Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике организации".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по экономике организаций.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

45. Основные источники экономии  материальных ресурсов на предприятии Эконом. знач.  экономии оборотных фондов: 1. Снижение удельных расходов сырья, материалов, топлива обесп-ает произв-ву эконом. выгоды, дает возможность из данного кол-ва материал. ресурсов выработать больше гот. продукции и расширить масштабы произв-ва. 2. Экономия материал. ресурсов, внедрение в произв-во более эконом. материалов способствует установлению более прогрессивных пропорций м/у отраслями и достижению более совершенной отраслевой структуры. 3. Стремление к экономии материал. ресурсов способствует внедрению нов. техники и совершенствов.технолог. процессов. 4. Экономия ресурсов и материалов снижает себестоимость продукции, способствует увеличению технолог. уровня произв-ва и снижению издержек произв-ва. 5. Существенно влияя на снижение себестоимости, экономия материал. ресурсов оказывает положит. воздействие на финанс. состояние предпр-ия. Т.о. эконом. эффект-сть улучшения использования и экономия оборот. фондов оказывает положит. воздействие на все стороны производств. деят-ти предпр-ий

 

 

49. Главные факторы обеспечение конкурентоспособности предприятия Под конкурентоспособностью предпр-ия понимается способность предпр-ия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финанс., производств. и труд. потенциал. Конкуренция в широком смысле слова означает соперничество в любой сфере деятельности. Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую конкуренцию можно также назвать межфирменной или предметной. Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности потребительского и производственного спроса, т.е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности производства. По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большими надежностью и сроками службы, с более высокой производительностью. В последнее время важную роль стали играть такие параметры изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Большее, чем раньше, значение стали играть надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика, ее престижность. Важными инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.

44. Значение экономики материальных  ресурсов на предприятии Все материал. ресурсы, используемые в промыш-ти в кач-ве предметов труда подразд-ся на: сырьевые и топливно-энергетические. Сырьевые ресурсы пред-ют совок-сть имеющихся в стране предметов труда, которые испол-ся для произв-ва различной промыш. продукции. Под сырьем (сырым материалом) понимают всякий предмет труда, на добычу или переработку которого затрачен труд и который под его воздействием претерпел опред. измен. К сырью относят продукцию добыв. промыш-ти (руда, нефть, уголь, песок,) и сельскохоз. (зерно, картофель, свекла), а к материалам — продукцию обрабатыв. промыш-ти (черные и цвет. металлы, цемент, мука, пряжа). Разл-ют: Основными наз-ся материалы, которые в натур. форме входят в состав гот. продукта, составляя его материал. основу. Вспомогат. материалы в состав готовой продукции не входят, а только способствуют ее формированию.Топливо и энергия отн-ся к вспомогат. материалам, но в силу особой значимости они выд-ся в самостоят. группу ресурсов. Разл-ют: Потенциальные ТЭР (топливно-энергет. ресурсы)— объем запасов всех видов топлива и энергии, которым располагает тот или иной эконом.район, страна в целом. Реальные ТЭР—совок-ть всех видов энергии, используемых в эк-ке страны. В более «узком» смысле под используемыми ТЭР понимается: 1. Природ. ТЭР (прир. топливо) — уголь, торф, нефть, газ прир. и полезный, дрова; природ. механич. энергия воды, ветра, атом. энергия; топливо природ. источников — солнца, подземного пара и термальных вод. 2. Продукты переработки топлива (кокс, нефтепродукты, искусств. газы, обогащенный уголь, его отсевы и т.д.). 3. Вторичные энергет. ресурсы, получаемые в осн. технологич. процессе (топл. отходы, горючие и горячие газы, отработанный гази т.д.). Все виды сырья, потребляемые нар. хоз-ом раздел-ся на 2 группы: I. Промыш. сырье, которое добывается и произв-ся в промыш-сти и потребляется отраслями тяжелой индустрии. II. Сельскохоз-ое сырье, которое произв-ся в отраслях сел. хоз-ва и потребляется отраслями легкой и пищ. промыш-сти. Промыш. сырье делится на 2 подгруппы: сырье минерал. происхождения (минерал. сырье), т.е. сырье, получаемое из недр земли; искусств. сырье, т.е. сырье, материалы, получаемые искусств. путем. Наиболее многочисленна группа природ. сырья минерал. происхождения. Она составляет минерально-сырьевую базу промыш-сти и опред-ет развитие черной и цветной металлургия, топливная, электроэнергетика и др.

