Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 04:46, контрольная работа
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.
Введение
1. Теоретические основы социально-экономического прогнозирования развития муниципального образования
2.Сущность социально-экономического прогнозирования
3.Этапы прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования
4.Необходимость стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1.
Теоретические основы
2.Сущность социально-экономического прогнозирования
3.Этапы прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования
4.Необходимость стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее
время ни одна сфера жизни общества
не может обойтись без прогнозов
как средства познания будущего. Особенно
важное значение имеют прогнозы социально-экономического
развития общества, обоснование основных
направлений экономической
Актуальность данной темы, как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.
Сложное социально-экономическое положение, сложившееся в большинстве муниципальных образований России, вызывает глубокую тревогу и служит источником напряженности, размывающей социальную базу реформ, с том числе и в сфере местного самоуправления. Особую озабоченность вызывает отсутствие четких согласованных с местным сообществом стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии на уровне местного самоуправления, эффективных механизмов их достижения.
Переход к современному качеству планового регулирования развития муниципальных образований предполагает:
Во-первых, изменение сущности планирования – из орудия административного принуждения оно превращается в инструмент научно обоснованных сбалансированных решений по достижению намеченных целей социально-экономического развития;
Во-вторых, усиление стратегического характера планирование;
В-третьих, демократизацию процесса разработки и принятия плановых документов.
Цель работы – анализ социально-экономического прогнозирования развития муниципального образования.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: изучить теоретические основы социально-экономического прогнозирования развития муниципального образования.
1. Теоретические основы
1.1 Сущность социально-
Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.
Прогнозирование имеет две
стороны или плоскости
Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.
Экономическое прогнозирование
имеет своим объектом процесс
конкретного расширенного воспроизводства
во всем его многообразии. Предметом
экономического прогнозирования является
познание возможных состояний
В основе экономического прогнозирования
лежит предположение о том, что
будущее состояние экономики
в значительной мере предопределяется
ее прошлым и настоящим
наличием не одного, а множества вариантов возможного развития;
действие экономических законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;
неполнота степени познания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации.
Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего – решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается.
Важную роль в развитии
экономического прогнозирования играет
прикладная научная дисциплина прогностика
и ее составная часть –
Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием – предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.
Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.
Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.
План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План – это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования – создать научные предпосылки для их принятия.
Таким образом, задача социально-экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.
Муниципальное образование
как сложная социально-
Управление состоянием и
управление развитием — две
Обеспечение устойчивого
социально-экономического развития муниципального
образования включает в себя ряд
взаимосвязанных и
Исходной базой для планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования является анализ внутренней и внешней среды. Анализ существующей социально-экономической ситуации в муниципальном образовании позволяет делать выводы о внутренних ресурсах, возможностях, направлениях и перспективах его социально-экономического развития.
Анализ внешних условий
развития, включая общую социально-
В основе социально-экономического
развития СССР лежали государственные
пятилетние планы, составной частью
которых были планы развития макрорегионов,
отраслей народного хозяйства, территориально-
Управление социально-
Закон установил, что результаты
государственного прогнозирования
социально-экономического развития Российской
Федерации используются при принятии
органами законодательной и
Политика социально-
Важными компонентом взаимосвязи
регионального и муниципального
развития являются экологически обоснованное
размещение производительных сил, разрешение
противоречия между развитием
Механизмом реализации задач социально-экономического развития всей страны и отдельных территорий служат федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Перечни федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов. Средства на реализацию целевых программ отражаются в соответствующих бюджетах всех уровней. Таким образом, муниципальные образования, на территории которых реализуются мероприятия федеральных и региональных целевых программ, могут получать соответствующие объемы инвестиций из федерального и регионального бюджетов.
Федеральный закон 2003 г. относит к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К вопросам местного значения муниципальных образований разных типов закон относит планирование застройки территорий, установление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль за использованием земель, экологический контроль и другие функции, необходимые для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития.
Базовым документом для разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований служит указ Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (1996 г.). В этом документе указано, что основной задачей органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Отмечено, что только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления способны успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения.
Особую роль в социально-экономическом
развитии государства и регионов
играет стимулирование развития городов,
располагающих крупным
Информация о работе Экономический анализ, планирование и прогнозирование экономического развития МО