Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы являются:
- рассмотрение сущности и содержания финансового планирования;
- ознакомление с методикой финансового планирования;
- изучение финансового плана и определение его роли в системе бизнес-планирования;
- изучение методов финансового планирования;
- изучение видов финансового планирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………3

Раздел I. Теоретическая часть
Финансы и финансовое планирование на предприятии………………………4
Финансы: понятие, сущность, функции……………………...……………..4
Финансовое планирование…………………….…………………………….6
Финансовый план……………...……………………………………..............9
Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………………..13
Методы финансового планирования…………………………………….17
Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……18

Раздел II. Практическая часть
Основные финансовые документы компании «Силуэт»……………..
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (эконом.предприятия).docx

— 86.73 Кб (Скачать файл)

По содержанию плановых решений  выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-календарное планирование.

Стратегическое планирование определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать и так далее.

Основная цель стратегического  планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

Тактические планы предполагают прохождение определенного этапа  стратегии фирмы. Как правило, они  имеют более короткий период планирования - год.

В организациях тактические  планы определяют конкретные действия подразделений, направленные на достижение стратегических целей. Разработка тактических действий в соответствии с корпоративной стратегией является обязанностью менеджеров среднего звена.

В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий программу производственной, хозяйственной и деятельности фирмы на соответствующий период.

Разработке плана экономического и социального развития предприятия  предшествует глубокий и всесторонний анализ его деятельности, целью которого является оценка достигнутого организационного и технического уровня производства и выявление внутрихозяйственных ресурсов и неиспользованных возможностей.

Тактическое планирование позволяет  реализовать резервы и неиспользованные возможности, что может найти выражение в увеличении объемов производства, повышении качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и так далее.

Оперативно-календарные  планы разрабатываются на низших уровнях организации, указывают  последовательность действий по достижению операционных целей и обеспечивают выполнение тактических планов. На их основе строится вся деятельность менеджеров отделов. Операционное планирование предполагает разработку планов-графиков, как для менеджеров отделов, так и для отдельных сотрудников.

Графики – важная составляющая планирования, так как они определяют конкретные временные рамки для решения каждой операционной задачи, без чего не будут достигнуты ни тактические, ни стратегические цели.

Оперативно-календарное  планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов.

В настоящее время организации  научились разрабатывать специальные  бизнес – планы. Отличительными чертами  такого рода планов является то, что  они по существу становятся планом – товаром, который может быть продан покупателям. Начало выполнения и завершения работ по бизнес – плану может быть не связано со сроками регулярных планов. То есть подобные виды планов обладают определенной самостоятельностью во времени. Кроме того, на разработку бизнес – планов существуют определенные стандарты в виде обязательных разделов, форм и содержания, как и на всякий вид товара. Подобные планы разрабатываются наряду и вместе с регулярными и могут координироваться с ними по всем ресурсным показателям (время, финансы, люди и так далее).

Практика зарубежных фирм показывает, что к финансовому  планированию нужно привлекать весь управленческий аппарат и рассчитывать возможные варианты развития: оптимистический, пессимистический и средневзвешенный. Финансовый план очень важен для внутреннего пользования, поэтому к его составлению следует относиться с особой тщательностью. В финансовом плане отражаются собственные средства для инвестиционных программ, сюда же включается использование финансовых средств для материального стимулирования персонала и развития социальной сферы.

Все финансовые планы делятся на стратегические, текущие, оперативные. Все они находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

Под финансовой стратегией предприятия следует понимать формирование системы долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения. Разработка финансовой стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием предприятия.

Текущее планирование финансовой деятельности состоит в разработке системы финансовых планов по отдельным  аспектам финансовой деятельности предприятия. Оно позволяет определить тактику предприятия на более короткий период, на год с разбивкой по кварталам. В отличие от стратегических планов, которые носят всегда прогнозный, вероятностный характер, финансовые планы более конкретны и точны.