56. Методика расчет экономической  эффективности инноваций Важн. значение при инвестировании имеет вопрос об эффектив-сти инвестирования. При этом необходимо сравнивать издержки при осуществлении проекта и доходы, которые м/б получены от реализации дан. проекта. Эффектив-сть инвестиций на уровне отдел. эконом. проекта предпр-ия опред-ся в виде отнош.:Э=ПР/К, ПР- прибыль, полученная за счет вложения капитала, К- объем вложений капитала. При инвестировании необходимо учитывать инфляц. процессы. Для этого прим-ся дисконтирование- сравнение текущего потребления с будущим. Это сопоставление затрат и доходов, возникающих в разные периоды времени. Дисконтирование –это технич. прием, для измерения текущей и будущей стоимости, сопоставление затрат и доходов, возникающих в разное время.При инвестировании необходимо учитывать риски. Риск- это вероятность того или иного исхода (н-р, получение убытка) от данного вложения капитала. Чем выше неопределенность хоз. ситуации, тем дольше срок реализации проекта, тем выше степень риска. Для стоимостной оценки результатов и затрат м/т использ-ся разл. цены. Под базисной понимается цена, сложившаяся в нар. хоз-ве на опред. момент времени. Базисная цена на любую продукцию или ресурсы считается неизменной в теч. всего расчетного периода. Прогнозная цена (Цt) продукции или ресурса в конце t-го шага расчета опред-ся по формуле Ц t = Цб х I (t, tк), где Цббазисная цена продукции или ресурса; I (t, tк), - коэф-т (индекс) изменения цен продукции или ресурсов соответствующей гр. в конце t –го шага по отнош. к нач. моменту расчета (в котором известны циклы). Расчетная цена исп-ся для вычисления интегральных показателей эффек-сти, если текущие значения затрат и рез-тов выражаются в прогнозных ценах. Это необходимо, чтобы обеспечить сравнимость рез-тов, полученных при разл. уровнях инфляции. При оценке эффек-сти инвестиц. проекта соизмерение разновременных показателей осущ-ся путем приведения (дисконтирования) их к ценности в нач. периоде. Для приведения разноврем. затрат, рез-тов и эффектов испол-ся норма дисконта (Е), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.Технически приведение к базисному моменту времени затрат, рез-тов и эффектов, имеющихся на t-м шаге расчета реализации проекта, удобно производить путем их умножения на коэффициент дисконтирования (аt), определяемый для постоян. нормы дисконта (Е) как: а t = 1 / (1 +Е) t, где t – номер шага расчета (t=0,1 2,…, Т), а Т – горизонт расчета. Если же норма дисконта меняется во времени и на t-м шаге расчета равна Е, то коэффициент дисконтирования равен: ао = 1 и аt = 1/ П (1+ Е к), при t>0. Сравнение разл. инвестиц. проектов (или вариантов проекта) и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использов. разл. показателей, к которым относятся: Чистый дисконтированный доход (ЧДД), или чистая приведенная стоимость (NPV), пред-ет собой оценку сегодняшней стоимости потока буд. дохода. Он опред-ся как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к нач. шагу, или как превышение интегральных рез-тов над интегральными затратами. Если в течение расчет. периода не происходит инфляц.  изменения цен или расчет производится в базисных ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта (Эдп) вычисл-ся по формуле: Э дп = ЧДД = (Rtt)х 1/(1+ Е к), где Rt – рез-ты, достигаемые на t-м шаге расчета; Зt – затраты, осуществляемые на этом же шаге; Т -  горизонт расчета (равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта). (Rtt)= Эt - эффект, достигаемый на шаге.

