Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Поставленная тема данной курсовой работы «Финансовое планирование на предприятии» актуальна всегда. Это связано с тем, что планирование заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить степень различных рисков, связанных не только с деятельностью организации, но и с факторами внешней среды.
Финансовое планирование – один из наиболее основных инструментов планирования в целом. Это связано с тем, что прогноз движения денежных потоков позволяет определить, каковы финансовые возможности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, достаточно ли собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов.

Вложенные файлы: 1 файл

финпланирование.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

Разработка плана движения денежных средств происходит в несколько  этапов. На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, так как она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли. Плановая сумма амортизационных отчислений определяется на основе данных о среднегодовой балансовой стоимости основных фондов (по группам) и норм амортизируемых отчислений.

На втором этапе  на основе нормативов составляется смета затрат, которая включает основные расходы на сырье и материалы (в соответствии с техническими требованиями), прямые издержки на оплату рабочей силы (научно обоснованные основные ставки заработной платы) и накладные расходы. Стандартные нормы затрат разрабатываются на основе определенной методики. Уровень принятых стандартов позволяет выявить те участки предприятия, которые мешают его эффективному функционированию и препятствуют выпуску конкурентоспособной продукции.

На следующем  этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки  берется прошлогодняя выручка от реализации. Эта величина изменяется в текущем году в результате изменения: себестоимости сравниваемой продукции; цен на реализуемую продукцию предприятия; цен на покупные материалы и комплектующие; оценки основных средств и капиталовложений предприятия; оплаты труда (в связи с возможной инфляцией).

Необходимым условием разработки плана является сбалансированность объема производства с прогнозом  объема реализации продукции. Для предприятия  целесообразно задействовать все  производственные мощности и оптимизировать величину материальных запасов. Это  является неотъемлемой частью составления годового производственного плана.

Следующим документом является плановый отчет о прибылях и убытках, в котором уточняется спрогнозированный на перспективу  размер получаемой прибыли на предстоящий  год.

Так как в  России небольшой опыт разработок финансовых планов большой интерес вызывают зарубежные методики планирования. Например, "метод разработки финансового плана на нулевой основе". Каждый вид деятельности в начале текущего года должен доказать свое право на дальнейшее существование. Для этого менеджеры должны подготовить план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем прибыли от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. Если окажется, что у какой-то сферы деятельности низкий рейтинг, то может оказаться целесообразно перевести ресурсы в более эффективную сферу.

Заключительным  документом финансового плана является составление бухгалтерского баланса  на конец планируемого года, который  отражает все изменения в активах в активах и пассивах в результате планированных мероприятий, и показывает состояние имущества и финансов предприятия.

В результате сравнения  фактических показателей с плановыми  осуществляется финансовый контроль. Особое внимание при этом уделяется  следующему:

    • выполнению статей текущего финансового плана для выявления отклонений и причин, которые сигнализируют об улучшении или ухудшении финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства на это;
    • определению темпов роста доходов и расходов за прошедший год для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов;
    • наличию материальных и финансовых ресурсов, состоянию производственных фондов на начало очередного планового года [15, c.45]

3.3. Оперативное  планирование

 

Оперативное планирование осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов.

Оперативное финансовое планирование включает составление  и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

 Платежный  календарь позволяет решать следующие  задачи:

    • организация учета временной "стыковки" денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;
    • формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;
    • ежедневный учет изменений в информационной базе;
    • анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;
    • расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной "нестыковки" денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
    • расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;
    • анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь  составляют на квартал с разбивкой  по месяцам и более мелким периодам. Необходимо учитывать объемы производства и реализации, состояние запасов, дебиторскую задолженность в  целях контроля за финансовым планом. Притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Информационной базой платежного календаря служат планы, составленные на предприятии: план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений; а также выписки по счетам предприятия и прилоьжения к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; график выплаты заработной платы; внутренние приказы.

Процесс составления  платежного календаря можно разделить  на 6 этапов:

    1. Выбор периода планирования. Как правило, это – квартал или месяц; декада.
    2. Планирование объема реализации продукции (работ, услуг) осуществляется с учетом объема производства в рассматриваемом периоде и изменений остатков за период планирования.
    3. Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов).
    4. Оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде.
    5. Определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования;
    6. Подведение итогов показывает недостаток или излишек средств у предприятия.

Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с  минимальной суммой денежных средств  на расчетном счете, которые являются страховым запасом. Превышение планируемых  расходов над ожидаемыми поступлениями  с учетом остатка средств на счетах означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этом случае необходимо перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период, ускорить по возможности отгрузку и реализации продукции, принять меры по изысканию дополнительных источников. Излишек говорит о стабильности и платежеспособности предприятия.

 На многих  предприятиях составляется налоговый  календарь, в котором указывается порядок и суммы налогов, что позволяет избежать пени.

