Экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработка предложений по его ускорению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование и экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь, а также разработка предложений по его ускорению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в рыночной экономике Республики Беларусь.
рассмотреть основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработать предложения по его ускорению.

Содержание

Введение…….………………………………………….…………….………....4
Теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в Республики Беларусь………………………………
Сущность предпринимательства……………………………….
Виды, субъекты и формы предпринимательства……………..
1.3 Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………
Анализ структуры и специфики развития предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………..
Анализ функционирования предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………
Государственная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Зарубежный опыт развития малого бизнеса………………….
Основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и предложения по его ускорению…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 350.81 Кб (Скачать файл)

Министерство экономики  Беларуси рассчитывает, что к концу 2015 года доля малого и среднего бизнеса  в ВВП составит одну треть в  общем объеме.

Удельный вес субъектов малого предпринимательства в общем объеме ВВП в 2010 году составил 12,3%, что на 0,9% выше по сравнению с 2009 годом.

В 2012 году сохраняется положительная  динамика численности субъектов  малого и среднего предпринимательства  – юридических лиц (рисунок 2.6). По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2011 года – на 5,3 процента. [32]

Рисунок 2.6. Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц, единиц.

 

    1. Государственная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь.

 

Формирование и реализация государственной политики в области поддержки и развития предпринимательства в Республике Беларусь осуществляется Департаментом по предпринимательству Министерства экономики. Его основными функциями являются:

    1. разработка и реализация программ государственной поддержки малого предпринимательства;
    2. мониторинг и разработка прогнозных показателей;
    3. определение тенденций развития данного сектора экономики;
    4. организационно-методическое сопровождение создания и функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
    5. пропаганда роли и значения предпринимательства в социально-экономическом развитии страны.[24, с.4]

На региональном уровне вопросы  поддержки и развития предпринимательства  находятся в ведении соответствующих  управлений (отделов) областных исполнительных комитетов (Мингорисполкома). В число их задач входят:

    1. разработка областных программ государственной поддержки малого предпринимательства и контроль за их реализацией;
    2. формирование инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства в регионе;
    3. оказание методической помощи предпринимателям в вопросах организации и функционирования бизнеса. .[24, с.4-5]

В целях оказания комплексной  государственной поддержки развитию субъектов хозяйствования негосударственной  формы собственности Указом Главы  государства создан Совет по развитию предпринимательства в Республики Беларусь [18, с.106]. Совет функционирует  при Президенте Республики Беларусь. Организационное и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляется Республиканским фондом содействия развитию предпринимательства. [24, с.5]

Вопросы поддержки и развития предпринимательства входят также  в сферу деятельности многочисленных предпринимательских союзов и ассоциаций, ведущими среди которых являются: Бизнес союз предпринимателей и нанимателей  имени профессора М.С. Кунявского, Белорусская научно-промышленная ассоциация, Белорусский союз предпринимателей, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей. [24, с.6].

В республике предпринимателям гарантируется:

    1. право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;
    2. защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами;
    3. научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;
    4. запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте (договоре).[12, ст.11]

Целями Государственной  программы поддержки малого и  среднего предпринимательства в  Республике Беларусь на 2010–2012 годы являются обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки, широкое использование потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства в сферах производства и оказания услуг, развитие предпринимательства в малых и средних городских поселениях, сельской местности, активизация инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства.[8 с.2]

В Государственной программе предусматривается решение следующих задач[8 с.3]:

    1. совершенствование законодательства, регулирующего вопросы осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
    2. расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
    3. повышение эффективности деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и информационных систем;
    4. содействие развитию производственной кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства с крупными организациями;
    5. развитие международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства;
    6. совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства. [8 с.3-4]

Государственную финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства оказывает Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

Государственная финансовая поддержка оказывается путем  предоставления:

    1. финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
    2. имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);
    3. гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь. [32]

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства при реализации  инвестиционных проектов, в целях приобретения оборудования, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих изделий, сырья и материалов для собственного производства и т.д. [32]

Государственная финансовая поддержка предоставляется:

    1. на конкурсной основе;
    2. с соблюдением принципа целевой направленности;
    3. при обеспечении исполнения обязательств;
    4. на условиях срочности и возвратности:
      • финансовые средства на условиях займа – до 3 лет,
      • имущества на условиях лизинга – до 5 лет,
      • гарантии по льготным кредитам – до 3 лет;
    1. на условиях платности:
      • процентная ставка за пользование финансовыми средствами на условиях займа равна  ставке рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь,
      • вознаграждение по договору лизинга  устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь;
      • плата за предоставление гарантии составляет 5% от размера предоставленной гарантии;
    1. в национальной валюте Республики Беларусь;
    1. в безналичном порядке. [32]

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства  в организации и осуществлении  предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения  субъектов малого предпринимательства  с момента их государственной  регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности  и в ходе ведения хозяйственной  деятельности, в республике создана  и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты инфраструктуры).

