Финансовая система РФ: её структура и направления развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
Глава 1. Структура финансовой системы РФ……………………..…..
Роль финансовой системы РФ…………….
Функции финансовой системы РФ…………………
Глава 2. Направления развития финансовой системы РФ…………..
2.1 Внебюджетный фонд………………………………………….
2.1.1Образование внебюджетных фондов………………….
2.1.2 Задачи внебюджетного фонда……………………………
2.2 Государственный кредит………………………………..
2.2.1 Цели и функции государственного кредита……….
2.3 Фонд страхования……………………………………………..
2.4 Фондовый рынок……………………………………………..
2.4.1 Классификация движения ценных бумаг ……….
2.5 Финансы предприятий……………………………………………..
2.5.1 Группы финансовых отношений …………….
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_33__33__33__33__33__33.docx

— 141.23 Кб (Скачать файл)

•  Обеспечение торговли, клиринга..

• Объединение финансовых ресурсов построение механизма для этого  и в различных предприятиях разделение имущества.

• Еще одна функция финансовой системы это снабжение ценовой  информацией, которая позволяет  контролировать различные финансовые решения в области экономики.

• Реализация способов для устранения проблемы финансового стимулирования. В основном такие проблемы появляются когда один из участников сделки знает  информацию, которую не знает больше никто, в основном такой информацией владеют специальные агенты (комиссионеры) которые представляются от другого имени.

Глава 2.

Направления развития финансовой системы РФ.

Последние пять лет в истории  российской финансовой системы можно  признать успешными. За это время  удалось полностью восстановить после кризиса 1998 г. капитал банковской системы. И хотя банки не обладают таким же уровнем влияния на социально-экономические  процессы в стране, какой был, например, в середине 90-х годов, – они  стали заметно активнее в кредитовании экономики, что, на наш взгляд, важнее. Двукратный рост кредитов частному сектору  в долларовом исчислении по сравнению  с предкризисным уровнем –  явление весьма позитивное.

Осенью 2003 г. российские фондовые индексы  наконец превысили долгое время  остававшиеся рекордными значения 6-летней давности, одновременно на рекордный  уровень вышли и международные  финансовые рейтинги России. Разумеется, при этом доля российского финансового  рынка в привлечении инвестиций в национальную экономику в несколько  раз ниже не только аналогичных показателей  США, Германии, Франции, но и таких  стран, как Аргентина и Бразилия. Но, по крайней мере, в индикативном плане относительно высокие значения индексов и рейтинги способствуют расширению заимствований крупнейших отечественных  предприятий, в первую очередь на внешнем рынке, и препятствуют утечке капитала за границу.

Положительная динамика финансового  баланса с внешним миром вместе с ростом валютной выручки от экспорта на фоне позитивной динамики цен мирового рынка на сырьевые ресурсы, а также  достаточно последовательная валютная политика монетарных властей создали  условия для повышения доступности  финансовых ресурсов и снижения процентных ставок. Действительно, последнее обстоятельство коснулось в первую очередь крупных  и крупнейших российских предприятий, в то же время внешнее финансирование малого и среднего бизнеса по-прежнему весьма ограничено. Но и посредничество в обеспечении финансовыми ресурсами  крупнейших производителей внесло свою лепту в сравнительно высокие  темпы экономического роста.

 

Таким образом, можно говорить о  том, что через 10 лет после начала реформ российская финансовая система  приступила, наконец, к реализации важнейшей  своей функции – финансированию экономического роста в стране.   Вместе с тем российская финансовая система в ее современном виде не справляется в необходимой мере с организацией перераспределении финансовых ресурсов и их трансформацией (с этим утверждением с теми или иными оговорками согласятся практически все экономисты-финансисты, какой бы точки зрения на российскую экономическую ситуацию и перспективы ее развития они ни придерживались). Иными словами, в настоящее время уровень развития (на наш взгляд, и «архитектура») финансовой системы России не соответствует задачам ускорения экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово-посреднического сектора, т. е. в создании адекватного финансового обеспечения экономического роста.

2.1. Внебюджетный фонд.

Внебюджетные фонды — это  форма перераспределения и использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых  на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев  общественных финансов.

