Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:08, курсовая работа
Целью данной работы является исследование явления безработицы и способов регулирования занятости в рыночной экономике.
Задачи работы:
изучить природу безработицы с точки зрения разных экономических концепций;
выявить различные методы борьбы с безработицей;
проанализировать состояние российского рынка труда;
Действительно, процесс вхождения в ВТО обещает быть очень постепенным. Господдержка сельского хозяйства будет скорее перераспределена, нежели сокращена; заградительные пошлины на иномарки старше семи лет останутся, на новые – в первые три года сократятся всего на 5%. Иностранные страховые компании смогут открывать прямые филиалы на территории России лишь через девять лет. Все это свидетельствует о том, что резких потрясений для рынка труда не будет ни через полгода, когда страна официально присоединится к международной торговой организации, ни в ближайшем будущем.
В Нижегородской области
действует целевая программа
«Содействие занятости
Реализация мероприятий Программы позволит:
- оказать содействие в трудоустройстве 298,3 тысяч человек, в том числе 99,4 тысячи человек в 2013 году;
- направить на профессиональное обучение 22,9 тысяч безработных, в том числе 7,3 тысяч человек в 2013 году;
- обеспечить трудоустройство
в рамках организации
- обеспечить временное
трудоустройство с оказанием
материальной поддержки из
- охватить услугами
по профессиональной
- оказать социальную поддержку 225 тысячам безработных граждан, в том числе 68 тысяч человек в 2013 году.
Целевыми показателями программы являются:7
Уровень безработицы в 2013 году 1%;
Численность официально зарегистрированных безработных на конец отчетного периода: на 2013 год 18000 человек;
Коэффициент напряженности на рынке труда (человек на вакансию): на 2013 год 0,5;
Доля трудоустроенных граждан от числа обратившихся в центры занятости населения в поиске подходящей работы: на 2013 год 76,5%;
Средняя продолжительность безработицы: 4 месяца.
Подводя итог по главе, следует отметить, что в Нижегородской области проблема безработицы решается активно и успешно, однако целевой показатель по средней продолжительности безработицы на 2013 год пока не достигнут.
Заключение
Современный рынок труда в России обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки, в условиях только возрождающейся экономики, спада рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы.
В экономике существует несколько различных представлений об экономической природе безработицы: с точки зрения классики снижение зарплаты стимулирует спрос на труд и, стало быть, занятость; рост зарплаты увеличивает предложение труда, но задерживает спрос. Артур Пигу, так трактовал стихийное регулирование занятости: во время депрессии снижаются занятость, зарплата, цены. Но реальная зарплата, выраженная в корзине товаров, которые можно купить, падает медленнее, чем цены, или даже сохраняется на прежнем уровне. По Кейнсу, уровень занятости – функция эффективного спроса, включающего ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции и определяющего экономическое поведение предпринимателя.
В современной экономической литературе выделяется несколько основных видов и форм безработицы. Из них нами были рассмотрены структурная, фрикционная, естественная, циклическая, сезонная, частичная, застойная, зарегистрированная и скрытая, каждой из которых была дана краткая характеристика.
Необходимость регулирования
рынка труда на современном этапе
тесно связана и особенно актуализируется
