Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:23, курсовая работа
Настоящая курсовая работа посвящена вопросам финансово-промышленных групп, основам их формирования и роли в российской экономике.
На корпоративном уровне, то есть на уровне финансово-промышленных групп в целом, конкурентная стратегия воплощается в совокупности управленческих решений, направленных на развитие того или иного бизнеса холдинга, формирование конкурентных преимуществ от совместной деятельности бизнес-единиц, механизма распределения ресурсов между дочерними предприятиями холдинга и т.д. Разработанная корпоративная стратегия финансово-промышленных групп максимизирует рыночную стоимость компании.
Введение..............................................................................................................3
1. Понятие финансово-промышленных групп.................................................5
2. Роль финансово-промышленных групп в российской экономике...........10
3. Проблемы развития финансово-промышленных групп...........................20
Заключение........................................................................................................27
Список использованной литературы.......................................................
Многие исследователи в последние годы, находят свидетельства того, что наиболее глубокие преобразования деятельности предприятий происходят именно в рамках финансово-промышленных групп бизнес. В то же время значительное число вопросов о влиянии объединения в финансово-промышленные группы на экономическое поведение и положение предприятий, на конкурентоспособность отдельных компаний и тем более экономики в целом до сих пор остаются без ответа. В частности, практически ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что финансово-промышленные группы возникали именно как форма адаптации к рынку предприятий.
Оценить воздействие функционирования финансово-промышленных групп на развитие российских предприятий и эффективность использования ресурсов в промышленности невозможно без объяснения того, почему различные формы объединения компаний так широко распространены и какого типа преимущества извлекают собственники активов.
Преобладающей формой собственности
в российских компаниях стала
концентрированная
Исключительное значение в развитии российских компаний, представляющих финансово-промышленные группы, на начальном этапе развития приобрели персональные связи как основа осуществления хозяйственных сделок. Персонификация хозяйственных связей в российской переходной экономике была унаследована от советской экономики, где формально действовавшие нормы централизованного планирования и распределения дополнялись неформальными связями между директорами предприятий, а также между директоратом, с одной стороны, и государственными органами — с другой.
В настоящее время
потребность России в высокотехнологичном
оборудовании и высокоэффективных
технологиях подкреплена
Таким образом, роль финансово-промышленных групп в современной экономике заключается в реализации инновационного развития.
Инновационный потенциал российского рынка сконцентрирован в руках финансово-промышленных групп. Безусловно, этому способствовали и объективные экономические факторы, такие как финансовый и кадровый дефицит, особенности нормативно-правовой базы, состояние материальной базы предприятий, особенности российской экономики и российского рынка.
На рынке происходит процесс взаимодействия интересов покупателей и продавцов в целях обретения конкурентного равновесия между спросом и предложением. Наличие региональной сети на сегодняшний день становится одним из важнейших конкурентных преимуществ.
В российском экономическом пространстве работает огромное количество различных групп компаний. Такие группы могут быть как связаны между собой юридически, иметь доли в капитале друг друга, так и не обладать откровенной юридической связью, но иметь одних и тех же собственников. Соответственно, при работе таких групп возникает много вопросов, связанных с перераспределением ресурсов внутри группы. Грамотное, рациональное и своевременное перераспределение финансовых ресурсов между организациями, входящими в состав группы компаний, позволяет снизить потребность группы в оборотном капитале и, как следствие, снизить издержки группы на обслуживание этого капитала, а следовательно, повысить эффективность его использования.
Рассмотрим финансовые группы в банковской сфере.
Национальными лидерами финансового и кредитного рынков, как правило, являются крупнейшие универсальные кредитные организации, работающие во всех сферах банковской деятельности со всеми группами клиентов и предлагающие широкий спектр банковских продуктов и услуг. В конкурентной борьбе они привлекают клиентов узнаваемостью бренда, надежностью, широким распространением филиалов и офисов, доступностью продуктов. Используя преимущества масштабной деятельности, развитой сети, дорогостоящих рекламных кампаний, они становятся лидерами в нескольких сегментах рынка, захватывая смежные отрасли, такие, как страхование, инвестиционная деятельность. На национальных рынках крупнейшие банки обычно лидируют с большим отрывом от остальных.
Стратегия развития крупных банков обычно охватывает следующие три направления:
- банковская деятельность в национальном масштабе;
- создание разветвленной интернациональной сети;
- достижение эффективного корпоративного управления.
Кредитные организации, принадлежащие к этой группе, вначале выстраивают разветвленную сеть в своей стране, затем - в мире, сеть, способную аккумулировать мощный поток спроса. Обладая несомненными техническими или организационными преимуществами в основных действующих и перспективных сегментах рынка, они действуют с позиции силы. Особое значение придается укреплению "стратегического ядра", с которым связано развитие кредитной организации, ее имидж. "Стратегическое ядро" аккумулирует накопленный опыт, знания, умения, технологии, в затем дает толчок дальнейшему развитию.
За счет правильно выбранного варианта развития банки могут не только успешно выйти на тот или иной региональный рынок, но и существенно опередить рыночный тренд, складывающийся на нем в данный момент.