 

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в  процессе перераспределения которого создается преобладающая часть  фондов. Основными методами, используемыми  при мобилизации национального  дохода в процессе его перераспределения  при формировании фондов, являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

 

Первоначально внебюджетные фонды  появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения единого центрального денежного фонда государства  — бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались  в особых фондах, предназначенных  для специальных целей. Такие  фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с  этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. Следовательно, государственный внебюджетный фонд — это форма образования  и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные  внебюджетные фонды предназначены  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют  строго целевое назначение. Они создаются  на основе соответствующих актов  высших органов власти, в которых  регламентируется их деятельность, указываются  источники формирования, определяются порядок и направления использования  денежных фондов. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона  аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

 

Внебюджетные фонды образуются двумя путями:

 

1. Выделением из бюджета определенных расходов, имеющих, важное значение.

2.Формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей (созданные во многих странах фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения).

 

Создание других фондов обусловлено  возникновением новых, ранее неизвестных  расходов, которые заслуживают особого  внимания со стороны общества.

 

Специальные внебюджетные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно в названии фонда указывается  цель расходования средств.

 

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические  и социальные, в соответствии с  уровнем управления — на общегосударственные  и региональные.

 

С помощью внебюджетных фондов возможно:

 

• влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

• обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение  окружающей среды;

• оказывать социальные услуги населению  путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

• предоставлять займы, в том  числе зарубежным партнерам, включая  иностранные государства.

 

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных  органов власти — центральных, республиканских  и местных.

 Направление расходования средств, поступающих во, внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется в учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, и во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

 

До принятия Бюджетного кодекса РФ внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему Российской Федерации, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием Бюджетного кодекса федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, а фонды субъектов Федерации — во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются ст. 143—150 Бюджетного кодекса РФ, а порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении — нормами бюджетного процесса Российской Федерации. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

 

Бюджетный кодекс РФ включает в число  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

 

• Пенсионный фонд РФ;

• Фонд социального страхования  РФ;

• Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

 

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения РФ; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд). Таким образом, в настоящее время происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

2.1.1 Образование внебюджетных фондов.

Главной причиной создания внебюджетных фондов является необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Порядок образования и использования  государственных (федеральных, территориальных, муниципальных) внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом.

 

 

Решение об образовании государственных  внебюджетных фондов принимает Федеральное  Собрание РФ, а также представительные органы субъектов федерации и  местного самоуправления. Бюджетный  кодекс РФ состав государственных внебюджетных фондов трактует адресно-ограничительно, как фонды денежных средств, образуемых вне рамок бюджетов и предназначенных  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медпомощь. Статьей 144 к ним отнесены только Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости, несмотря на то, что ряд других фондов образован  федеральными органами власти, управляются  ими и в составе своих выгод  имеют бюджетные средства.

 

Такие внебюджетные фонды находятся  в собственности государства, но являются автономными, они имеют  строго целевое назначение и создаются  под конкретные программы, имеющие  общегосударственное, региональное или  местное значение, для осуществления  которых бюджетных средств недостаточно и необходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в регионе, так и за его пределами.

 

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

 

 

 

 

 

 

2.1.2 Задачи внебюджетного фонда.

 

Основными задачами внебюджетного  фонда являются:

  1. Разгрузка бюджета, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета.
  2. Обеспечение возможностью увеличения ресурсов, мобилизуемых государством.

 

Основными внебюджетными фондами  являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения. Специальные внебюджетные фонды  направлены на стимулирование экономического и научно-технического развития РФ.

 

Государственными  внебюджетными фондами РФ являются:

 

1) Пенсионный фонд Российской  Федерации; 

2) Фонд социального страхования  Российской Федерации; 

3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования. 

 

Начиная с 2001г., один из социальных внебюджетных фондов - Государственный фонд занятости  населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного.

 

Одновременно с социальными  были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный  ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую  автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые  бюджетные фонды. Социальные фонды  сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.

 

Государственное обязательное социальное страхование - это часть государственной  системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования  работающих граждан от возможного изменения  материального и социального  положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам. Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования  социальных рисков, которые неизбежны  в условиях рыночной экономики.

 

К числу основных социальных рисков относятся:

 

1) риски утраты трудоспособности  с возрастом; 

2) риски утраты трудоспособности  по инвалидности;

3) риски временной нетрудоспособности  в связи с болезнью или по  другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);

4) риски потери работы в связи  с закрытием, реконструкцией предприятий,  изменением структуры производства  и т.п.;

5) риски заболеваний и ухудшения  здоровья.

 

Фонд социального  страхования образуется за счет:

 

. страховых взносов граждан  и юридических лиц; 

. доходов от инвестирования  части временно свободных средств; 

. добровольных взносов граждан  и юридических лиц; 

Информация о работе Финансовая система РФ: её структура и направления развития