Экономика организации предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:19, курс лекций

Краткое описание

Экономика – это наука о том, как используются определенные ограниченные ресурсы для создания продукции и услуг, и как они распределяются между людьми.
Экономика – это система разнообразных видов деятельности, направленная на поддержание жизни и развития, как отдельного человека, так и общества в целом.
Плановая экономика:

Содержание

Предмет, задачи и содержание курса.
Теоретическое и практическое значение дисциплины.
Рекомендации по организации самостоятельной работы студента.
Литература, используемая в учебной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по ЭО(П).doc

— 634.50 Кб (Скачать файл)
      • основная заработная плата производственных рабочих путём определения сдельного расчёта через выработку или время;
      • дополнительная заработная плата основных рабочих пропорциональна основной заработной плате;
      • ЕСН – 26% с основной и дополнительной заработной платы;
      • расходы на подготовку и освоение производства – на основе сметы или косвенным путём;
      • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования – с помощью сметных ставок, рассчитанных на один станкочас прямым счётом или пропорционально заработной плате производственных рабочих.

Косвенные расходы. Рассчитываются на комплексные расходы, которые возникают при изготовлении продукции в целом или работы предприятия в целом и стоит задача их распределения между различными изделиями. Они распределяются пропорционально тому или иному условно выбранному измерителю. Например,

      • общепроизводственные расходы пропорционально основой заработной плате производственных рабочих;
      • общехозяйственные расходы пропорционально совокупным затратам на оплату труда рабочих и затратам на содержание и эксплуатацию оборудования;
      • прочие производственные расходы пропорциональны производственной себестоимости (за вычетом самих этих расходов);
      • коммерческие расходы пропорциональны производственной себестоимости отдельных видов продукции.

Виды калькуляции

      1. Плановая калькуляция.

Рассчитывается на основе прогрессивных норм на плановый период и представляет собой средние  затраты.

      1. Нормативная калькуляция.

Рассчитывается по установленным  нормам, действующих на данный момент.

      1. Сметная калькуляция.

Определена на определенные виды работ и заказы.

      1. Проектная калькуляция.

При внедрении новых  видов продукции, производство по укрупненным  нормам.

      1. Фактическая калькуляция.

Рассчитывается по текущим  нормам на основе фактических затрат.

Методы учёта себестоимости

  1. Нормативный.

Применяется в массовом серийном производстве при выпуске разнообразной и сложной продукции.

Сущность: затраты учитываются  на основе нормативной калькуляции  и обособленно ведут оперативный  учёт отклонений фактических затрат с указанием места возникновений  и причин возникновения.

  1. Позаказный.

Определяет затраты по отдельным работам, подрядам и заказам.

  1. Попередельный.

Затраты учитываются  на полуфабрикаты по законченной  стадии производства.

  1. Попроцессный.

Используется при учёте  затрат по подразделениям или по производственным процессам.

Пути снижения себестоимости

1. Экономия материальных ресурсов за счёт снижения материалоёмкости, повышения качества сырья, улучшения нормирования и оптимизации запасов, совершенствование деятельности материально-технического снабжения, транспортного и складского хозяйства, внедрение малоотходных и безотходных технологий.

2. Снижение трудоёмкости  за счёт внедрения новых технологий  и роста производства труда,  сокращения простоев и перерывов.  Использование передовых приёмов  работы, совершенствование организации  производства путём развития кооперации, специализации.

3. Увеличение объема  за счет снижения постоянных  затрат, приходящихся на единицу  продукции.

Показатель использования  себестоимости – это затраты на рубль товарной продукции.

 

Доход и прибыль  предприятия

1. Прибыль как обобщенный показатель производственно-хозяйственной деятельности

2. Доходы предприятия

3. Распределение прибыли  и пути её увеличения

4. Рентабельность и  основные направления её повышения

 

Прибыль – конечный результат  предпринимательской деятельности и представляет собой разницу между ценой продукции и её себестоимостью, а  в целом по предприятию между выручкой от реализации продукции и себестоимостью.

Как экономическая категория  прибыль отражает чистый доход предприятия  и выполняет следующие функции:

  1. показатель эффективности деятельности предприятия;
  2. является основным источником развития предприятия и содержания социальной сферы и выполняет стимулирующую функцию;
  3. является источником дохода бюджета разных уровней.

Таким образом, прибыль  представляет основной фактор его экономического и социального развития.

В соответствии с бухгалтерской  отчётностью в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» определены следующие виды прибыли:

1. валовая прибыль  (У);

2. прибыль (у) от  продаж;

3. балансовые прибыли  (у) или прибыль (у) до налогообложения;

4. чистая прибыль.

Валовая прибыль -  это  разница между выручкой от продажи  продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов  и других аналогичных обязательных платежей и себестоимости продукции  без периодических расходов (коммерческие и управленческие). В случае если в учётной политике (прибыль от продаж) не принято выделять управленческие расходы, то она включается в себестоимость.

Прибыль от продаж – это  разница между валовой прибылью и коммерческими расходами по сбыту и управлению общехозяйственными расходами.

Балансовая прибыль  – включает в себя прибыль от продаж ± оперативные доходы (расходы) ± внереализационные доходы и расходы.

Чистая прибыль –  это балансовая прибыль – сумма  налога на прибыль, рентные платежи, налог на экспорт и импорт ± чрезвычайные доходы и расходы – налоги и сборы.

Доходы предприятия  – это поступление, увеличение экономической  выгоды в следствии увеличения денежных средств или иного имущества  или погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации за исключением вкладов участников.

Существуют следующие  виды доходов предприятия:

    1. Доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции). Поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
    2. Операционные доходы, проценты и дивиденды к получению, арендная плата, поступления за предоставленную заработную плату, активы, права интеллектуальной собственности, поступление от продажи основных средств.
    3. Внереализационные доходы – штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, поступление в возмещение убытков, причиненных организациями. Прибыль прошлых лет, признанных в отчётном году, сумма кредитных задолженностей, по которым истёк срок исковой давности. Также курсовая разница и прочие внереализованные доходы.
    4. Чрезвычайные доходы. Поступления, возникающие как последствие чрезвычайных обстоятельств и стоимость материальных ценностей, остатки от списания.

Распределение прибыли

Распределение прибыли  осуществляется следующими способами:

  1. Формирование фондов – это:
    1. на формирование резервного фонда;
    2. на выплату доходов учредителей, участников;
    3. на создание фондов целевого назначения накопления, потребления, социальной сферы.

Нераспределенная часть  прибыли присоединяется к уставному  капиталу.

  1. Фонд накопления – это:
    1. на расширение производства;
    2. на погашение долгосрочных ссуд и проценты по ним;
    3. прирост собственных оборотных средств;
    4. финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ;
    5. строительство и эксплуатация объектов социально-культурного и бытового назначения.

К фонду накопления прибавляется амортизация.

  1. Фонд потребления – это:
    1. оказание материальной помощи;
    2. вознаграждение по итогам работы за год;
    3. единовременные вознаграждения за особо важные задания;
    4. выплата дивидендов, акций, установление дополнительных трудовых и социальных льгот + средства на оплату труда.

Факторы повышения прибыли

    1. Внешний фактор увеличения прибыли. Коньюктура рынка (составляется на сегодняшний день), уровень цен на потребляемые ресурсы, система налогообложения.
    2. Внутренние факторы: уровень НТП, уровень организации производства, конкурентоспособность продукции.

 

Пути увеличения прибыли:

    1. Увеличение объёма выпуска продукции.
    2. Повышение качества.
    3. Снижение себестоимости.
    4. Сдача в аренду, продажа излишнего оборудования.
    5. Диверсификация производства (многоотраслевое).

 

Показатели рентабельности

Рентабельность:

    1. Рентабельность продукции, отдельного изделия, всей товарной продукции и рентабельность производства является основой для установления цены.

    1. Рентабельность продаж.

    1. Рентабельность инвестиций.

 

Ценовая политика предприятия

  1. Понятие цены. Виды цен
  2. Взаимосвязь качества товаров и цены
  3. Ценовая политика и методы ценообразования

 

В рыночная экономике  цена – главный инструмент регулирования  производства на основе спроса и предложения.

Цена – денежное выражение  стоимости или то количество денег, за которое производитель готов  отдать товар, а потребитель купить.

Факторы, влияющие на цену:

      • закон спроса и предложения;
      • закон конкуренции;
      • эластичность спроса;
      • государственная политика.

Функции цены

  1. Учётная. Устанавливается на основе общественно-необходимых затрат.
  2. Стимулирующая. Снижение затрат ниже общественно-необходимых путем повышения эффективности производства.
  3. Распределительная. Через НДС, акцизы перераспределение дохода.

Задачи ценообразования

  1. Обеспечение выживаемости.
  2. Максимизация прибыли.
  3. Удержание рынка и расширение своей доли.

Таким образом, цена определяет структуру и объем производства, влияет на массу прибыли, рентабельность продукции и производства, и на уровень жизни общества.

Виды цен

Цены классифицируются:

  1. по отраслям и сферам обслуживания:
    • оптовые цены на продажу промышленности;
    • закупочные;
    • сметы на строительство продукции;
    • внешние торговые цены.
  2. по степени участия государства:
    • фиксированные;
    • рыночные;
    • свободные;
    • договорные;
    • регулируемые;
    • предельные
  3. по стадиям ценообразования:
    • оптовая;
    • отпускная;
    • оптовая цена закупки;
    • розничная цена.
  4. по характеру ценовой информации:
    • акционные;
    • биржевые;
    • твёрдые;
    • скользящие.

Информация о работе Экономика организации предприятия