Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является - рассмотрение понятия санации (финансового оздоровления) хозяйствующих субъектов, ситуаций, при которых возникает необходимость в её проведении, проблем с которыми сталкиваются предприятия во время проведения санации и путей их регулирования на примере предприятия ООО «Хлебокомбината Царь-Хлеб».
Так ООО «Украинский кондитер» проведя экспертизу выявляет, что кризис предприятия не повлиял только на производство кондитерских изделий. Следовательно, он отделит все кондитерские цеха в отдельную структуру, а остальные направления производства санатор закроет. При этом закроются только те цеха, в которых производились хлебобулочные изделия, производственные фонды данной специализации санатор продаст или сдаст в аренду, чтобы покрыть убытки санируемого предприятия.
Выделив в отдельную структуру кондитерские цеха, санатор оставит им право стать дочерним предприятием. Этот стратегический ход эффективен тем, что при образовании дочернего предприятия у этого предприятия останется тот же штат работников. Возможно изменение управляющего звена или появление новой должности для осуществления контроля со стороны предприятия-санатора.
При этом ассортимент производимой продукции предприятия не изменится, а значит и спрос на эту продукцию тоже. Предприятие-санатор также может провести большую маркетинговую акцию с целью сообщить потребителям о некоторых изменениях в производственной структуре.
Чтобы увеличить «эффект новизны» предприятию-санатору следует изменить товарные знаки, логотипы, стиль упаковки и т.п., чтобы обратить ещё больше внимания на свою продукцию, однако санатор должен иметь в виду, что не следует ничего изменять непосредственно в произвостве и технологиях изготовления кондитерских изделий. Это объясняется лишним риском для санатора. В начале своей деятельности ему следует ограничиться маркетинговыми изменениями.
Следующим этапом станет подготовка бизнес-плана санации, который представляет собой основной документ, определяющий цели и прогрессоосуществления санации предприятия должника. Бизнес-план санации разрабатывается обычно представителями санатора, предприятия-должника и независимой аудиторской фирмы.
Бизнес-план разрабатывается с учётом конкретной цели на конкретный период времени. Например, при санации предприятия ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» санатором ООО «Украинский кондитер», бизнес-план создаётся при учёте взглядов обеих сторон, с соответствующими стратегическими расчётами. Следует отметить, что непосредственно при создании бизнес-плана последнее слово всегда остаётся за санируемым предприятием.
Следующим этапом является расчёт эффективности санации. Этот расчёт позволяет определить целесообразность всего процесса санации, оценить различные альтернативные формы.
Эффективность санации определяется путём соотнесения результатов (эффекта) и затрат на её осуществление в предложенной форме. То есть, если санатор ООО «Украинский кондитер» приобрёл с учётом вычета из этой суммы всех задолжностей в размере 194040 грн, данное предприятие за 400 000 грн, продал часть производственных фондов предприятия за 134500 грн, а прибыль получил в размере 300000 грн, то санация будет являться эффективной.
Результаты санации в конечном итоге могут быть оценены размером дополнительной прибыли (разницей между её суммой после и до осуществления санации). Дополнительная прибыль в этом случае получается за счёт нормализации хозяйственной деятельности предприятия при соответствущей финансовой поддержке (в сравнении с суммой прибыли, получаемой в условиях кризисного его развития). В процессе расчёта эффективности санации сумма дополнительной прибыли предприятия приводится к настоящей стоимости.
Затраты на осуществление санации определяются путём разработки специального бюджета (бюджета санации). Принципиально эти затраты могут рассматриваться как инвестиции санатора в санируемое предприятие с целью получения прибыли (в прямой или косвенной форме) в предстоящем периоде.
Такой подход позволяет применять для оценки эффективности санации те же методы, которые используются при оценке эффективности реальных инвестиций.
После рассмотрения бизнес-плана санации с расчётом её эффективности всеми заинтересованными сторонами (предприятием-должником, его кредиторами и санаторами) он утверждается их представителями и принимается к исполнению.
Заключительным этапом санации предприятия будет мониториг. То есть в данном случае контроль ООО «Украинский кондитер» за дочерним предприятием, основанным на базе ООО «Хлебокомбината ЦарьХлеб». Это может осуществляться при помощи новых руководителей, которые от имени ООО «Украинский кондитер» будут осуществлять контроль за производством. Также можно ввести в штат специальный комитет, или новый орган управляющей структуры, который сможет производить исследования, подсчёты, наблюдения о работе дочернего предприятия. Также такой работой может заняться любая аудиторская компания, которая будет осуществлять проверки в соответствии с бизнес-планом и по согласованию сторон санации.