Как известно, стратегия - это совокупность взаимосвязанных действий, нацеленных на обеспечение роста стоимости банка и достижение устойчивого конкурентного преимущества на целевых рынках. Если подойти к вопросу более детально, то общую банковскую стратегию можно разбить на следующие функциональные составляющие части:
1) финансовую стратегию, направленную на рост рыночной стоимости банка;
2) маркетинговую стратегию,
направленную на прирост
3) стратегию управления персоналом, направленную на построение системы мотивации и оценки персонала, обучение кадров;
4) информационную стратегию,
которая может быть
За счет правильно выбранного варианта развития банк может не только успешно выйти на тот или иной региональный рынок, но и существенно опередить рыночный тренд, складывающийся на нем в данный момент. Опережение рынка возможно осуществить двумя разными путями: либо через занятие перспективной ниши, либо за счет слияний и поглощений других банков. Рассматривая первый вариант - занятие банком перспективной рыночной ниши, - отметим, что он предусматривает следующие этапы:
- анализ рыночных тенденций;
- анализ клиентских потребностей;
- анализ сильных и слабых сторон банка;
- определение разрывов между текущим и целевым положением на рынке и во внутренней среде.
Для осуществления данного варианта развития банкам необходима разработка стратегии развития и комплекса мер по ее реализации. Примерами банков, выбравших данный путь развития, могут служить Русский Стандарт, Банк "Хоум Кредит", Абсолют Банк, КИТ-Финанс.
К проблемам, с которыми могут столкнуться банки, реализующие данную стратегию, следует отнести следующее: выбор неправильной рыночной ниши, некорректная разработка программы, несоответствие программы требованиям рынка и/или возможностям банка.
Второй вариант стратегии развития базируется на развитии за счет слияний и поглощений. Основными этапами стратегии банка в этом случае являются следующие:
- определение критериев для банков - целей поглощения;
- поиск конкретных банков-целей;
- определение цены и структуры сделки;
- операционная и юридическая интеграция.
Примерами банков, выбравших такую стратегию развития, являются Внешторгбанк, МДМ-банк, УРСА, УРАЛСИБ, Росбанк.
В заключение подчеркнем, что принятие решений по развитию бизнеса в конкретном регионе должно приниматься как с учетом внешних факторов, особенностей региона (макроэкономические показатели), так и на основе оценки динамики развития бизнеса (показатели деятельности, наличие внутренних ограничений для дальнейшего развития). Анализ внутренних и внешних факторов позволяет принять обоснованное решение, стоит ли продолжать наращивать свое присутствие именно в данном регионе или необходимо искать выходы на новые региональные рынки. Вместе с тем ряд рыночных сегментов характеризуются пока низкой насыщенностью производств, товаров и услуг.
Качество стратегических документов и решений оказывает непосредственное влияние на все процессы хозяйственной деятельности. Учитывая этот непреложный факт, все большее внимание финансово-промышленные группы уделяет наличию и качеству стратегий развития.
Стратегия - это совокупность взаимосвязанных действий, нацеленных на обеспечение роста стоимости компании и достижение устойчивого конкурентного преимущества на целевых рынках5. Если подойти к вопросу более детально, то общую стратегию можно разбить на следующие функциональные составляющие части:
1) финансовую стратегию, направленную на рост рыночной стоимости;
2) маркетинговую стратегию,
направленную на прирост
3) стратегию управления персоналом, направленную на построение системы мотивации и оценки персонала, обучение кадров;
4) информационную стратегию, которая может быть ориентирована на создание единой базы данных, содержащей информацию обо всех областях деятельности.
Рассмотрим в качестве примера основные этапы при разработке стратегии.
Этап 1. Стратегическая диагностика банка и внешней среды Результатами данного этапа можно считать:
- определение сильных и слабых сторон по каждому направлению бизнеса;
- прогноз тенденции развития;
- определение основных
рыночных сегментов и их
- анализ положения
по отношению к основным
Этап 2. Разработка концепции стратегического развития
Результаты данного этапа включают в себя:
- видение своего места на рынке;
- актуализация миссии;
- предложение нескольких
(два-три) альтернативных
- определение вектора стратегического развития;
- определение стратегических целей.
Этап 3. Детальная разработка планов стратегического развития Результаты данного этапа представляют собой:
- определение ключевых направлений развития;
- определение состава
продуктов и услуг и выбор кана
- определение целей по ключевым направлениям;
- разработку планов
стратегического развития
Этап 4. Создание внутренней инфраструктуры
Результатами данного этапа должны стать готовые решения в области:
- эффективных методов мотивации сотрудников;
- оптимизации бизнес-процессов;
- IT-стратегии.
Этап 5. Разработка операционных планов и внедрение стратегии.
Результатами данного этапа являются:
- разработка операционных
планов по основным видам
- подготовка решений по:
- связи процессов операционного
и стратегического
- мониторингу процесса
реализации стратегических
Следует отметить, что
какая я бы стратегия не была избрана
бизнес-группой, тремя основными
составляющими стратегии деятел
Клиенты
Работа с клиентами, возможно, - самый важный этап работы в данном направлении. Мы должны точно изучить существующий профиль клиента и сравнить его с тем профилем, который мы хотим видеть в будущем. Следует ответить на следующие вопросы:
- сегментация, или
Кто наши потребители? Чтобы
ответить на этот вопрос, необходимо
определить цель и масштаб
сегментации, анализ рыночной
информации, провести разработку
профилей сегментов, дать
Информация о работе Финансово-промышленные группы в российской экономике