Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:36, курсовая работа
Автомобильный транспорт является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, важным связующим звеном в экономике России. Практически нет ни одного предприятия промышленности, строительства, сельского хозяйства, которые не пользовались бы услугами автотранспорта. Велика его роль в удовлетворении потребностей населения в перевозках.
Введение…………………….……………………...………………………………...3
1.1.Структура транспортного комплекса……………………...……………….…..5
1.2. Технико-экономические характеристики автомобильного транспорта…………………………………………………………………………...6
2. Экономическая характеристика ИП «Кривоносовой А.А.»...............................8
3. Эффективность использования грузового автотранспорта на предприятии...10
4. Основные фонды автотранспортного предприятия и эффективность их использования…………………………………………………………....................16
5. Оборотные средства предприятия. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств………………………………………………………………….20
Выводы и предложения............................................................................................22
Литература……………………………………………………………......................23
МИНЕСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет: Автотранспорт в АПК
Курсовая работа
На тему: «Эффективность использования грузового автотранспорта на предприятии ИП «Кривоносовой А.А.»»
Выполнил студент
Проверил преподаватель
Зерноград 2012г.
Содержание
Введение…………………….……………………...……
1.1.Структура транспортного
комплекса……………………...……………….…..
1.2. Технико-экономические
характеристики автомобильного транспорта……………………………………………………
2. Экономическая характеристика
ИП «Кривоносовой А.А.».........................
3. Эффективность использования грузового автотранспорта на предприятии...10
4. Основные фонды
5. Оборотные средства
предприятия. Расчет
Выводы и предложения..........
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, важным связующим звеном в экономике России. Практически нет ни одного предприятия промышленности, строительства, сельского хозяйства, которые не пользовались бы услугами автотранспорта. Велика его роль в удовлетворении потребностей населения в перевозках.
Автотранспорт самый мобильный
из всех существующих видов транспорта.
Он не зависит от наличия магистральных
дорог и с его помощью
Главной задачей, стоящей перед работниками транспорта остается своевременное, качественное и полное удовлетворение народного хозяйства и населения в перевозках и повышение экономической эффективности работы отрасли. Эту задачу необходимо решать путем внедрения передового опыта, использования более совершенных технологий, прогрессивных способов перевозки грузов, а также совершенствованием систем бухгалтерского учета и контроля за деятельностью всех служб внутри предприятий.
Автомобильный транспорт играет важную роль в работе транспортно-дорожного комплекса страны. Преимуществами автомобильного транспорта являются высокая маневренность, большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с водным и железнодорожным транспортом и некоторые другие. Благодаря высокой маневренности автомобильный транспорт перевозит грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без дорогостоящих перегрузок с одного вида транспорта на другой.
Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют более быстро доставлять грузы и пассажиров, чем по водным и железнодорожным путям.
Успех или нестабильность работы предприятия зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Темпы роста объема производства и реализации услуг, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость организации.
Целью курсовой работы является закрепление
теоретических знаний, ознакомление
с приемами и способами расчета
различных технико-
Многие автотранспортные предприятия из-за снижения объемов перевозок, в связи с кризисом во второй половине 2008 года, столкнулись с проблемами выживания на рынке транспортных услуг. Следует отметить, что и в настоящее время спрос на перевозки не имеет существенных тенденций к повышению, и у автотранспортных предприятий остается актуальной проблема выживания, обостряемая конкурентной борьбой за потребителя. В этой ситуации автотранспортные предприятия должны искать новые методы повышения конкурентного статуса, что, в частности, предполагает формирование научно обоснованной методической базы, включающей соответствующие рекомендации по выбору и использованию этих методов.
Актуальность данной работы состоит в том, что на данный момент транспортные предприятия имеют большой парк грузовых автомобилей и перевозят основную часть пассажиров и грузов. От того, насколько эффективно он используется, зависит себестоимость перевозок, а следовательно, и финансовые результаты деятельности. Поэтому поиск резервов более эффективного использования грузовых машин в каждом хозяйстве имеет большое значение.
1.1. Структура транспортного комплекса
По ведомственной
- Транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе пассажиров или грузов.
- Транспорт не общего пользования (ведомственный), осуществляют, как правило, перевозку грузов, связанную с технологическим процессом производства и перевозку пассажиров своего предприятия, объединения.
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.
Автомобили на любом предприятии разделены на грузовые и специальные. К грузовому подвижному составу относят рефрижераторы, фургоны, автоцистерны. Автомобили также разделяют по роду двигателя (карбюраторные, дизельные, электрические), по грузоподъемности (особо малой, малой, средней и особо большой).
1.2. Технико-экономические характеристики автомобильного транспорта.
Сравнительная характеристика различных видов транспорта представлена в таблице 1.1
Таблица 1.1 - Характеристика видов транспорта
Вид транспорта |
Достоинства |
Недостатки |
Железнодорожный |
Независимость от климатических условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. |
Ограниченное количество перевозчиков.