3.2 Источники финансирования
В Украине предприятия, у которых появляется необходимость в финансовом оздоровлении сталкиваются с некоторыми проблемами. Одной из главных таких проблем можно назвать налоговое законодательство Украины, поскольку согласно Закону Украины «О налогооблажении прибыли предприятия», предприятие-должник должно оплатить налог на прибыль с сумм, полученных в виде безвозвратной финансовой помощи, то есть 30% от этих сумм.
Более того, исходя из положений налогового законодательства, оказание финансовой помощи возможно для субъекта-донора только с чистой прибыли (то есть после «очищения» дохода). При этом суммы финансовой помощи не исключаются из состава объекта налогооблажения налогом на прибыль. Это фактически означает, что сумма, которая направлена на финансовое оздоровление, налогооблагается дважды.
Именно поэтому метод привлечения средств для осуществления финансовой санации в украинской предпринимательской практике не получил распространения, поскольку он является невыгодным как для собственника предприятия, так и для самого предприятия.
Угроза банкротства и обусловленные этим экономические и социальные последствия заставляют персонал, который работает на предприятии, делать свой вклад в финансирование санации. Основной целью участия персонала в санации предприятия является надежда в сбережении рабочих мест.
Особенно часто такая ситуация наблюдается в период общего экономического спада, когда дефицит альтернативных рабочих мест обуславливает зависимость работников от данного предприятия.
Финансирование санации персоналом возможно при помощи:
- отсрочки или отказа от вознаграждения за результаты хозяйственной деятельности;
- выдача работниками ссуд;
- приобретение акций данного предприятия.
На сегодняшний день действующее законодательство не предусматривает случаев и порядка отказа (полной или частичной) персонала предприятия-должника от вознаграждения или рассрочки таких выплат. Более того, в современном украинской правовой сфере существует тенденция борьбы с задержками заработной платы и других видов вознаграждения.
Данная форма финансирования применяется нередко, однако в основном в небольших субъектах хозяйствования, так как на практике она оказывается наиболее конфликтной. Данная форма может быть применена в случае с ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» лишь в случае отсрочки вознаграждения за результаты хозяйственной деятельности, так как остальные случаи наименее результативны для данного случая.
Для проведения финансовой санации могут быть привлечены кредитные ресурсы. При этом правовое регулирование в данном случае будет осуществляться на общих принципах кредитования.
Для проведения финансовой санации могут быть выданы только краткосрочные кредиты, то есть кредиты до одного года. При этом следует учесть, что за поставленный срок (один год) расчитываются, выходя к моменту получения (зачисления на счёт должника или оплаты платёжных документов долгового счёта должника) до полного погашения кредита и процентов за его эксплуатацию. Это очень короткий срок для выведения предприятия-должника из финансового кризиса. То есть, взяв кредит на этот срок для проведения финансовой санации, наиболее вероятно, что заёмщик не сможет его вернуть.
Привлечение кредитных средств для проведения финансовой санации обязательно должно быть обезопасено наличием либо залогом (имуществом, имущественными правами, ценными бумагами), или гарантиями (банка, финансами или имуществом третьего лица), или другими свидетельствами (поручение, свидетельство, страховой организации). Исходя из того, что предприятие-должник находится в достаточно трудном положении, сложно ожидать, что кто-то выступит его поручителем. Одновременно наиболее вероятно то, что его имущество будет находиться под налоговым взносом, а процедура повторного залога очень сложная. И есть очень маленькая вероятность того, что в данной ситуации на неё согласится кредитное учреждение.
Также кредитные соглашения могут рассматриваться по уровням риска как кредиты с повышенным риском, что фактически означает установление огромных процентных ставок для предприятия-должника.
С совершенно другой стороны рассматривается некоммерческий кредит, который выделяется государственными и негосударственными фондами под проведение программ финансового оздоровления предприятий. Законодательство Украины имеет такую практику, которая нашла своё отображение в действующем законодательстве. Такие кредиты выдаются под конкретные планы санации, разработка которых в таком случае становится наиболее важным вопросом. Такие кредиты имеют чётко определённые цели использования, которые очень жестко контролируются со стороны предприятия-донора. При этом следует учитывать то, что иностранная помощь предоставляется предприятиям-должникам, в функционировании которых заинтересован зарубежный капитал.