в связи с негативными
В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.
Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.
Список литературы
Приложение 1
Экономическая
активность населения
в возрасте 15-72 лет
(по данным выборочных обследований
населения по проблемам занятости
в среднем за июнь - август 2012г.)
Экономически |
В том числе |
Уровень
экономической |
Уровень
занятости, |
Уровень
безрабо- | ||
занятые |
безра- | |||||
Российская Федерация |
76407,7 |
72333,1 |
4074,7 |
68,9 |
65,2 |
5,3 |
Центральный |
20525,5 |
19914,0 |
611,5 |
70,1 |
68,0 |
3,0 |
Белгородская область |
788,3 |
759,0 |
29,4 |
65,7 |
63,2 |
3,7 |
Брянская область |
668,1 |
632,8 |
35,3 |
66,9 |
63,4 |
5,3 |
Владимирская область |
798,3 |
768,1 |
30,2 |
71,4 |
68,7 |
3,8 |
Воронежская область |
1135,8 |
1070,6 |
65,2 |
64,4 |
60,7 |
5,7 |
Ивановская область |
582,7 |
545,6 |
37,1 |
69,9 |
65,4 |
6,4 |
Калужская область |
547,5 |
528,3 |
19,2 |
69,7 |
67,3 |
3,5 |
Костромская область |
370,9 |
352,7 |
18,2 |
69,5 |
66,1 |
4,9 |
Курская область |
596,5 |
567,7 |
28,8 |
67,0 |
63,8 |
4,8 |
Липецкая область |
636,7 |
617,3 |
19,4 |
70,5 |
68,4 |
3,0 |
Московская область |
3848,7 |
3743,3 |
105,5 |
71,8 |
69,9 |
2,7 |
Орловская область |
423,1 |
401,7 |
21,5 |
66,9 |
63,5 |
5,1 |
Рязанская область |
570,7 |
544,9 |
25,8 |
63,7 |
60,9 |
4,5 |
Смоленская область |
531,9 |
502,3 |
29,6 |
70,1 |
66,2 |
5,6 |
Тамбовская область |
540,7 |
518,2 |
22,5 |
63,9 |
61,2 |
4,2 |
Тверская область |
732,2 |
695,2 |
37,1 |
69,9 |
66,3 |
5,1 |
Тульская область |
809,8 |
781,8 |
28,0 |
67,2 |
64,9 |
3,5 |
Ярославская область |
706,9 |
686,3 |
20,5 |
69,0 |
67,0 |
2,9 |
г.Москва |
6236,6 |
6198,3 |
38,2 |
73,6 |
73,2 |
0,6 |
Северо-Западный |
7561,9 |
7251,2 |
310,7 |
71,1 |
68,1 |
4,1 |
Республика Карелия |
360,3 |
335,3 |
24,9 |
66,8 |
62,2 |
6,9 |
Республика Коми |
537,6 |
498,4 |
39,3 |
71,0 |
65,8 |
7,3 |
Apxaнгельская область |
657,6 |
619,2 |
38,4 |
66,9 |
63,0 |
5,8 |
в том числе |
22,4 |
20,8 |
1,5 |
69,6 |
64,8 |
6,9 |
Вологодская область |
665,4 |
625,4 |
40,0 |
70,9 |
66,7 |
6,0 |
Калининградская область |
518,8 |
484,0 |
34,9 |
69,5 |
64,8 |
6,7 |
Ленинградская область |
932,8 |
903,7 |
29,1 |
71,7 |
69,5 |
3,1 |
Мурманская область |
507,9 |
469,5 |
38,3 |
74,3 |
68,7 |
7,5 |
Новгородская область |
341,3 |
324,0 |
17,4 |
69,0 |
65,5 |
5,1 |
Псковская область |
370,0 |
348,2 |
21,8 |
69,5 |
65,4 |
5,9 |
г.Санкт-Петербург |
2670,1 |
2643,4 |
26,7 |
72,9 |
72,1 |
1,0 |
Южный |
7124,8 |
6717,6 |
407,2 |
66,6 |
62,8 |
5,7 |
Республика Адыгея |
215,2 |
199,8 |
15,4 |
63,1 |
58,6 |
7,1 |
Республика Калмыкия |
146,6 |
130,8 |
15,8 |
68,2 |
60,8 |
10,8 |
Краснодарский край |
2669,0 |
2542,3 |
126,7 |
66,5 |
63,4 |
4,7 |
Астраханская область |
528,7 |
491,9 |
36,8 |
68,0 |
63,3 |
7,0 |
Волгоградская область |
1363,4 |
1291,3 |
72,1 |
67,4 |
63,8 |
5,3 |
Ростовская область |
2201,8 |
2061,5 |
140,3 |
66,2 |
62,0 |
6,4 |
Северо-Кавказский |
4435,5 |
3860,1 |
575,4 |
64,9 |
56,5 |
13,0 |
Республика Дагестан |
1263,1 |
1120,1 |
143,0 |
63,8 |
56,6 |
11,3 |
Республика Ингушетия |
251,9 |
132,2 |
119,7 |
68,4 |
35,9 |
47,5 |
Кабардино-Балкарская |
433,7 |
408,7 |
25,0 |
62,6 |
59,0 |
5,8 |
Карачаево-Черкесская |
212,3 |
194,2 |
18,1 |
66,0 |
60,3 |
8,5 |
Республика
Северная |
351,4 |
332,0 |
19,5 |
66,6 |
62,9 |
5,5 |
Чеченская Республика |
523,1 |
347,9 |
175,2 |
62,7 |
41,7 |
33,5 |
Ставропольский край |
1399,9 |
1324,9 |
75,0 |
66,3 |
62,8 |
5,4 |
Приволжский |
16270,3 |
15424,2 |
846,2 |
69,3 |
65,7 |
5,2 |
Республика Башкортостан |
2062,4 |
1932,2 |
130,2 |
66,4 |
62,2 |
6,3 |
Республика Марий Эл |
369,4 |
349,8 |
19,6 |
67,5 |
63,9 |
5,3 |
Республика Мордовия |
462,1 |
441,2 |
20,9 |
70,8 |
67,6 |
4,5 |
Республика Татарстан |
2092,8 |
2011,6 |
81,3 |
71,4 |
68,6 |
3,9 |
Удмуртская Республика |
862,3 |
811,9 |
50,4 |
72,9 |
68,6 |
5,8 |
Чувашская Республика |
674,9 |
636,2 |
38,7 |
68,0 |
64,1 |
5,7 |
Пермский край |
1434,8 |
1345,4 |
89,4 |
68,5 |
64,3 |
6,2 |
Кировская область |
756,2 |
702,2 |
54,0 |
69,7 |
64,7 |
7,1 |
Нижегородская область |
1858,1 |
1749,6 |
108,5 |
71,6 |
67,4 |
5,8 |
Оренбургская область |
1116,6 |
1061,4 |
55,3 |
67,9 |
64,6 |
4,9 |
Пензенская область |
747,4 |
710,0 |
37,4 |
68,9 |
65,5 |
5,0 |
Самарская область |
1760,9 |
1709,7 |
51,2 |
69,9 |
67,9 |
2,9 |
Саратовская область |
1365,3 |
1293,5 |
71,8 |
67,2 |
63,7 |
5,3 |
Ульяновская область |
707,1 |
669,6 |
37,4 |
68,5 |
64,9 |
5,3 |
Уральский |
6745,2 |
6359,3 |
385,9 |
70,2 |
66,1 |
5,7 |
Курганская область |
467,9 |
432,8 |
35,1 |
64,0 |
59,2 |
7,5 |
Свердловская область |
2421,1 |
2295,6 |
125,5 |
70,4 |
66,8 |
5,2 |
Тюменская область |
1937,6 |
1835,1 |
102,5 |
71,5 |
67,7 |
5,3 |
в том числе: |
903,9 |
852,9 |
51,0 |
73,6 |
69,4 |
5,6 |
Ямало-Ненецкий |
331,5 |
319,4 |
12,1 |
76,2 |
73,4 |
3,6 |
Челябинская область |
1918,6 |
1795,8 |
122,8 |
70,2 |
65,7 |
6,4 |
Сибирский |
10189,2 |
9482,7 |
706,5 |
67,0 |
62,4 |
6,9 |
Республика Алтай |
104,7 |
92,0 |
12,7 |
68,4 |
60,1 |
12,1 |
Республика Бурятия |
456,9 |
420,7 |
36,2 |
62,8 |
57,8 |
7,9 |
Республика Тыва |
127,2 |
101,1 |
26,2 |
56,7 |
45,1 |
20,6 |
Республика Хакасия |
279,0 |
252,8 |
26,2 |
66,8 |
60,6 |
9,4 |
Алтайский край |
1257,0 |
1184,9 |
72,1 |
64,7 |
61,0 |
5,7 |
Забайкальский край |
538,6 |
481,0 |
57,6 |
63,5 |
56,7 |
10,7 |
Красноярский край |
1566,9 |
1487,3 |
79,5 |
68,7 |
65,2 |
5,1 |
Иркутская область |
1328,2 |
1228,4 |
99,8 |
68,8 |
63,6 |
7,5 |
Кемеровская область |
1470,1 |
1366,2 |
103,9 |
66,9 |
62,2 |
7,1 |
Новосибирская область |
1444,3 |
1368,7 |
75,6 |
69,5 |
65,9 |
5,2 |
Омская область |
1113,7 |
1046,9 |
66,8 |
70,7 |
66,4 |
6,0 |
Томская область |
502,6 |
452,7 |
49,9 |
60,6 |
54,6 |
9,9 |
Дальневосточный |
3555,2 |
3324,0 |
231,2 |
69,4 |
64,9 |
6,5 |
Республика Саха (Якутия) |
498,1 |
462,8 |
35,4 |
69,4 |
64,5 |
7,1 |
Камчатский край |
199,3 |
187,3 |
12,0 |
71,3 |
67,0 |
6,0 |
Приморский край |
1091,8 |
1017,5 |
74,3 |
68,5 |
63,8 |
6,8 |
Хабаровский край |
788,4 |
735,5 |
52,9 |
70,2 |
65,5 |
6,7 |
Амурская область |
458,3 |
434,7 |
23,5 |
67,7 |
64,2 |
5,1 |
Магаданская область |
102,5 |
99,3 |
3,3 |
77,8 |
75,3 |
3,2 |
Сахалинская область |
292,7 |
272,0 |
20,8 |
71,3 |
66,2 |
7,1 |
Еврейская авт.область |
91,9 |
84,0 |
8,0 |
63,1 |
57,7 |
8,7 |
Чукотский авт.округ |
32,0 |
31,0 |
1,1 |
83,9 |
81,1 |
3,3 |
1 Бабкина З.В., Макарова И.К. Занятость, предпринимательство и профессиональная подготовка в условиях рынка труда. Изд. 3-е доп. – М., 2010. – 278 с.
2 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: учебник для вузов. Изд. 2-е доп.– М.: ЮНИТИ, 2011. – 312 с.
3 http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ
4 http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ
5 http://www.czn.nnov.ru/main/
6 http://www.czn.nnov.ru/main/
7 Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Нижегородской области на 2011-2013 годы» утверждена приказом управления ГСЗН Нижегородской области от 16.02.2011 № 16
Информация о работе Системный анализ проблемы занятости (безработицы)