Характеристика экономической деятельности малого предприятия на примере ООО «СтройКлиматТехника»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:32, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обоснована тем, что малое предпринимательство играет особую роль в экономике любого государства. Его вклад в ВВП ведущих стран мира превышает 50%. Присущие мелким предприятиям гибкость, простота, дешевизна управления обуславливают важное экономическое значение этого сектора экономики.
Сектор малых предприятий в России вобрал в себя наиболее инициативную часть квалифицированных работников из всех отраслей экономики. Однако в силу причин системного характера потенциал малого предпринимательства в России на сегодняшний день далеко не реализован. Социально-экономическая ситуация выталкивает работников малых предприятий в сферу посреднической деятельности, малые предприятия вынуждены концентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и важных для собственного выживания направлениях деятельности. Половина всех малых предприятий в стране работает в торговле, значительно меньшее количество занимается обрабатывающим производством и строительством. Во всех остальных отраслях число малых предприятий незначительно. Практически не получил развития сектор малых инновационных предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1. Сущность, роль и значение малого бизнеса 5
1.2. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу 8
1.3. Поддержка малого предпринимательства 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 12
2.1. Характеристика предприятия 12
2.2. Анализ внешней среды ООО «СтройКлиматТехника» 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.81 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Московский  государственный открытый университет  имени В.С. Черномырдина»

Чебоксарский политехнический  институт (филиал)

 

Кафедра Экономики

 

Реферат по курсу «Экономика предприятия»

 

Тема: «Характеристика экономической деятельности малого предприятия на примере ООО «СтройКлиматТехника»»

 

 

          Студент: Федотова Алина                  Владимировна

Преподаватель: Леонтьев Николай Осипович

Дата регистрации:  

Оценка:

 

 

 

 

 

ЧЕБОКСАРЫ

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5

1.1. Сущность, роль и значение малого бизнеса 5

1.2. Критерии  отнесения предприятий к малому  бизнесу 8

1.3. Поддержка  малого предпринимательства 9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 12

2.1. Характеристика предприятия 12

2.2. Анализ внешней среды ООО «СтройКлиматТехника» 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 21

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Возникнув в конце 80-х - начале 90-х  годов, малые предприятия в России начали быстро развиваться, став в настоящий  момент наиболее многочисленным и подвижным  сектором экономики, без оценки состояния  которого невозможно получить адекватное представления о процессах, происходящих в экономике.

С развитием малого предпринимательства  в нашей стране связывается решение  целого ряда важнейших социально-экономических  задач: создание рациональной структуры  экономики, сглаживание проблем  безработицы, формирование среднего класса, насыщение рынка товарами и услугами, пополнение региональных и местных  бюджетов и ряд других проблем. Поскольку  российские малые предприятия проходят период становления, успешность решения  поставленных перед ними задач во многом связана с проводимой в  этой области государственной политикой, выработка которой невозможна без полноценного и всестороннего анализа текущего состояния, динамики и тенденций в этом секторе экономики.

Актуальность темы данной работы обоснована тем, что малое  предпринимательство играет особую роль в экономике любого государства. Его вклад в ВВП ведущих  стран мира превышает 50%. Присущие мелким предприятиям гибкость, простота, дешевизна  управления обуславливают важное экономическое  значение этого сектора экономики.  
Сектор малых предприятий в России вобрал в себя наиболее инициативную часть квалифицированных работников из всех отраслей экономики. Однако в силу причин системного характера потенциал малого предпринимательства в России на сегодняшний день далеко не реализован. Социально-экономическая ситуация выталкивает работников малых предприятий в сферу посреднической деятельности, малые предприятия вынуждены концентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и важных для собственного выживания направлениях деятельности. Половина всех малых предприятий в стране работает в торговле, значительно меньшее количество занимается обрабатывающим производством и строительством. Во всех остальных отраслях число малых предприятий незначительно. Практически не получил развития сектор малых инновационных предприятий.

С какими только проблемами не приходится сталкиваться россиянину, решившему организовать небольшой  бизнес. Это и нестабильность налогового законодательства, и высокая налоговая  нагрузка, которая делает невыгодной, а зачастую и убыточной осуществление  предпринимательской деятельности. Для всех малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в разных сферах, актуальна проблема доступа к  помещениям на этапе образования, высоких  ставок арендной платы. До конца не решены вопросы защиты собственности. Малый и средний бизнес испытывает значительные сложности с получением кредитов. Небольшие сроки кредитования, а также высокая стоимость  кредитов не удовлетворяют потребности  потенциальных заемщиков.

Объектом исследования в данной работе является ООО «СтройКлиматТехника»

Теоретической и методической основой  работы являются труды российских и  зарубежных экономистов по вопросам обновления и развития малых предприятий  в экономике, законодательные, нормативные  и методические документы, регламентирующие становление и развитие малых  предприятия в России и за рубежом.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Сущность, роль и значение малого бизнеса

С переходом экономики  РФ на рыночные отношения, а в связи  с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы, и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.

Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность  деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической  выгоды в иной форме. 
В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое определение: «Бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.

В одном из современных  экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие — небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

В большинстве определений  подчеркивается, что бизнес — деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится  коммерческая организация в любой  сфере деятельности, которая по своим  критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.

Предприниматели без образования  юридического лица также относятся  к малому бизнесу.

Экономика любого государства  не может нормально развиваться  без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. 
Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической. 
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей: доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе; доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе; доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий; доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе; доли малого бизнеса в экспорте продукции; доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине; 
доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе; 
доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств: мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах; для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения; развитие мелкого бизнеса – это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды; мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры; мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда; развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы; с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране; малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей; в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям: в снижении уровня безработицы; в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах; в улучшении качества обслуживания; в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан; в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике; в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

1.2. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.

При разработке критериев для отнесения предприятии к малому бизнесу необходимо придерживаться следующих принципов:

  • объективность;
  • дифференциация величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;
  • простота в понимании и использовании;
  • количество критериев не должно превышать трех;
  • стабильность критериев.

В соответствии с Законом  РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел.; в научно-технической сфере — 60 чел.; в оптовой торговле — 50 чел.; 
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.; 
в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел. 
Таким образом, в настоящее время в РФ для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются: 
средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот предприятия, полученный за год; величина активов. 
Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников. 
Главной особенностью является то, что в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности предприятия с численностью 200 чел. считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, наличие в штате 500 чел. говорит о том, что предприятие относится к категории малых.

1.3. Поддержка малого предпринимательства

Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики и в конечном счете высокий уровень жизни населения.

В мировой практике считается нормой государственное поощрение

малого бизнеса в интересах общества и государства.

При этом задача государства  состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и  не в том, чтобы поддерживать их любой  ценой, а в том, чтобы создать  правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.

Что касается России, то в  нашей стране еще не создана действенная  система поддержки малого бизнеса, поэтому в нынешних условиях представители малого предпринимательства оказались в весьма сложном положении, которое определили следующие причины:

отсутствие целенаправленной государственной политики по отношению к малому предпринимательству и системного подхода к решению его проблем. Общим мнением стал тезис, что малый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике; неурегулированность правовых отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свертыванию деятельности множества малых структур; 
недооценка государством малого предпринимательства как равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и мобильного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Предприниматели не имеют каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и налоговой системах, в таможенной защите, испытывают значительные препятствия в развитии бизнеса, действуют в необычайно тяжелых условиях для выживания.

Информация о работе Характеристика экономической деятельности малого предприятия на примере ООО «СтройКлиматТехника»