Кроме платежного календаря должен составляться также  кассовый план. Это – план оборота  наличных денежных средств через  кассу. Кассовый план не только отражает платежеспособность предприятия, но и  необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных денег.

Коммерческому банку, обслуживающему предприятие, так  же необходим его кассовый план для того, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

Исходные данные для составления кассового плана:

    • предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств, не входящих в фонд оплаты труда;
    • информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам, о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами (выручка от реализации путевок, командировочные расходы и другие);
    • сведения о сумме налогов, а также календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней платежей.

Заключительным  этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание уделяется распределению прибыли. Завершают аналитическую записку выводами о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования [1, c.69].

 

4. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

4.1. Задание

 

Расчетная часть  является самостоятельной частью курсовой работы и выполняется по соответствующим  вариантам, предусмотренным Методическими  указаниями. Ко всем расчетам необходимо дать пояснения хода их выполнения. Формы расчетов следует перенести на отдельные листы бумаги. Рекомендуется выполнять расчетную часть курсовой работы с применением системы электронных таблиц Microsoft Excel.

При составлении  баланса доходов и расходов (финансового  плана) промышленного предприятия  необходимо:

1. Исчислить  и распределить амортизационные  отчисления (табл.4). сумма амортизационных  отчислений определяется исходя  из среднегодовой стоимости амортизируемых  основных фондов в планируемом  периоде и средневзвешенной нормы  амортизационных отчислений, приведенных в исходных данных (табл. 3).

2. Рассчитать  смету затрат на производство  продукции (табл. 1). При определении  производственной себестоимости  товарной продукции нужно обратить  внимание на особенности учета  изменения остатков незавершенного  производства и остатков расходов будущих периодов при их увеличении или сокращении. Изменение остатков незавершенного производства определяется после расчета потребности предприятия в оборотных средствах (табл. 13), где прирост (+) или снижение (-) норматива по незавершенному производству и является изменением по строке 8 сметы.

3. Рассчитать  потребность в собственных оборотных  средствах на конец планируемого года, их прирост (табл. 13), исходя из данных, приведенных в таблице 12.

Потребность в  оборотных средствах по статьям «Производственные запасы», «Незавершенное производство», «Готовая продукция» определяется исходя из нормы запаса в днях и однодневного (планового) оборота по соответствующим статьям на производство на IV квартал. При этом величина однодневного (планового) оборота по производственным запасам исчисляется исходя из величины материальных затрат, незавершенному производству – из себестоимости валовой продукции, а по готовой продукции – исходя из производственной себестоимости товарной продукции, используя данные по сметам I и II. Величину остатков по счету «Расходы будущих периодов» на конец периода исчислить на основе данных сметы, где встроке 9 указано изменение этих остатков. Величина остатков на начало года приведена в таблице 12.

Если при  расчетах потребности в оборотных средствах выявляется снижение на конец года, то высвобождение средств из оборота направляется на покрытие расходов, осуществляемых из прибыли.

4. Определить  объем реализуемой товарной продукции  и прибыли от продаж (табл. 6) на основе данных таблицы 5. Остатки готовой продукции на конец года рассчитываются исходя из норм запаса в днях по условию задания (табл. 5) и данных сметы затрат на производство на IV квартал (пользуясь данными о товарной продукции по отпускным ценам и по производственной себестоимости исчислить однодневный оборот).

5. Определить  источники капитальных вложений  на производственное и непроизводственное  строительство (табл. 11). Дополнительные  данные приведены в таблицах 10, 14 и смете затрат.

6. Составить  проект отчета о прибылях и убытках (табл. 8). Данные для расчета представлены в таблицах 6 и 7.

При расчете  прибыли (убытка) планируемого года исходить из определения, что в ее состав входит прибыль от реализации продукции, прочих доходов за минусом прочих расходов. Следует применить классификацию доходов и расходов, данную в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и «Расходы организации» (ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99) с учетом требований главы 25 Налогового кодекса.

При составлении  таблицы 8 следует учесть, что не все прочие доходы и расходы расшифровываются. Студент имеет право расширить таблицу и дополнить соответствующие сводные строки расшифровками всех или наиболее значимых видов доходов и расходов.

Выручка от реализации выбывшего имущества отражается как прочие доходы (строка 7). Расходы по реализации выбывшего имущества – как прочие расходы (строка 8).

По строке 4 «Проценты  к получению» отражаются прочие доходы в сумме причитающихся в соответствии с договорами процентов по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам и т.п., за предоставление в пользование денежных средств организации, за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации.

При этом организация, имеющая финансовые вложения в ценные бумаги других организаций, отражает доходы, подлежащие получению по акциям по сроку в соответствии с учредительными документами, по строке 6 «Доходы от участия в других организациях». Эти доходы облагаются налогом на прибыль по ставке 9%.

По строке 5 «Проценты  к уплате» раздела «Прочие доходы и расходы» отражаются расходы в сумме причитающихся в соответствии с договорами к уплате процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии