Экономический анализ, планирование и прогнозирование экономического развития МО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 04:46, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы социально-экономического прогнозирования развития муниципального образования
2.Сущность социально-экономического прогнозирования
3.Этапы прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования
4.Необходимость стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по муницип. управлению.docx

— 37.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Теоретические основы социально-экономического  прогнозирования развития муниципального  образования

2.Сущность социально-экономического прогнозирования

3.Этапы прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования

4.Необходимость стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

Введение

В настоящее  время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов  как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых  решений. Социально-экономическое прогнозирование  является одним из решающих научных  факторов формирования стратегии и  тактики общественного развития.

Актуальность данной темы, как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.

Сложное социально-экономическое  положение, сложившееся в большинстве  муниципальных образований России, вызывает глубокую тревогу и служит источником напряженности, размывающей социальную базу реформ, с том числе и в сфере местного самоуправления. Особую озабоченность вызывает отсутствие четких согласованных с местным сообществом стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии на уровне местного самоуправления, эффективных механизмов их достижения.

Переход к современному качеству планового регулирования  развития муниципальных образований  предполагает:

Во-первых, изменение сущности планирования – из орудия административного  принуждения оно превращается в  инструмент научно обоснованных сбалансированных решений по достижению намеченных целей  социально-экономического развития;

Во-вторых, усиление стратегического  характера планирование;

В-третьих, демократизацию процесса разработки и принятия плановых документов.

Цель работы – анализ социально-экономического прогнозирования  развития муниципального образования.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие  задачи: изучить теоретические основы социально-экономического прогнозирования развития муниципального образования.

 

1. Теоретические основы социально-экономического  прогнозирования развития муниципального  образования

 

1.1 Сущность социально-экономического  прогнозирования

 

Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных  состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его  осуществления. Социально-экономическое  прогнозирование – это процесс  разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах  познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической  прогностики.

Прогнозирование имеет две  стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.

Таким образом, в прогнозировании  различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.

Экономическое прогнозирование  имеет своим объектом процесс  конкретного расширенного воспроизводства  во всем его многообразии. Предметом  экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих  экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и  способов разработки экономических  прогнозов.

В основе экономического прогнозирования  лежит предположение о том, что  будущее состояние экономики  в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами:

наличием не одного, а  множества вариантов возможного развития;

действие экономических  законов в будущем зависит  не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;

неполнота степени познания экономических законов, дефицит  и недостаточная надежность информации.

Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего – решающая предпосылка  экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности  в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается.

Важную роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика  и ее составная часть – экономическая  прогностика.

Прогнозирование следует  рассматривать в комплексе с  более широким понятием – предвидением, которое дает опережающее отображение  действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и  план.

Гипотеза характеризует  научное предвидение на уровне общей  теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.

Прогноз в сравнении с  гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.

План представляет собой  постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных  событий исследуемого объекта. Его  отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План – это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования – создать научные предпосылки для их принятия.

Таким образом, задача социально-экономического прогнозирования состоит, с одной  стороны, в том, чтобы выяснить перспективы  ближайшего или более отдаленного  будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.

Муниципальное образование  как сложная социально-экономическая  система должно одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным  внешним воздействиям, и нацеленностью  на благоприятные изменения, т. е. на развитие, причем устойчивое. Управление состоянием муниципального образования  позволяет поддерживать на достигнутом  уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных  услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня при  заданной генеральной цели муниципальной  деятельности: повышение качества жизни  населения.

Управление состоянием и  управление развитием — две взаимосвязанных  стороны муниципального управления. В предыдущих главах при характеристике управления отдельными сферами муниципальной  деятельности так или иначе затрагивались вопросы развития. Настоящая глава посвящена вопросам управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.

Обеспечение устойчивого  социально-экономического развития муниципального образования включает в себя ряд  взаимосвязанных и последовательно  решаемых задач.

Исходной базой для  планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования  является анализ внутренней и внешней  среды. Анализ существующей социально-экономической  ситуации в муниципальном образовании  позволяет делать выводы о внутренних ресурсах, возможностях, направлениях и перспективах его социально-экономического развития.

Анализ внешних условий  развития, включая общую социально-экономическую  ситуацию в государстве, состояние  нормативно-правовой базы, систему  и подходы к управлению социально-экономическим  развитием в России и конкретном регионе, позволяет диагностировать  и учитывать те проблемы, с которыми можно столкнуться при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.

В основе социально-экономического развития СССР лежали государственные  пятилетние планы, составной частью которых были планы развития макрорегионов, отраслей народного хозяйства, территориально-производственных комплексов, республик, краев и областей и отдельных локальных территорий (нынешних муниципальных образований). Эти планы были увязаны по срокам, объемам выделяемых капитальных вложений, мощностям строительных организаций, поставкам оборудования и т. д. Основные мероприятия планов развития финансировались и осуществлялись соответствующими министерствами и ведомствами. Для городов разрабатывались и утверждались генеральные планы развития на срок до 15-20 лет. Хотя эти планы зачастую вели к неэффективному использованию ресурсов в угоду отраслевым интересам и практически никогда не выполнялись в полном объеме, они все же служили определенными ориентирами развития.

Управление социально-экономическим  развитием России регулируется Федеральным  законом «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В  законе содержатся положения о необходимости  проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития.

Закон установил, что результаты государственного прогнозирования  социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области  социально-экономической политики государства. Наиболее важные его положения  могут и должны быть применены  для разработки прогнозов, концепций  и программ комплексного социально-экономического развития на муниципальном уровне.

Политика социально-экономического развития государства должна быть основана на взаимосвязи и взаимообусловленности  развития страны в целом, отдельных  регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач  регионального и муниципального развития. Действительно, все объекты  социальной и экономической деятельности региона дислоцируются на территории какого-то конкретного муниципального образования. Именно здесь протекают  основные процессы социально-экономического развития. Поэтому уже сформировавшиеся принципы региональной политики государства  могут служить методологической базой для решения проблем  социально-экономического развития муниципальных  образований.

Важными компонентом взаимосвязи  регионального и муниципального развития являются экологически обоснованное размещение производительных сил, разрешение противоречия между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия. Без решения этой проблемы говорить об устойчивом развитии не приходится.

Механизмом реализации задач  социально-экономического развития всей страны и отдельных территорий служат федеральные, региональные и муниципальные  целевые программы. Перечни федеральных  целевых программ социально-экономического развития регионов должны определяться при подготовке общероссийских концепций  и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов. Средства на реализацию целевых программ отражаются в соответствующих бюджетах всех уровней. Таким образом, муниципальные образования, на территории которых реализуются мероприятия федеральных и региональных целевых программ, могут получать соответствующие объемы инвестиций из федерального и регионального бюджетов.

Федеральный закон 2003 г. относит к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К вопросам местного значения муниципальных образований разных типов закон относит планирование застройки территорий, установление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль за использованием земель, экологический контроль и другие функции, необходимые для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития.

Базовым документом для  разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований  служит указ Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в  Российской Федерации» (1996 г.). В этом документе указано, что основной задачей органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Отмечено, что только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления способны успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения.

Особую роль в социально-экономическом  развитии государства и регионов играет стимулирование развития городов, располагающих крупным экономическим и научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики соответствующих субъектов РФ.

Информация о работе Экономический анализ, планирование и прогнозирование экономического развития МО