Функции и структура плановых служб предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:27, реферат

Краткое описание

В рыночных условиях предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе. Поэтому всякий, кто всерьез намерен заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие детально разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:
Максимально использовать конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки;
Отслеживать новые тенденции и использовать их в своей деятельности;
Смягчить влияние слабых сторон деятельности предприятия;
Своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;

Содержание

Введение
1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования
2. Система планов на предприятии
3. Принципы и методы планирования
4. Функции и структура плановых служб предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

планирование.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования

2. Система планов на предприятии

3. Принципы и методы планирования

4. Функции и структура плановых  служб предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

 

 

Введение

 

При переходе в  России к рыночным отношениям планирование оказалось практически полузабытым. А между тем оно является одной из важнейших функций управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации.

Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий  показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к  минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

На предприятиях, как правило, осуществляется как  стратегическое (долгосрочное) планирование, так и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.

В календарных  планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным  и среднесрочным планом. Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом сроков исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др.

В рыночных условиях предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе. Поэтому всякий, кто всерьез намерен  заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие детально разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:

Максимально использовать конкурентные преимущества, предотвращать  возможные ошибки;

Отслеживать новые  тенденции и использовать их в своей деятельности;

Смягчить влияние  слабых сторон деятельности предприятия;

Своевременно  принять защитные меры против разного  рода рисков;

Оценить результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия.

В свое время  Питер Дракер сказал: «План – не догма, а руководство к действию…» Он используется для обоснования идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств, план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.

План необходим  не только крупным и средним, но и  малым предприятиям. Во всех случаях  стратегическое планирование осуществляется высшим руководством предприятия, а  в разработке годовых и календарных  планов (месячных, декадных и т.д.) участвуют все его службы.

 

 

Основные понятия. Предмет, методы и задачи планирования

 

В данной главе изложены сущность планирования, основные понятия, задачи, методы и ожидаемые результаты планирования фирмы.

В условиях рыночной экономики  устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.1

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается  в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей, их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.2

Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.3

План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого  результата.

План содержит такие  этапы, как: цели и задачи; пути и  средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.4

Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.5

Основные экономические, организационные, управленческие и  социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.6

Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия.7

Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная  и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает  система свободных рыночных отношений  между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.8

В современном отечественном  производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической  деятельности, но и главным образом объект этого планирования.9

Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических  положений, современных требований рынка и признанных передовой  практикой методов разработки планов.

Методика планирования характеризует состав применяемых  на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования  конкретных плановых показателей, а  также содержание, форму, структуру  и порядок разработки плана.10

Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности.11

Методология, методика и  технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования.12

Общим или итоговым предметом  плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.13

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

  • формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
  • обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
  • планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
  • определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
  • проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

В планировании обоснование  принимаемых решений и прогноз  ожидаемых результатов опираются  на теоретические положения и  принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных  метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция - не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий.

Плановая научная и  практическая деятельность на предприятиях тесно связана с экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов-менеджеров. Это, прежде всего, такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент, экономика предприятия, организация производства, нормирование труда, технология отрасли, управление затратами, бухгалтерский учет, статистика и другие.

Конечным результатом  планирования является ожидаемый экономический  эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.

Система планов на предприятии

 

В данной главе представлены виды планирования, системы планов на предприятии, технологии составления планов, этапы или стадии планирования.

В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяют следующие системы или виды рыночного планирования: стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические –  содержат описание стратегических целей  предприятия и общие этапы  их достижения. Срок планирования от 5 до 10 лет. Стратегические планы формируются  на уровне высшего руководства и  являются высшей основой для формирования тактических планов.

Тактические – представляют собой  детализацию отдельных этапов стратегического  плана. В них указываются, помимо целей и методов их достижения, конкретные сроки выполнения. Тактические  планы составляются на уровне руководителей управлений и являются основой для формирования оперативных планов.

Оперативные – планы работы конкретных подразделений и отдельных работников на определенный календарный период. Оперативные планы составляются руководителями структурных подразделений и самими сотрудниками.

Система планов на предприятии может  быть систематизирована по таким  основным классификационным признакам  как:

  1. по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
  2. по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское - на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем - производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;
  3. по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;
  4. по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);
  5. по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
  6. по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;
  7. по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
  8. по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

Информация о работе Функции и структура плановых служб предприятия