Большие капитальные вложения в
производственно-техническую |
Морской |
Возможность межконтенентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоёмкость перевозок. |
Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от географических и погодных условий. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры. |
Внутренний Водный (речной) |
Высокие провозные возможности
на глубоководных реках и Низкая себестоимость |
Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки грузов. Сезонность. Недостаточная надёжность перевозок и сохранность груза. |
Автомобильный |
Высокая доступность. Возможность доставки груза «от двери до двери» Высокая маневренность, скорость доставки.
Возможность использования Высокая сохранность груза. Возможность отправки груза маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика. |
Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий. относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Недостаточная экологическая чистота. |
Воздушный |
Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надёжность. Наивысшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок. |
Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. Высокая капиталоёмкость, материало- и энергоёмкость перевозок. Зависимость от погодных условий. |
Трубопроводный |
Низкая себестоимость. Высокая производительность. Высокая сохранность груза. Низкая капиталоёмкость. |
Ограниченность видов груза (газ,
нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов).
Недостаточная доступность |
Широкое применение автотранспорта превратилось в социальную проблему, требующую скорейшего решения по следующим аспектам:
1) большая
транспортная усталость (по
2) возросший
поток автомобилей снижает
3) загазованность – самый главный недостаток
4) растущий шум
5) большое число ДТП
6) автотранспорт
создает резкую нехватку
7) постоянное повышение цен на горючее
8) себестоимость перевозки на автотранспорте намного больше, чем на железнодорожном.
Основными технико-экономическими показателями работы автомобильного транспорта является производительность автомобилей, себестоимость перевозок, расход топлива, износ шин и др. Совокупность зданий, сооружений, подвижного состава, оборудования и т.д. составляет производственно-техническую базу АТП. Производственная структура оказывает непосредственное влияние на экономику предприятия. Правильное соотношение между основными и вспомогательными цехами, рациональная структура и планировка каждого цеха и производственного участка позволяют повысить производительность труда, снизить цеховые расходы, облегчить управление работой цехов, внедрить передовую технику и технологию в производство. На примере конкретного предприятия через систему экономических показателей проведем анализ деятельности автотранспортного предприятия.
2. Экономическая характеристика ИП «Кривоносовой А.А.»
Предприятие ИП Кривоносова Анна Александровна зарегистрировано в 2006г и является малым предприятием. Оно арендует офис, стоянку и гараж для ремонта автомобилей в районном центре нашей области г.Зернограде по улице Ореховая 12. Имея хорошее территориальное расположение, индивидуальный предприниматель оказывает услуги по перевозке продуктов питания по городу, области, Краснодарскому и Ставропольскому краю. В наличии имеются собственные основные средства в виде 15 грузовых автомобилей разной грузоподъемности и балансовой стоимостью 7271900 руб. Автопарк предприятия постоянно обновляется и расширяется. Все автомобили оснащены холодильными установками для перевозки скоропортящихся продуктов. Автопарк предприятия представлен в таблице 2.1
Таблица 2.1 – Подвижной состав АТП по маркам
Автомобили |
Количество, шт. |
Грузоподъемность, т |
Год выпуска |
Газ 3309 |
1 |
3,9 |
1989 |
Автофургон Газель |
4 |
4 |
2006 |
Фургон изотермический |
4 |
3,5 |
2001 |
HYUNDAI |
3 |
7,0 |
2007 |
HYUNDAI HD-72 |
1 |
12,0 |
2006 |
IVECO |
2 |
5,7 |
2011 |
Штатный персонал предприятия составляет 25 человек.
Структурная схема управления предприятием обозначена на рисунке 1.1
Рисунок 1.1
К категории специалистов относятся заведующий гаражом, бухгалтер, оператор ПК, экспедиторы. Бухгалтер ведет всю отчетность и кадровый учет, оператор принимает и обрабатывает первичную документацию. Экспедиторы отвечают за приемку и сохранность перевозимого груза к месту доставки. Зав.гаража отвечает за охрану труда, технику безопасности, санитарную и пожарную безопасность, ведет служебное расследование и разборку ДТП. Ему непосредственно подчиняются механик и автослесарь, которые отвечают за ремонт и техническое состояние автотранспорта. Экспедиторам подчиняются водители, которые относятся к категории рабочих. Все водители специалисты 1 и 2 класса, имеют большой опыт работы, проходят предрейсовый медицинский осмотр.
3 .Эффективность использования грузового автотранспорта на предприятии.
Основными показателями, характеризующими
эффективность использования
Рассчитаем уровень
Таблица 3.1 – Исходные данные для расчета показателей эффективности использования грузового автотранспорта
Показатели |
2010г |
2011г |
Автомобиле-дни пребывания в хозяйстве, всего (АДх) в том числе: в работе (АДр) в ремонте и ожидании его (АДрем) |
4745
3588 1157 |
5475
4140 1335 |
Автомобиле-тонно-дни пребывания в хозяйстве (АТДх) |
2441850 |
2857950 |
Время пребывания автомобилей в наряде-всего (АЧн) В том числе в движении (АЧд), тыс.ч. |
28,7 25,1 |
33,1 28,9 |
Общий пробег автомобилей, всего (Lобщ), тыс.км. в том числе с грузом (Lг) |
905,6 452,8 |
956,5 478,2 |
Перевезено грузов (Q), тыс.т. |
181,8 |
187,2 |
Выполнено работ (грузооборот) (Р), тыс. ткм. |
8231 |
8956 |
Затраты по грузоперевозкам (З), тыс.руб. |
4715 |
5259 |
Оценим экономическую
эффективность использования
Среднесписочное число автомобилей.
