Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:32, реферат
Актуальность темы данной работы обоснована тем, что малое предпринимательство играет особую роль в экономике любого государства. Его вклад в ВВП ведущих стран мира превышает 50%. Присущие мелким предприятиям гибкость, простота, дешевизна управления обуславливают важное экономическое значение этого сектора экономики.
Сектор малых предприятий в России вобрал в себя наиболее инициативную часть квалифицированных работников из всех отраслей экономики. Однако в силу причин системного характера потенциал малого предпринимательства в России на сегодняшний день далеко не реализован. Социально-экономическая ситуация выталкивает работников малых предприятий в сферу посреднической деятельности, малые предприятия вынуждены концентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и важных для собственного выживания направлениях деятельности. Половина всех малых предприятий в стране работает в торговле, значительно меньшее количество занимается обрабатывающим производством и строительством. Во всех остальных отраслях число малых предприятий незначительно. Практически не получил развития сектор малых инновационных предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1. Сущность, роль и значение малого бизнеса 5
1.2. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу 8
1.3. Поддержка малого предпринимательства 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 12
2.1. Характеристика предприятия 12
2.2. Анализ внешней среды ООО «СтройКлиматТехника» 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 21
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина»
Чебоксарский политехнический институт (филиал)
Кафедра Экономики
Реферат по курсу «Экономика предприятия»
Тема: «Характеристика экономической деятельности малого предприятия на примере ООО «СтройКлиматТехника»»
Студент: Федотова Алина
Преподаватель: Леонтьев Николай Осипович
Дата регистрации:
Оценка:
ЧЕБОКСАРЫ
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1. Сущность,
роль и значение малого бизнеса
1.2. Критерии
отнесения предприятий к
1.3. Поддержка малого предпринимательства 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 12
2.1. Характеристика предприятия 12
2.2. Анализ внешней среды ООО «СтройКлиматТехника» 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 21
Возникнув в конце 80-х - начале 90-х годов, малые предприятия в России начали быстро развиваться, став в настоящий момент наиболее многочисленным и подвижным сектором экономики, без оценки состояния которого невозможно получить адекватное представления о процессах, происходящих в экономике.
С развитием малого предпринимательства
в нашей стране связывается решение
целого ряда важнейших социально-
Актуальность темы данной
работы обоснована тем, что малое
предпринимательство играет особую
роль в экономике любого государства.
Его вклад в ВВП ведущих
стран мира превышает 50%. Присущие мелким
предприятиям гибкость, простота, дешевизна
управления обуславливают важное экономическое
значение этого сектора экономики.
Сектор малых предприятий в России вобрал
в себя наиболее инициативную часть квалифицированных
работников из всех отраслей экономики.
Однако в силу причин системного характера
потенциал малого предпринимательства
в России на сегодняшний день далеко не
реализован. Социально-экономическая
ситуация выталкивает работников малых
предприятий в сферу посреднической деятельности,
малые предприятия вынуждены концентрировать
свои ресурсы на наиболее рентабельных
и важных для собственного выживания направлениях
деятельности. Половина всех малых предприятий
в стране работает в торговле, значительно
меньшее количество занимается обрабатывающим
производством и строительством. Во всех
остальных отраслях число малых предприятий
незначительно. Практически не получил
развития сектор малых инновационных
предприятий.
С какими только проблемами
не приходится сталкиваться россиянину,
решившему организовать небольшой
бизнес. Это и нестабильность налогового
законодательства, и высокая налоговая
нагрузка, которая делает невыгодной,
а зачастую и убыточной осуществление
предпринимательской
Объектом исследования в данной работе является ООО «СтройКлиматТехника»
Теоретической и методической основой работы являются труды российских и зарубежных экономистов по вопросам обновления и развития малых предприятий в экономике, законодательные, нормативные и методические документы, регламентирующие становление и развитие малых предприятия в России и за рубежом.
С переходом экономики РФ на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы, и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.
Бизнес — самостоятельная,
осуществляемая на свой страх и риск
и под личную имущественную ответственность
деятельность отдельных граждан, направленная
на получение прибыли или
В одном из английских учебников по бизнесу дается
и такое определение: «Бизнес — это деятельность,
осуществляемая частными лицами или организациями
для извлечения природных благ, производства
или оказания услуг в обмен на другие товары,
услуги или деньги, ведущая к взаимной
выгоде заинтересованных лиц или организаций».
Бизнес в небольших масштабах на малых
предприятиях называется малым.
В одном из современных
экономических словарей
В большинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.
Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.
Экономика любого государства
не может нормально развиваться
без оптимального сочетания крупного,
среднего и малого бизнеса. Это доказывает
вся история экономического развития
ведущих стран мира.
Роль и значение малого предпринимательства
с методической точки зрения, на взгляд
авторов, необходимо рассматривать с нескольких
позиций, экономической, научно-технической,
социальной, политической.
С экономической стороны роль и значение
малого бизнеса можно определить при помощи
следующих показателей: доли валового
внутреннего продукта (ВВП), создаваемого
в малом бизнесе; доли национального дохода,
создаваемого в малом бизнесе; доли мелких
предприятий в общем количестве коммерческих
предприятий; доли трудоспособного населения,
занятого в малом бизнесе; доли малого бизнеса в
экспорте продукции; доли налогов, поступающих
от малого бизнеса, в их общей величине;
доли основного капитала, функционирующего
в малом бизнесе;
доли отдельных видов продукции или услуг,
производимых малым бизнесом, в общем их
объеме.
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Развитие в России малого бизнеса имеет большое хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств: мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах; для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения; развитие мелкого бизнеса – это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды; мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры; мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда; развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы; с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране; малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей; в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям: в снижении уровня безработицы; в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах; в улучшении качества обслуживания; в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан; в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике; в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.
При разработке критериев для отнесения предприятии к малому бизнесу необходимо придерживаться следующих принципов:
В соответствии с Законом
РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в РФ» под субъектами малого предпринимательства
понимаются коммерческие организации,
в уставном капитале которых доля участия
РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных
и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая
одному или нескольким юридическим лицам,
не являющимся субъектами малого предпринимательства,
не превышает 25%, и в которых средняя численность
работников за отчетный период не превышает
следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности, строительстве и на
транспорте — 100 чел.; в научно-технической
сфере — 60 чел.; в оптовой торговле — 50
чел.;
в розничной торговле и бытовом обслуживании
населения – 30 чел.;
в других отраслях и при осуществлении
других видов деятельности — 50 чел.
Таким образом, в настоящее время в РФ
для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля
участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.
В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более
50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являют
средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот предприятия, полученный за год; величина
активов.
Следует учесть тот факт, что во всех развитых
странах первоначальным критерием являе
Главной особенностью является то, что
в различных отраслях экономики размер
фирмы оценивается по-разному. Если в сельском
хозяйстве и пищевой промышленности предприятия с численностью 200 чел. считаются
крупными, то в отрасли, производящей оборудование,
наличие в штате 500 чел. говорит о том, что предприятие относится к категории малых.
Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики и в конечном счете высокий уровень жизни населения.
В мировой практике считается нормой государственное поощрение
малого бизнеса в интересах общества и государства.
При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.
Что касается России, то в нашей стране еще не создана действенная система поддержки малого бизнеса, поэтому в нынешних условиях представители малого предпринимательства оказались в весьма сложном положении, которое определили следующие причины:
отсутствие целенаправленной го
недооценка государством малого предприним