Если средства для стабилизации финансового состояния предприятия выделяются из внутренних (украинских) источников, то в таком случае они, как правило. Выделяются государственным предприятием на основе постановлений или распоряжений правительства Украины. При этом такая помощь может оказываться как на возвратной так и на безвозвратной основе. Стоит отметить, что в последние годы практика выделения бюджетных и небюджетных средств на осуществление финансовой помощи украинским предприятиям со стороны центральных органов исполнительной власти имеет тенденцию к уменьшению.
Таким образом, с учётом показателей активности ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» выбранная ранее форма финасирования санации, а именно поглощение другим более состоятельным платежеспособным предприятием, является наиболее перспективной. Во-первых данная форма финансирования и реорганизации не имеет обратной стороны в законодательстве, эта деятельность совершенно открыта. Во-вторых с учётом всех убытков и задолжностей данного предприятия возможность кредитования слишком мала, так как кредиторы могут избежать риска. В случае же с поглощением предприятия риски значительно уменьшаются.
Заключение
В ходе курсовой работы были рассмотрены понятие санации (финансового оздоровления) хозяйствующих субъектов, ситуации, при которых возникает необходимость в её проведении, проблем с которыми сталкиваются предприятия во время проведения санации и путей их регулирования.
Расчёты экономической активности были рассмотрены на примере предприятия ООО «Хлебокомбината Царь-Хлеб», специализирующегося на производстве хлебобулочной продукции. В результате были произведены расчёты показателей рентабельности, по которым был сделан вывод о финансовой несостоятельности предприятия и необходимости его финансового оздоровления.
Наиболее перспективной формой санации для данного проекта стала форма поглощения, к которой были добавлены элементы разделения предприятия на составляющие с последующей частичной продажей производственных фондов.
Таким образом удовлетворение требований кредитора к должнику - может быть достигнуто и в результате продажи имущества банкрота, и на основе финансового оздоровления должника. Однако кредитору намного выгоднее осуществлять финансовое оздоровление должника, чтобы в наиболее полной мере вернуть вложенные средства.
Имея отритцательную прибыль, значительно уменьшившиеся производственные фонды, у предприятия, в результате проведения санационного аудита были найдены предпосылки к оздоровлению, было выбрано прибыльное направление производства, которое можно рассматривать как перспективу к развитию. В данном случае ветвь производства - кондитерское направление. При поглощении данного предприятия другим более крупным предприятием, было предложено продать часть основных фондов предприятия, относящихся к производству непосредственно хлебобулочной продукции. А цеха, выпускающие кондитерскую продукцию объединить и установить статус дочернего предприятия к предприятию-донору.
Таким образом, план санации рассчитан на повышение рентабельности и предприятие в перспективе погасит все задолженности, восстановит платежеспособность и оправдает вложенные предприятием-донором средства.
Список использованной литературы
1. Хозяйственный кодекс Украины. - Х.: ООО «Одисей», 2003г.
2. Постановление
Кабинета Министров Украины "Об
утверждении Положения о
3. Бланк И.А. Финансовый менеджмент, - К: 2006 г.
4. Бланк И. А. Стратегия и тактика управления финансами. - К., 1996 г .
5. Бланк И. А Основы финансового менеджмента. - К., 1999 г .
6. Винник О.М.
Хозяйственное право, - М.: -2005 г.
7. Ивженко А.С. Основные направления совершенствования
механизма санации предпр. в современных
экономических условиях., АПЭ. - 2008 г.
8. Под ред. Кирейцева Г.Г., Финансы предпр,
2-е издание - К.: - 2002 г.
9. Коваленко М.А. и др. Санация предпр. региона
и финансовые источники проведения. - ФУ.
– 2004 г.
10. Копилюк О.И., Штангрет А.М. Финансовая
санация и банкротство предпр.: Учебное
пособие, - М: Центр научной литературы.
- 2005 г.
11. Коробов М. Я. Финансы промышленного предприятия. - К., 1995 г .
12. Под общей редакцией С.Ф. Покропивного. Экономика предприятия: учебник - К.: КНЭУ, 2003 г .
Информация о работе Экономическая сущность санации предприятия