Деятельность субъектов  инфраструктуры регламентируется Законом  Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. “О поддержке малого и среднего предпринимательстве”, указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах  государственной поддержки малого предпринимательства”, постановлениями  Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 “О мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О поддержке малого и среднего предпринимательства” и Министерства экономики от 8 февраля 2011 г. №15 ”О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. №1911”.[32]

На 1 января 2012 г. в республике действовали 76 центров поддержки  предпринимательства (далее – центры) и 15 инкубаторов малого предпринимательства (далее – инкубатор).

Доля субъектов инфраструктуры (26 центров и 1 инкубатор), действующих  в малых, средних городских поселениях и сельской местности, возросла по сравнению  с 2010 годом (12 центров или 22,6 %) и составила 29,6% от общего количества центров.

Из действующих в республике субъектов инфраструктуры 75 % являются организациями частной формы  собственности, 16 % – коммунальной, 9 % - республиканской.

Осуществляют деятельность свыше 10 лет 20% от числа действующих  субъектов инфраструктуры, свыше 5 лет  – 14%, 3-5 лет - 11 %, 1-3 лет – 20%, до 1 года – 35%.[32]

Центры оказывают субъектам  предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и  консультационные услуги по организации  и ведению предпринимательской  деятельности, содействуют в получении  финансовых и материально-технических  ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

Для реализации задач, предусмотренных  законодательством,  действующие  в республике центры имеют кадровый потенциал и помещения, необходимое  компьютерное и офисное оборудование.

В 2011 году центрами реализованы  мероприятия и проекты, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства, продвижение производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг), организацию кооперации между крупными промышленными и  малыми, средними предприятиями, а также  на развитие предпринимательства и  активизацию ремесленной деятельности в сельской местности.

Деятельность инкубаторов  направлена на создание условий для  роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе  инновационного. Субъектам малого предпринимательства  предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению  в производство современных технологий и др.

На 1 января 2012 г. во всех областях республики, за исключением Брестской  области, и г. Минске действовало 15 инкубаторов: в Витебской, Гомельской, Гродненской  областях по 1 инкубатору, Могилевской  – 2, Минской – 3, г.Минске – 7. [32]

Специалисты инкубаторов  обеспечивают возможность предоставления арендаторам коллективного пользования  оргтехникой, проводят обучающие семинары по вопросам предпринимательской деятельности, оказывают консалтинговые, информационные услуги, содействуют в поиске партнеров  и др.

Государственная финансовая поддержка субъектам инфраструктуры оказывается в соответствии с  нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых  мерах государственной поддержки  малого предпринимательства”, в рамках реализации государственной программы  поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2011 году субъектам инфраструктуры была оказана государственная финансовая поддержка на сумму 2133,2 млн. рублей (в 2010 году - 956,6 млн. рублей).

Следует отметить, что средства, направленные на поддержку данным субъектам  возвращаются в бюджет страны в форме  налоговых отчислений от деятельности центров, инкубаторов, а также субъектов  малого предпринимательства – арендаторов  инкубаторов.

В 2011 году центрами уплачено налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в бюджет на сумму 4,7 млрд. рублей (в 2010 году – 2,5 млрд. рублей), инкубаторами – 1,98 млрд. рублей (1,4 млрд. рублей), субъектами малого предпринимательства (арендаторами инкубаторов) – 27,8 млрд. рублей (22,0 млрд. рублей). [32]

В республике ежегодно проводиться  республиканский конкурс «Лепшы прадпрымальнiк года», который способствует повышению профессионализма и деловой репутации руководителей и коллективов предпринимательских структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулирование деловой активности населения для решения задач социально-экономического развития страны.

В целях дальнейшего развития системы информационного обеспечения  малого предпринимательства обеспечено функционирование веб-сайтов специализированной информационной системы инфраструктуры поддержки предпринимательства ”Свое дело“ (www.svoedelo.by) и центра производственной кооперации (субконтрактации) (www.subcontract.by).

 

    1. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.

Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства:

Информация о работе Экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработка предложений по его ускорению