Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование коммерческой деятельности потребительского общества на примере Суздальского районного потребительского общества.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Изучение организации коммерческой деятельности в розничной торговле потребительской кооперации.
2. Оценка эффективности коммерческой деятельности Суздальского районного потребительского общества.
3. Разработка рекомендации по работе магазинов Суздальского райпо.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Коммерческая деятельность в розничной торговле потребительской
кооперации………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность и содержание потребительской кооперации…………………5
1.2. Организация коммерческой деятельности в сфере потребительской
Кооперации…………………………………………………………………………..7
1.3. Современные функции магазина потребительской кооперации…………9
1.4 Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности
потребительского общества…………………………………………………………11
Глава 2. Эффективность коммерческой деятельности магазинов
Суздальского районного потребительского общества……………………………..13
2.1 Краткая характеристика Суздальского райпо………………………………13
2.2 Расчет суммы дохода от торговли и от прочих видов деятельности……….16
2.3Рекомендации по безубыточной работе магазинов на основании расчетов..26
Заключение……………………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………………….32
Составляя две трети от числа всех работающих на потребительской кооперации, работники магазинов способны действительно ускорить достижение прежних объемов ее деятельности.
1.4 Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности потребительского общества
Потребительская кооперация
в значительной степени формирует
платежеспособный спрос сельского населения.
Вся социальная работа на селе направлена
на создание рабочих мест, обеспечение
занятости, то есть увеличение денежных
доходов населения, их платежеспособного
спроса. Реализуется платежеспособный
спрос при покупке товаров в магазинах,
к сожалению, не всегда в магазинах потребительской
кооперации, поэтому очень важно научиться
управлять покупательскими потоками,
направляя их в кооперативные магазины.
Это достигается:
- пропагандой товаров собственного производства и воспитанием работников, пайщиков, как лиц, приверженных кооперации;
- с помощью цен. Анализ цен конкурентов становится важной функцией управления. Следует гибко регулировать торговые надбавки. Зачастую выигрыш обеспечивает применение минимальных торговых надбавок:
- осуществлением закупок
сельскохозяйственных
- продажей хлеба. Особая
роль продажи хлеба состоит
в том, что хлеб - предмет первой
жизненной необходимости. Его
покупка осуществляется ежеднев
- организацией около магазинов выставок, ярмарок, дискотек, народных гуляний, то есть массовых мероприятий, привлекающих население;
- организацией на свободных
площадях магазинов общественны
Самый действенный способ формирования покупательских потоков создание постоянного контингента покупателей. В системе такой контингент есть. Это работники и пайщики.
Работникам следует
прививать корпоративную
- если цены высокие - сделать все, чтобы их снизить;
- если качество низкое
- закупать товары только
- контролировать, чтобы
товары продавались чистым
- сделать магазин уютным,
чистым, добиться широкого
Если работник - сам покупатель только своего магазина - это лучшая рекомендация и реклама магазину. Надо создавать общественное мнение, укреплять имидж своего магазина, воспитывать убежденность персонала, что самые лучшие магазины - магазины потребительской кооперации.
Пайщики - основные партнеры потребительского общества в хозяйственной деятельности. При правильных взаимоотношениях потребительского общества и пайщиков обеспечивается (практически гарантируется) выигрыш в конкуренции за покупателя.
Однако этому фактору конкурентоспособности не уделяется должного внимания.
Пайщиком движет, прежде всего, экономический интерес. Кооперативные выплаты - это нормальная плата за экономическое партнерство. Но необязательно, чтобы кооперативные выплаты были большими. Их размер ограничен даже Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Главное, чтобы в кооперативных выплатах была система, чтобы они производились постоянно. Тогда пайщики станут постоянными покупателями в кооперативных магазинах и потребительская кооперация в конкурентной борьбе за покупателя.
Глава 2. Эффективность коммерческой деятельности магазинов
Суздальского районного потребительского общества
2.1 Краткая характеристика Суздальского райпо
1. Материально-техническая база
Суздальское районное потребительское общество в своем составе объединяет 18 магазинов торговой площадью 681,3 кв. м. и 3 предприятия общественного питания на 64 посадочных места.
