридические, но и физические лица.

    Виды  цен по степени  свободы от государственного воздействия

    В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и свободные. Свободные цены устанавливаются  по согласованию сторон на основе спроса и предложения. Они подразделяются на свободно-отпускные и свободно-розничные.

    Цены  на продукцию и товары, поставляемые через посредников (снабженческо-сбытовые, оптовые организации) розничным  предприятиям торговли, помимо элементов  свободной оптовой (отпускной) цены, содержит снабженческо-сбытовую и оптовую  надбавки, каждая из которых включает издержки обращения и прибыль  соответствующего звена. В свою очередь  розничная цена дополнительно включает розничную торговую наценку. Сумма  торговой наценки может определяться на основе установленных в процессе переговоров между продавцами и покупателями размеров торговых надбавок или скидок. При этом торговую надбавку принято определять в процентах к отпускной, а торговую скидку - к розничной цене.

    Регулирование цен осуществляется на основе экономических  и административных методов.

    Экономическое регулирование цен подразумевает  использование финансовой, налоговой, кредитной, таможенной и бюджетной  политики.

    Реформа ценообразования в государствах с переходной экономикой обычно начинается с либерализации («освобождения») цен. Число свободных цен резко  увеличивается, а количество фиксированных  - резко уменьшается. Предельные цены устанавливаются на продукцию, выпускаемую предприятиями-монополистами. Уровень таких цен декларируется и регистрируется в зависимости от важности продукции в соответствующих органах ценообразования. Поэтому предельные цены называют также декларируемыми.

    Декларирование  цен осуществляется путем сообщения  в органы ценообразования с соответствующей  мотивацией и калькуляцией.

    В процессе проектирования новых видов  изделий и объектов для производства вновь осваиваемых видов продукции, товаров, услуг используются лимитные (предельно-допустимые), проектные и  ориентировочные цены.

    В экономическом анализе, планировании и статистике наряду с фактическими (действующими) используются сопоставимые (неизменные) цены, средние цены, индексы  цен. Их применение объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, особенно процессами инфляции.

    Индекс  цен - это коэффициент пересчета, отражающий изменение цен по сопоставимому кругу элементов (товаров и услуг) за определенный период.

    Индекс  потребительских цен характеризует  изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые  населением для непроизводственного  потребления. Этот индекс рассчитывается на основе динамики стоимости «корзины»  потребительских товаров и услуг. Он является одним из основных показателей  уровня инфляции в стране.

    Виды  цен по классификации  рынка, территориальному признаку, по степени  обоснованности

    Классификация цен базируется на классификации  рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

    В зависимости от территории действия выделяют цены единые по стране  и  региональные цены (поясные, зональные, местные).

    Становление различий в ценах на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости  использования мировых цен, то есть цен мирового рынка. Мировые цены представляют собой либо реально  действующие на мировом рынке  цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период организациями, играющими ведущую роль в международной  торговле, либо среднее значение цен  на аналогичные товары, установившихся в разных странах и регионах.

    Ряд цен на товары и услуги фиксируется  в документальной форме в виде прейскурантов. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.

    Государственный прейскурант - это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования, а также министерствами и ведомствами. В планово-директивной экономике прейскурант был основным ценовым документом. В рыночной экономике он выполняет информационную функцию, за исключением случаев с ценами на социально-значимые товары, которые регулируются государством.

    Все перечисленные виды цен образуют систему взаимосвязанных элементов. В основе этой взаимосвязи лежит  принцип сообщающихся сосудов: движение цен в одной подсистеме вызывает автоматические изменения во всех других подсистемах. Так, уровень закупочных цен определяет уровень других цен, например розничных. В свою очередь, на величину розничных цен в конечном счете оказывает влияние уровень  всех других цен, тарифов и налогов. Изменение розничных цен может  привести к изменению всех других цен через изменение уровня издержек производства и обращения, например, через повышение доли оплаты труда  в затратах на производство.

    В условиях рыночных отношений взаимосвязь  и взаимозависимость цен, образующих единую систему, обусловлены двумя  обстоятельствами:

  • формированием цен на единой методологической основе законов спроса, предложения, стоимости и др.;
  • взаимосвязью производства предприятий, отраслей, хозяйственная деятельность которых обусловливается ценами.

    Таким образом, многообразие действующих  в экономике цен образует систему, на динамику которой оказывают действие многие рыночные факторы. Эта система  состоит из отдельных, взаимосвязанных  и взаимодействующих подсистем цен.

    Порядок расчета цен.

    Этапы ценообразования

    Методика  установления цен на товары зависит  от принятой системы маркетинга. К  этому следует добавить, что возможности  и проблемы политики цен зависят  от типа рынка, на котором предприятие  осуществляет свою предпринимательскую  деятельность. За исключением случаев  работы на рынках чистой конкуренции, в остальных— предприятиям необходимо иметь методику установления цен  на свои товары.

    Практика  ценообразования на рынках зарубежных стран выработала достаточно упорядоченную  методику расчета цен на товары, которая может быть использована в практике отечественного ценообразования. На рис. 1 представлена названная методика, которая состоит из нескольких этапов.

Информация о работе Факторы роста производительности труда. Цена и ее роль в предпринимательстве. Виды цен, порядок их расчета