Na=АДх/365, шт. (3.1)
где, АДх – кол-во автомобиле дней пребывания в хозяйстве. 365 – количество дней в году.
4745/365 = 13 – 2010 год. 5475/365 =15 – 2011 год.
Коэффициент технической готовности.
Ктг=(АДх-АДрем)/АДх (3.2)
где, АДрем – количество автомобиле дней пребывания транспорта в ремонте.
(4745-1157)/4745 = 0,756 – 2010 год. (5475-1335)/5475 = 0,756 – 2011 год. Коэффициент использования парка.
Ка=АДр/АДх (3.3)
где, АДр – количество автомобиле-дней пребывания транспорта в работе.
3588/4745=0,756 – 2010 год. 4140/5475=0,756 – 2011 год. | ||
Количество дней, отработанных за год одним авто.
Др=АДр/Na (3.4)
3588/13=276 – 2010 год. 4140/15=276 – 2011 год. | ||
Средняя продолжительность работы автомобиля в сутки.
tp=АЧн/АДр, ч. (3.5)
где, АЧн – время пребывания автомобилей в наряде, ч.
28700/3588=7,9 – 2010 год. 33100/4140=7,9 – 2011 год. | ||
Коэффициент использования рабочего времени.
Крв=АЧд/АЧн (3.6)
где, АЧд – время пребывания автомобилей в движении, ч.
25100/28700=0,870 – 2010 год. 28900/33100 = 0,870 – 2011 год. | ||
Среднегодовая грузоподъемность всего парка.
qn=АТДх/365 (3.7)
где, АТДх – количество автомобиле-тонно-дней пребывания в хозяйстве.
2441850/365=6690 – 2010 год. | ||
2857950/365=7830 – 2011 год. Грузоподъемность среднесписочного автомобиля.
qн=АТДх/АДх (3.8) или qн=qn/Na (3.9)
6690/13=514,6 – 2010 год. 7830/15=522 – 2011 год. | ||
Фактическая загруженность среднесписочного автомобиля.
qф=P/Lг (3.10)
где, Р – объем выполненных автомобилями работ, ткм. Lг – годовой пробег автомобилей с грузом, км.
8231/452,8=18,178 – 2010 год. 8956/478,2=18,728 – 2011 год. | ||
Коэффициент использования грузоподъемности.
Кг=qф/qн (3.11)
18,178/514,6=0,035 – 2010 год. 18,728/522=0,035 – 2011 год. | ||
Среднесуточный пробег автомобиля.
Lc.c=Lобщ/АДр (3.12)
где, Lобщ – общий пробег автомобилей, км.
905600/3588=252,3 – 2010 год. 956500/4140=174,7 – 2011 год. | ||
Среднее расстояние перевозки грузов.
l=P/Q (3.13)
где Q – объем перевезенных за год грузов, т.
8231/181,8=45,2 – 2010 год. 8956/187,2=47,8 – 2011 год. | ||
Средняя техническая скорость.
vm=Lобщ/АЧд (3.14) 905,6/25,1=36 – 2010 год. 956,5/28,9=33,09 – 2011 год. | ||
Средняя эксплуатационная скорость.
vэ=Lобщ/АЧн (3.15)
905,6/28,7=31,5 – 2010 год. 956,5/33,1=28,8 – 2011 год. | ||
Коэффициент использования пробега.
Кn=Lг/Lобщ (3.16)
452,8/905,6=0,5 – 2010 год. 478,2/956,5=0,5 – 2011 год. | ||
Производительность на среднесписочную автомобиле-тонну.
Wат = P(Q)/qn ткм (т). (3.17)
где, qn – среднегодовая грузоподъемность всего парка автомобиле-тонн.
8231000/514,6=1230 – 2010 год. (181800/514,6=27,1) – 2010 год. 8956000/522=1143 – 2011 год. (187200/522=23,9) – 2011 год. | ||
Годовая производительность 1 среднесписочного автомобиля.
Wг = P(Q)/Na ткм (т). (3.18)
181800/13=13984,6 – 2010 год. (8231000/13=633153,8) – 2010 год. 187200/15=12480 – 2011 год. (8956000/15=597066,6) – 2011 год. | ||
Дневная производительность 1 среднесписочного автомобиля.
Wдн = P(Q)/АДр ткм (т). (3.19)
181800/3588=50,6 – 2010 год. (8231000/3588=2294) – 2010 год. 187200/4140=45,2 – 2011 год. (8956000/4140=2163,2) – 2011 год. | ||
Себестоимость 1 тонно-километра.
Сткм = З/Р, руб. (3.20)
где З – все затраты по грузоперевозкам, руб. |