30. Трудоемкость продукции, понятие,  виды, измерение Трудоемкость — это затраты раб. времени на произв-во единицы продукции. В зависимости от состава включаемых в нее трудовых затрат различают, технологич. трудоемкость, трудоемкость обслуживания произв-ва, производств. трудоемкость и трудоемкость управления произв-вом. Производств. трудоемкость пред-ет собой затраты труда рабочих (осн, и вспомогат.) и рассчитывается по формуле: Тпр = Т техн + Т об, где Т техн – технолог. трудоемкость, в которую входят все затраты труда осн. рабочих, Ак сдельщиков, так и повременщиков. Т об –трудоемкость обслуживания произв-ва, определяемая затратами труда всмогат. рабочих. Полная трудоемкость (Тп) пред-ет собой затраты труда всех категорий ППП и опред-ся по формуле: Тп = Т техн + Тоб + Т у, Ту – трудоемкость управления произв-ом, включающая затраты труда ИТР, служащая, МОП и охраны. Под полной трудоемкостью единицы продукции поним-ся сумма всех затрат живого труда на изготовление единицы продукции, измеряемая в человеко-часах: Тn = кол-во отработ. времени, чел-к – ч./ V произвед. продукции. При планировании производит-ти труда на предпр-ии м/б использованы различ. методы. Наиболее распростр. из них явл-ся метод планирования производит-сти труда по факторам. При этом методе расчет производится путем определ. экономии раб. времени или численности работающих по всем факторам роста производит-сти труда в соответствии с их типовой классификацией.

43. Система показателей эффективности  работы предприятия. Предпр-ие — это самостоят. хозяйствующ. субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для произв-ва продукции, выполн. работ и оказания услуг с целью удовлетвор. обществ. потребностей и получ. прибыли. Предпр-ие как юрид. лицо — это предпр-ие (организация, фирма, концерн), отвечающее определ. признакам, установленным законодат-вом страны. К числу признаков отн-ся: наличие своего имущ-ва; самостоят. имуществ. ответ-сть; право осущ-ть от своего имени иные дозволенные законом действия и т.д. Цель деят-ти предпр-ия – удовлетворение обществ. потребностей и получ. прибыли. Совр. предпр-ие – слож. организац. структура. В условиях рыноч. эк-ки возрастает значение 3 осн. направлений организации промыш. предпр-ия: 1. науч. организация произв-ва имеет целью создание оптимал. технико-технологич. сист. на предпр-ии. Это надежно и эффективно функционирующее производств. оборудование и технология, упорядочен. технико-организац. взаимосвязи работников. 2. задача науч. организации труда – построение здоровых формал. отнош. в коллективе работников. Она вкл-ет сист. мер по созданию усл. для высокопроизводит., эффектив. творч. труда. Но возможности науч. организации труда ограничены технико-технологич. состоянием предпр-ия, его финанс. и эконом-ми активами. 3. науч. организация управления – это сист. технич., эконом. и гуманитар. ср-в, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материал.и челов. подсистемы предпр-ия.

 

 

 

 

 

 

 

39. Структура себестоимости продукции, факторы, ее определяющие по отраслям промышленности Себестоимость продукции пред-ет выраженные в ден. форме текущие затраты предпр-ий на произв-во и реализацию продукции (работ, услуг).  Структура себестоимости - это поэлементный состав затрат в общей стоимости затрат, т.е. удельный вес разл. элементов затрат на произв-во продукции. На основе отраслевой себе-сти, т.е. в зависимости от того, какой элемент затрат явл-ся преобладающим, выделяют: материалоемкие отрасли (пищевая, легкая); энергоемкие (химич., алюминиевая); фондоемкие (нефте- и газодобывающие); трудоемкие (угольная, лесная, с\х). По способу просчета себе-сть делится на: 1. Плановую- опред-ся по плановым норма расхода и плановым ценам и тарифам. 2. Нормативную – опред-ся по нормам расхода, действующим на начало расчетного периода, и по действующим на начало периода ценам. 3. Фактическая- отражает сложившиеся в расчетном периоде затраты на произв-во и сбыт. Разл-ют след. виды себе-сти: Цеховая себестоимость пред-ет затраты цеха, связанные с произв-вом продукции. Производств. себе-сть помимо затрат цехов вкл-ет общепроизводств. и общехоз. расходы. Полная себе-сть отражает все затраты на произв-во и реализацию продукции, слагается из производств. себе-сти и внепроизводствен. расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, пр. расходы). Разл-ют: Индивидуал.  себе-сть обусловливается конкрет. условиями, в которых действует то или др. предпр-ие. Среднеотраслевая себе-сть опред-ся как средневзвешенная величина и харак-ет средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда. В усл-х перехода к рыноч. эк-ке роль и значение себе-сти продукции для предпр-ия резко возрастают. Значение снижения себестоимости продукции для предпр-ия закл-ся:  1. в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предпр-ия, в появлении возможности в простом и расширенном воспроизв-ве; 2. в появлении большей возможности для материал. стимулирования работников и реш. соц. проблем коллектива предпр-ия; 3. в улучшении финанс. сост. предпр-ия и снижении степени риска банкротства; 4. в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж; 5. в снижении себестоимости продукции в АО, что явл-ся хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки. Из всего сказанного вытекает вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда д/б в центре внимания на предпр-ях.

40. Связь себестоимости продукции с ценой и прибылью. Значение снижения себестоимости в совр. условиях. Себестоимость продукции пред-ет выраженные в ден. форме текущие затраты предпр-ий на произв-во и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции выполняет ряд важн. ф-ций: • учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции; • база для формирования оптовой цены на продукцию предпр-ия и определ. прибыли и рентабельности; • эконом. обоснование целесообразности вложения реал. инвестиций на реконструкцию, техн. перевооружение и расширение действующего предпр-ия; • определение оптимал. размеров предпр-ия; • эконом. обоснование и принятие любых управленч. решений и др. Разл-ют след. виды себе-сти: Цеховая себестоимость пред-ет затраты цеха, связанные с произв-вом продукции. Производств. себе-сть помимо затрат цехов вкл-ет общепроизводств. и общехоз. расходы. Полная себе-сть отражает все затраты на произв-во и реализацию продукции, слагается из производств. себе-сти и внепроизводствен. расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, пр. расходы). Разл-ют: Индивидуал.  себе-сть обусловливается конкрет. условиями, в которых действует то или др. предпр-ие. Среднеотраслевая себе-сть опред-ся как средневзвешенная величина и харак-ет средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда. В усл-х перехода к рыноч. эк-ке роль и значение себе-сти продукции для предпр-ия резко возрастают. Значение снижения себестоимости продукции для предпр-ия закл-ся:  1. в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предпр-ия, в появлении возможности в простом и расширенном воспроизв-ве; 2. в появлении большей возможности для материал. стимулирования работников и реш. соц. проблем коллектива предпр-ия; 3. в улучшении финанс. сост. предпр-ия и снижении степени риска банкротства; 4. в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж; 5. в снижении себестоимости продукции в АО, что явл-ся хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки. Из всего сказанного вытекает вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда д/б в центре внимания на предпр-ях.

