Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:49, контрольная работа
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.
Введение 3
1 Цена 4
1.1 Понятие и сущность цены 4
1.2 Виды цен 4
2 Ценообразование 7
2.1 Модели ценообразования 7
2.2 Принципы ценообразования 7
2.3 Законы и методы ценообразования 8
2.4 Механизм ценообразования 9
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Заочное отделение
Кафедра Экономики и финансов
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
____________________Экономика_
______________________________
______________________________
на тему:
____________________” Ценообразование, виды цен”_________________________
______________________________
Выполнила студентка _______/Е.М.Полстяная/
группы МЗС-21
№ зач.кн. 11108 “___”_____________2012 г
Принял ________/_____________/
“______________” “___”______________2012 г
Таганрог 2012 г.
Содержание
Введение 3
1 Цена 4
1.1 Понятие и сущность цены 4
1.2 Виды цен 4
2 Ценообразование 7
2.1 Модели ценообразования 7
2.2 Принципы ценообразования 7
2.3 Законы и методы ценообразования 8
2.4 Механизм ценообразования 9
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Введение
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.
Однако в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случалось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования.
1 Цена
1.2 Понятие и сущность цены
Ценой называется количество денег, за которые продается и покупается экономическое благо.
Также, цена - это денежное выражение стоимости товара.
Стоимость товара определяют в ходе соотношения спроса и предложения на данный товар. Когда предложение товара равно спросу на него ( предложение и спрос находятся в равновесии ), то рыночная цена обычно является равновесной ценой.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. Назначение высокой цены может быть чревато потерей потребителем интереса к приобретению. Назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную реакцию, выражающуюся, например, в сомнении в качестве продукции.
Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым производителем. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объёмы продаж, получаемую прибыль и др. Взаимосвязь понятий « цена » и « прибыль » очевидна. Чем больше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешёвый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени они будут продаваться в большем объёме, чем дорогие аналоги. Таким образом, важно установить взаимосвязь между ценой продукта и количеством продаваемых его единиц.
1.2 Виды цен
На рынке товаров цены различаются по видам: оптовые цены, возмещающие издержки и обеспечивающие прибыль предпринимателю (оптовые базы); розничные цены, по которым товары реализуются населению в торговой сети или отдельными продавцами (реализаторами); цена производства, которая, как и оптовая цена равна издержкам плюс максимальная прибыль на весь авансированный капитал (автозаправочные станции); закупочные цены на продукты сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесных угодий и др., закупаемых у населения, мелких предпринимателей; цена рабочей силы, выступающая в форме заработанной платы.
В зависимости от района действия цены могут быть едиными в стране (стоимость доллара) или дифференциальными по регионам. По срокам действия цены различаются: условно постоянные; временные; сезонные. Цены разнятся также по способу включения транспортных расходов и другим признакам, оказывающим влияние на ценообразование.
Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.
1) Классификация цен по степени регулируемости:
- свободные
- регулированные
- фиксированные
2) Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота:
- оптовые цены на продукцию промышленности;
- цены на строительную продукцию;
- закупочные цены;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- розничные цены;
- тарифы на платные услуги, оказываемые населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
3) Другие классификации цен:
- аукционная цена;
- биржевая цена;
- договорная ( контрактная ) цена;
- единые ( или поясные ) цены;
- региональные ( местные ) цены.
В зависимости от иных классификационных признаков могут выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены, цены спроса и цены предложения, справочные, номинальные виды цен.
Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения ( сельское хозяйство, промышленность и др. ).
Также цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижении они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:
Предприятие - Оптовая торговля
Оптовая торговля - Розничная торговля
Розничная торговля - Потребители.
Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:
1. Оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;
2. Оптовая цена промышленности;
3. Розничная цена.
Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трём видам цен:
1) Сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого объекта.
2) Прейскурантная цена - усреднённая сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта.
3) Договорная цена, устанавливаемая по договорённости между заказчиками и подрядчиками.
Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. Также, на мировые цены большое влияние оказывает инфляция.
2 Ценообразование
2.1 Модели ценообразования
В ценовой политике фирмы очень важен выбор модели ценообразования. Этот процесс должен учитывать спрос на продукт и его эластичность, издержки, цены конкурентов. Проблема выбора модели ценообразования решается с учетом трех важнейших условий:
1. Цена должна покрывать затраты;
2. Необходимо уточнять цены отдельных сегментов рынка;
3. Цена, которую потребитель готов платить за товар, существенно зависит от цен конкурентов.
2.2 Принципы ценообразования
Существует несколько принципов ценообразования
Затратный принцип ценообразования исторически самый старый и на первый взгляд самый надежный. Для него типична следующая формулировка: « Цена - есть денежное выражение стоимости товара ». Суть данного принципа состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.
Наиболее разумный принцип - активное ценообразование, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что выводит предприятие на желаемый уровень прибыльности.
Ценностный принцип ценообразования. Ценностное ценообразование призвано обеспечить прежде всего получение прибыли за счет достижения выгодного для предприятий соотношения « ценность - затраты », а вовсе не за счет максимально наращивания объёмов продаж. « Ключ ценностного принципа - позиционирование товара в определённом сегменте рынка. Поэтому, скажем, вместо того, чтобы до потери пульса снижать себестоимость, предприятия задаются вопросом, не лучше ли поискать других покупателей ».
Коммерческий принцип ценообразования приемлет следующее определение: « Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена ». В такой формулировке выделяют два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке, цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли - продажи, о цене говорить не приходится. Цену способен установить только рынок.
2.3 Законы и методы ценообразования
Закон ценообразования
На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:
Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.
Методы ценообразования
Различают два подхода в методологии ценообразования: стоимостный и затратный, и полезностный. Стоимостный и затратный метод опирается на трудовую теорию стоимости Маркса. Согласно ей, цена определяется совокупностью затрат на производство, или издержками производства. К ним производители добавляют определённую сумму денег, составляющую, чаще всего, среднюю прибыль. Однако подход к ценообразованию на основе трудовой теории стоимости испытывает значительные трудности в определении цены товаров и услуг, не имеющих трудового происхождения ( например, цена земли и природных ресурсов в целом ), являющихся естественным фактором производства. Полезностный подход к ценообразованию опирается в целом, на маржинализм. Этот подход исходит из субъективного желания потребителя извлечь максимум полезности из своих ограниченных ресурсов (бюджета). В конце XIXв. английский экономист А. Маршалл соединил оба подхода в целостной теории рынка. В современной западной экономике большинство фирм используют для формирования цен « метод полных затрат » (сумма всех издержек производства с добавлением надбавки на прибыль, отнесенные на единицу продукции).