Цель формирования тактики  – определение сумм инвестиций в  оборотные активы и источники их финансирования. Размер оборотных активов зависит от масштабов текущей деятельности: объема производства и продажи, и тактики управления предприятием. Поскольку текущие инвестиции требуют соответствующего источника, то финансовый менеджер определяет их структуру с позиций выбранной им тактики управления предприятием. Краткосрочное финансирование обеспечивается за счет краткосрочности займов и кредитов банков, а также всех видов кредиторской задолженности. За счет этих источников финансируется текущая деятельность.

Управление финансами  предприятия предполагает контроль за основными характеристиками баланса: долгосрочными и краткосрочными инвестициями, источниками финансирования – и увязку их с текущей деятельностью и перспективами развития предприятия.

В процессе текущего финансового  планирования на предприятии разрабатываются различные виды финансовых панов: доходов и расходов, поступления и расходования денежных средств, балансовый, формирования и использования финансовых ресурсов.

План доходов и расходов по основной деятельности имеет цель – определить суммы чистой прибыли. Показателями этого плана выступают объем производства продукции, сумма и уровень доходов от реализации продукции, сумма постоянных издержек, сумма и уровень переменных затрат, ставки и виды налоговых платежей, сумма балансовой и чистой прибыли.

Цель разработки плана  поступлений и расходования денежных средств – обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового  периода. План состоит на всех этапах из двух частей: поступление денежных средств и расходование денежных средств.

В балансовом плане отражается расчет состава активов и пассивов. Цель разработки этого плана –  определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала предприятия, обеспечивающей его финансовую деятельность.

При планировании пассивов оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, состав заемных – краткосрочных и долгосрочных – обязательств.

Разработка плана формирования и использования финансовых ресурсов состоит из двух частей: источники  формирования финансовых ресурсов и  направления использования финансовых ресурсов.

Оперативное планирование финансовой деятельности заключается в разработке оперативных планов. Оперативные  планы имеют краткосрочный период (до года) и служат дополнением к  текущим финансовым планам. К ним  относятся кассовый план, кредитный  план, календарь денежных поступлений.

Кассовый план отражает поступление  наличных денег и их использование на выплату заработной платы персоналу, на командировочные, канцелярские и другие расходы.

Кредитный план состоит из сумм планируемых банковских ссуд на предстоящий год и процентов  за их пользование, а также из объемов  и сроков погашения банковских кредитов.

Календарь поступления денежных средств включает поступление денежных потоков от всех видов деятельности и их использование на предпринимательскую деятельность. Платежный календарь обеспечивает оперативное отслеживание всех расчетных и платежных обязательств.

Оперативные планы тесно  привязаны к текущему планированию и способствуют их конкретизации и уточнению планируемых показателей.

 

Раздел II. Практическая часть

Основные  финансовые документы компании «Силуэт»

 

Основными финансовыми документами компании являются:

  1. Баланс (баланс активов и пассивов)
  2. Сводный отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убытков)
  3. Отчет о полученной прибыли к распределению
  4. Отчет о фондах и их использовании
  5. Счет финансирования

 

Баланс показывает финансовое положение компании на определенный день месяца, квартала, года и состоит из двух частей актива и пассива, которые уравновешены, т.е. сбалансированы (табл. 1.)

 

Сводный отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убытков) показывает суммы прибыли и убытков компании за год, т.е. отражает прибыльность компании (табл. 2.)

 

Отчет о полученной прибыли  к распределению отражает суммы, которые были использованы самой компанией для распределения деятельности (табл. 3.)

 

В отчете о фондах указывается  чистая прибыль и амортизация, которая  используется на развитие компании (табл. 4.)

 

Финансовая форма «Счет  финансирования» отражает движение капиталов и обязательств и показывает, за счет каких ресурсов происходит развитие компании и каковы направления их использования (табл. 5.)

 

(табл. 1)

Баланс компании «Силуэт» на 31 декабря 2009 г., тыс. руб.