.11. Структура основных производственных фондов и факторы, ее определяющие Осн. фонды – это материально-веществ. ценности, используемые в кач-ве ср-в труда, находятся в эксплуатации длит. время не изменяют свою натурал. форму и утрачивают свою стоимость по частям. Осн. фонды бывают: производств., непроизводств. Производств. фонды участвуют в сфере материал. произв-ва и непосредственно участ-ют в создании стоимости товара: промыш-сть, строит-во, транспорт, связь. Виды ОПФ по видам: Земля и объекты природопользования (вода, недры и др.); здания (служебные, произодвтсвенно-техн.); сооружения; передаточные устройства; машины, оборудование, вычислит. техника; транспорт; инструменты и оборудования стоимостью больше 100 МРОТ; производств. и хоз. инвентарь; капитал. вложения на улучшение земель и др объекты ОФ. ОПФ по форме принадлежности: собственные; арендованные. ОПФ по признаку использования: девствующие, не консервации, находящиеся на реконструкции и техн. перевооружении, находящиеся в резерве. Виды структур ОПФ: производств., технолог., отраслевая. Для учета ОПФ исп-ся натуральная и денежная оценка. При натур. оценке в рез-те инвентаризации и паспортизации, устанав-ся число машин, их производит-сть, мощность, размер производственной мощности. Ден. оценка необходима для планирования размерного ОПФ, опред. степени износа и размера амортизационных отчислений. Сущ-ет неско-ко видов денежной оценки связаной с деят-тью и участие в произв-ве постепенном снашивании (потерей потребит. способности)  и изменений за этот период  условий воспроизв-ва: первоначальная - сумма затрат предпр-ия на изготовление/приобретение фондов, из доставку, монтаж. Она применятся для опред. нормы амортизации, размеров амортизац. отчислений, прибыльности и рентабельности активов предпр-ия; восстановленная - затраты на воспроизведение ОФ в совр. условиях (влияние НТП, инф-ции); остаточная - опред-ся исключ. из первонач. (восстановленной) стоимости износа части ОФ; ликвидационная стоимость ОПФ - стоимость реализации изношенных, снятых с произв-ва ОФ. Переоценка ОФ имеет цели: 1. создание для предприя необход. условий формирования обоснования накоплений ден. ср-в обновления ОФ; 2. создание эконом. обновлений исходной стоимости базы для оценки имущ-ва в период его приватизации; 3. осущ-ть индексацию норм амортизации на полное восстановление ОПФ. Среднегодовая стоимость ОПФ: ОФср.г. = ОФн + (ОФв*n1/12)-( ОФл*n2/12), где ОФп – ОФ на нач. года (балансовая); ОФв – стоимость введенных ОФ, ОФл – ликвидационная стоимость ОФ; n 1 –кол-во мест с момента ввода (полных);n 2 – кол-во мест с момента ликвидации (полных).

21. Состав и структура оборотных  фондов предприятия Разл-ют два понятия: оборот. ср-ва и оборот. фонды. Под оборот. фондами понимается часть ср-в произв-ва, которые единожды участвуют в производств. процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на производимую продукцию. К ним отн-ся: сырье, осн. и вспомогат. материалы, комплектующие изделия, не законченная произв-ом продукция, топливо, тара и др. предметы труда. Оборот. ср-ва складываются из оборот. фондов и фондов обращения. К фондам обращения отн-ся сре-ва, обслуживающие процесс реализации продукции: гот. продукция на складе, товары, отгруженные заказчикам, но еще не оплаченные ими, ср-ва в расчетах, ден. ср-ва в кассе предпр-ия и на счетах в банках. Фонды обращения связаны с обращением продукции и включают в себя: 1. Годовую продукцию на складе; 2. Продукцию отгруженную но не оплаченную; 3) Все ден. ср-ва предпр-ия; 4) Ср-ва в расчетах. По источникам формирования оборот. ср-ва делятся на собственные и заемные. Заемные оборотные средства – это предметы банка, кредиторская задолжность и проч пассивы. Эффект-сть использования оборот. ср-ва харак-ся 3 мя показателями: 1. Коэффициент оборачиваемости: Коборах = РП/СО, РП- реализуема продукция, СО- сред. остаток оборот. ср-в. Он показывает объем реализуемой продукции приходящейся на 1 руб. оборот. средств. 2. Коэффициент загрузки оборотных средств: Кд = СО/РП. Он характеризует сумму оборотных средств затраченных на 1 руб реализованной продукции. 3. Длит-ть одного оборота (в днях):.Т = Д/Коборах х Т. Чем меньше длит-сть оборота средств, тем меньше требуется оборот. средств. Т.о, оборот. средства — это ден. ср-ва предпр-ия, предназначенные для образования оборот. производств. фондов и фондов обращения.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"