Из 20 объектов торговли 9 магазинов, столовая «Отрада» являются приемозаготовительными пунктами. Населенные пункты, где нет стационарных торговых точек, обслуживаются через автомагазин один раз в неделю. Обслуживаемое население 9259 человек, что составляет 26,6 % сельского населения района (34705 человек).
Розничный товарооборот составил 50573 тыс. руб. или 29,6 % от общего оборота сельских магазинов района (170500 тыс. руб).
В составе райпо 3 предприятия общественного питания с товарооборотом 2554 тыс. рублей или 3,6 % от общего оборота по Суздальскому району (70 млн. руб.)
Количество пайщиков на 01 ноября 2012 года – 166 человек, 9 кооперативных участков и 11 уполномоченных. Сумма паевых взносов – 452 тыс. рублей, средний паевой взнос 2722 рубля 89 копеек.
Обслуживаемые
населенные пункты: Суходол, Борисовское, Порецкое, Мордыш, Старый
Двор, Клементьево, Обращиха, Новокаменское,
Цибеево, Добрынское, Сокол, Раменье, Боголюбово,
Павловское, Лопатницы, Кутуково.
2. Виды деятельности.
1. Розничная торговля.
2. Общественное питание.
3. Сдача недвижимости в аренду.
4. Платные услуги (шиномонтаж).
Торговые предприятия райпо находятся в радиусе около 30 км от пос. Боголюбово.
На территории
Суздальского района находится 150 частных
предприятий торговли, 40 предприятий
общественного питания.
Внутренний рынок носит стабильный и устойчивый характер со слабовыраженной тенденцией роста спроса.
Род деятельности, полномочия председателя совета, права и обязанности пайщиков указаны в Уставе Суздальского районного потребительского общества.
Управление деятельностью потребительского общества осуществляется Советом Суздальского райпо. Совет, опираясь на наказы и приоритеты пайщиков определяет структуру управления и формирует штаты.
Суздальское районное потребительское общество обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условий труда и меры социальной защиты работников. Размеры оплаты труда работников установлены согласно штатному расписанию. Также ведется бухгалтерская и статистическая отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.
Расчеты с поставщиками
за поставленный товар осуществляются
за наличный расчет в кассу и в
безналичном порядке путем
По итогам работы 2012 года
объем товарооборота розничной
торговли и общественного питания
составил 50573 тыс. руб., что выше
уровня прошлого года на 11,1% . Расчетное
задание выполнено на 103,3%
Закуплено основных видов сельскохозяйственной
продукции, на сумму 3562 тыс. руб.
рост к уровню 2011 года составил
132,5%, расчетное задание выполнили на 93,1%.
Выработано предприятиями общественного
питания продукции собственного производства
на сумму 1403 тыс. руб., рост к 2011г. составил
90,9%. Средняя торговая наценка принята
в размере 17,04 %. Товарооборачиваемость
за 9 месяцев 2012 года - 17 дней.
Товароснабжение по магазинам осуществляется,
в основном на прямую от поставщиков, небольшая
часть собственным транспортом.
Организационная структура предприятия состоит из пайщиков, председателя Совета, главного бухгалтера, торговой службы (рисунок 1).
Рисунок 1. Организационная структура хозяйства.
Главный бухгалтер Торговая служба
Магазины Общественное питание
Председатель Совета занимается организационно-хозяйственной деятельностью.
Торговой деятельностью
2.2 Расчет суммы дохода от торговли и от прочих видов деятельности
Задача заключается в определении доходов, расходов и эффективности работы каждого магазина, входящего в состав ПО, а затем и каждой товарной группы, которую реализует магазин.
Наиболее простым подходом является расчет суммы дохода магазина на основе среднего уровня дохода по кооперативной организации (в данном случае — ПО) и фактического объема розничного товарооборота магазина за анализируемый период.
При распределении суммы дохода организации по магазинам в соответствии со средним уровнем исходят из величины этого уровня в целом по райпо (в моем примере уровень доходов в среднем по Суздальскому Райпо составил 20,19%) и фактического товарооборота по каждому магазину:
(1)
где — сумма дохода каждого магазина, руб.;
Например, по магазину «Продукты» с. Старый Двор сумма дохода за сентябрь составила в этом случае:
и т.д. по остальным магазинам Суздальско
(2)
где fм — удельный вес товарооборота магазина в товарообороте организации, %;
сумма доходов организации (РТП), руб.
Например, по магазину «Продукты» с. Старый Двор
и т.д. по строке 7 таблицы 1.
Однако в том случае, если структура оборота магазина и источники поступления товаров существенно отличаются от средних по кооперативной организации, ни один из этих расчетов не будет соответствовать действительности. С этой целью необходимо рассчитать средневзвешенный уровень доходов, учитывающий структуру оборота:
(3)
где — средневзвешенный уровень дохода по магазину, %;
Ут - уровень доходов по товарной группе, %;
Дт - доля товарной группы в обороте магазина, %.
Реализация этого подхода возможна при наличии в каждом магазине информации об объемах продаж по всем товарным группам, а также об уровне доходов по каждой из них.
Например, по магазину «Продукты» с. Старый Двор с учетом структуры товарооборота и уровня доходности каждой товарной группы средневзвешенный уровень дохода составил 22,37% (строка З табл. 1). В этом случае сумма доходов, которую принес магазин — 36027,5 руб. Отсюда и доля магазина в доходах Суздальского райпо составляет не 24,12%, как в первом и втором случаях, т.е. не равна доле в товарообороте. Данный показатель составил 26,73% (строка 5 табл. 1):
Результаты расчетов, приведенные в таблице 1, показывают, что при использовании метода определения дохода магазина с учетом средневзвешенного уровня (строка 2), результаты работы магазина отражаются более объективно.
При распределении доходов пропорционально доле в общем объеме оборота и по среднему уровню (стр. 6, 7) получается одинаковый результат, нивелирующий качество работы конкретного магазина.
Данная методика предполагает ведение учета продаж и доходов по райпо в целом или по его структурным подразделениям.
Таблица 1. Доходы магазинов Суздальского райпо за сентябрь
Таблица 2. Издержки обращения Суздальского райпо за сентябрь
расходы |
Старый Двор |
Клементьево |
Добрынское |
Сокол |
Прочие |
Всего | |
1 |
Розничный т/о, руб. |
161023 |
18129 |
10100 |
24833 |
453421 |
667506 |
2 |
Расходы: Оплата труда, руб. |
4551,7 |
673,3 |
318 |
1910,9 |
15685 |
23139 |
2.1. |
Отчисления с ФОТ, руб. |
1752,4 |
259,2 |
122,4 |
735,7 |
6038,8 |
8908,5 |
2.2. |
Транспортные расходы, руб. |
4700,6 |
777,1 |
227,4 |
393 |
12856 |
18954 |
2.3. |
Электроэнергия, руб. |
27 |
50,4 |
8,6 |
5,8 |
493,2 |
585 |
2.4. |
Отопление |
161,023 |
18,129 |
10,1 |
24,833 |
453,42 |
667,51 |
2.5. |
Амортизация основных средств, руб. |
144 |
787 |
102 |
248 |
3467 |
4748 |
2.6. |
ФРПК, руб. |
4025,58 |
453,23 |
252,5 |
620,83 |
11336 |
16688 |
2.7. |
Внутрихозяйс-е отчисления, руб. |
540,413 |
51,429 |
33,134 |
73,493 |
1323,1 |
2021,5 |
2.8. |
Прочие расходы, руб. |
15584,6 |
312,72 |
625,37 |
784,15 |
30925 |
48232 |
2.9. |
Расходы всего, руб. |
32487,3 |
3382,5 |
1699,5 |
4796,7 |
81577 |
123943 |
3 |
Расходы в % к обороту |
20,18 |
18,66 |
16,83 |
19,32 |
17,99 |
18,57 |