Активы

Пассивы

Оборотный капитал (текущие активы)

Денежные средства

Биржевые ценные бумаги

        по  номинальной стоимости (биржевая  цена – 178)

Счета дебиторов (минус допустимые безнадежные

          долги – 20)

Товарно-материальные запасы

 

 

 

Всего оборотный капитал

 

 

90

170

 

 

400

 

 

540

 

 

 

1200

Краткосрочные обязательства (текущие пассивы)

Расчеты с поставщиками и  разными кредиторами

Задолженность по кредитам банка и других фирм

Задолженность по издержкам к оплате

Задолженность перед федеральным бюджетом

Всего краткосрочные обязательства

долгосрочные обязательства

Всего пассивы

 

 

200

 

170

 

66

 

64

 

500

 

540

1040

 

Акционерный капитал

Основной  капитал (недвижимость, основные производственные средства и оборудование)

Акции

Привилегированные акции, размер дивидендов – 5%, номинальная стоимость акции – 20, количество выпущенных акций – 6000

Обыкновенные акции, номинальная стоимость акции – 1, количество выпущенных акций – 300000

Избыточный капитал (резервы  и фонды)

Полученная прибыль к  распределению

 

120

 

 

 

 

300

 

 

 

140

 

340

Земля

Здания и сооружения

Машины и производственное оборудование

Конторское оборудование

90

760

190

 

20

Итого основной капитал

1060

Начисленные амортизационные  отчисления (минус)

360

Остаточная стоимость  основного капитала

700

Всего акционерный капитал

900

Предварительная оплата и  расходы, отложенные на будущие периоды

20

Всего пассивы и акционерный капитал

1940

   

Нематериальные активы

20

Всего активы

1940


 

 

(табл. 2)

Сводный отчет  о прибылях и убытках

Выручка от реализации продукции (чистый объем продаж)

Себестоимость реализованной  продукции и эксплуатационные расходы

Себестоимость реализованной  продукции

Амортизация

Торговые и управленческие расходы

2200

 

 

1640

60

280

Прибыль от производственной деятельности

Другие расходы

Дивиденды и проценты

220

 

10

Всего доход

Минус затраты на выплату  процентов по облигациям

230

27

Прибыль до уплаты федерального налога на прибыль

Резерв для уплаты федерального налога на прибыль

203

96

Готовая чистая прибыль

107

Резерв для уплаты федерального налога на прибыль

96

Готовая чистая прибыль

107


 

 

 

(табл. 3)

Отчет о полученной прибыли к распределению, тыс. руб.

Баланс на 1 января

Чистая прибыль

Всего

Минус дивиденды, выплаченные:

по привилегированным  акциям

по обыкновенным акциям

Баланс на 31 декабря

263

107

370

 

6

24

340


 

 

(табл. 4)

Отчет о фондах и их использовании, тыс. руб.

Фонды, полученные за счет:

чистой прибыли

амортизации

Всего

Фонды были использованы:

на дивиденды по привилегированным  акциям

на дивиденды по обыкновенным акциям

на машины и оборудование

на разные активы

Всего

Увеличение чистого оборотного капитала

 

107

60

167

 

6

24

61

2

93

74


 

 

 

(табл. 4)

Счет финансирования

Источники финансирования

Направления использования

С учетом остатков средств, переходящих с предыдущего счета

Прибыль (до выплаты налогов)

Амортизация

Продажа основных средств (основного капитала

Выпуск акций (при образовании  компании или увеличении акционерного капитала)

Увеличение банковских займов

Акцептованные векселя

Прочие поступления

Выплата дивидендов

Выплата налогов

Выплата процентов по кредитам

Приобретение основных средств (основного капитала)

Увеличение запасов товаро-материальных ценностей

Увеличение дебиторской задолжности (предоставление кредитов)

Уменьшение кредиторской задолжности (погашение кредитов)

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии