Характеристика типовых задач математического моделирования и подходов к их решению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методов решения задач математического моделирования на примере задач планирования производства и транспортной задачи.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучение теоретической части материала.
2. Создание математических моделей задач планирования производства и транспортных задач
3. Решение задачи планирования производства аналитическим и программным методами.
4. Решение транспортной задачи различными методами и программным способом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Определение основных понятий математического моделирования и характеристика этапов создания математической модели
1.2 Характеристика типовых задач математического моделирования и подходов к их решению
1.3 Определение и характеристика линейного программирования
1.4 Характеристика симплекс-метода как основного аппарата решения задач линейного программирования
1.5 Основные этапы, особенности и методы решения транспортной задачи
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Составление математической модели задачи планирования производства
2.2 Решение задачи планирования производства геометрическим способом
2.3 Решение задачи планирования производства симплекс-методом
2.4 Решение задачи планирования производства с помощью табличного процессора MS Excel
2.5 Составление математической модели транспортной задачи
2.6 Нахождение опорного плана транспортной задачи методом северо-западного угла
2.7 Нахождение опорного плана транспортной задачи методом наименьшего элемента
2.8 Решение транспортной задачи методом потенциалов
2.9 Решение транспортной задачи при помощи табличного процессора Excel
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 1,010.50 Кб (Скачать файл)

Пусть Хij – количество груза, отправляемого с базы Аi в пункт Вj.

Целевая функция:

 


Таблица 2.5.1

Исходная таблица

Пункт направления

В1

В2

В3

В4

В5

Запасы, аi

A1

2

10

15

14

4

150

A2

3

7

12

5

8

170

A3

21

18

6

13

16

260

Потребности

100

90

160

150

80

580


 

Ограничения:

 


 

2.6 Нахождение опорного плана транспортной задачи методом северо-западного угла

 

Используя метод северо-западного угла, построим первый опорный план транспортной задачи (Табл. 2.6.1).

 

Таблица 2.6.1

Пункт направления

B1

B2

B3

B4

B5

Запасы

A1

2[100]

10[50]

15

14

4

150

A2

3

7[40]

12[130]

5

8

170

A3

21

18

6[30]

13[150]

16[80]

260

Потребности

100

90

160

150

80

580


 

В результате получен первый опорный план, который является допустимым, так как все грузы из баз вывезены, потребность магазинов удовлетворена, а план соответствует системе ограничений транспортной задачи.

2. Подсчитаем число занятых клеток таблицы, их 7, а должно быть m + n - 1 = 7. Следовательно, опорный план является невырожденным.

Значение целевой функции для этого опорного плана равно:

 

F(x) = 2*100 + 10*50 + 7*40 + 12*130 + 6*30 + 13*150 + 16*80 = 5950

 

2.7 Нахождение опорного плана транспортной задачи методом наименьшего элемента

 

Используя метод наименьшего элемента, построим первый опорный план транспортной задачи (Табл. 2.7.1).

 

Таблица 2.7.1

Пункт направления

B1

B2

B3

B4

B5

Запасы

A1

2[100]

10

15

14

4[50]

150

A2

3

7[20]

12

5[150]

8

170

A3

21

18[70]

6[160]

13

16[30]

260

Потребности

100

90

160

150

80

580


 

В результате получен первый опорный план, который является допустимым, так как все грузы из баз вывезены, потребность магазинов удовлетворена, а план соответствует системе ограничений транспортной задачи.

2. Подсчитаем число занятых клеток таблицы, их 7, а должно быть m + n - 1 = 7. Следовательно, опорный план является невырожденным.

Значение целевой функции для этого опорного плана равно:

 

F(x) = 2*100 + 4*50 + 7*20 + 5*150 + 18*70 + 6*160 + 16*30 = 3990

2.8 Решение транспортной задачи методом потенциалов

 

Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.

 

Таблица 2.8.1

 

v1=2

v2=10

v3=15

v4=22

v5=25

u1=0

2[100]

10[50]

15

14

4

u2=-3

3

7[40]

12[130]

5

8

u3=-9

21

18

6[30]

13[150]

16[80]


 

Опорный план не является оптимальным, так как существуют оценки свободных клеток, для которых ui + vi > cij (Табл. 2.8.1).

Выбираем максимальную оценку свободной клетки (1;5): 4

Для этого в перспективную клетку (1;5) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки «-», «+», «-» (Табл. 2.8.2).

 

Таблица 2.8.2

Пункт направления

B1

B2

B3

B4

B5

Запасы

A1

2[100]

10[50][-]

15

14

4[+]

150

A2

3

7[40][+]

12[130][-]

5

8

170

A3

21

18

6[30][+]

13[150]

16[80][-]

260

Потребности

100

90

160

150

80

580


 

Цикл приведен в таблице (1,5; 1,2; 2,2; 2,3; 3,3; 3,5;).

Из грузов хij стоящих в минусовых клетках, выбираем наименьшее, т.е.

 

у = min (1, 2) = 50

 

Прибавляем 50 к объемам грузов, стоящих в плюсовых клетках и вычитаем 50 из Хij, стоящих в минусовых клетках. В результате получим новый опорный план (Табл. 2.8.3).

 

Таблица 2.8.3

Пункт направления

B1

B2

B3

B4

B5

Запасы

1

2[100]

10

15

14

4[50]

150

2

3

7[90]

12[80]

5

8

170

3

21

18

6[80]

13[150]

16[30]

260

Потребности

100

90

160

150

80

580


 

Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.

 

Таблица 2.8.4

 

v1=2

v2=-11

v3=-6

v4=1

v5=4

u1=0

2[100]

10

15

14

4[50]

u2=18

3

7[90]

12[80]

5

8

u3=12

21

18

6[80]

13[150]

16[30]


 

Опорный план не является оптимальным, так как существуют оценки свободных клеток, для которых ui + vi > cij (Табл. 2.8.4).

Выбираем максимальную оценку свободной клетки (2;1): 3

Для этого в перспективную клетку (2;1) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки «-», «+», «-» (Табл. 2.8.5).

 

Таблица 2.8.5

Пункт направления

B1

B2

B3

B4

B5

Запасы

A1

2[100][-]

10

15

14

4[50][+]

150

A2

3[+]

7[90]

12[80][-]

5

8

170

A3

21

18

6[80][+]

13[150]

16[30][-]

260

Потребности

100

90

160

150

80

 

Цикл приведен в таблице (2,1; 2,3; 3,3; 3,5; 1,5; 1,1;).

Из грузов хij стоящих в минусовых клетках, выбираем наименьшее, т.е. у = min (3, 5) = 30. Прибавляем 30 к объемам грузов, стоящих в плюсовых клетках и вычитаем 30 из Хij, стоящих в минусовых клетках. В результате получим новый опорный план (Табл. 2.8.6).

 

Таблица 2.8.6

Пункт направления

B1

B2

B3

B4

B5

Запасы

A1

2[70]

10

15

14

4[80]

150

A2

3[30]

7[90]

12[50]

5

8

170

A3

21

18

6[110]

13[150]

16

260

Потребности

100

90

160

150

80

580


 

Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.

 

Таблица 2.8.7

 

v1=2

v2=6

v3=11

v4=18

v5=4

u1=0

2[70]

10

15

14

4[80]

u2=1

3[30]

7[90]

12[50]

5

8

u3=-5

21

18

6[110]

13[150]

16


 

Опорный план не является оптимальным, так как существуют оценки свободных клеток, для которых ui + vi > cij (Табл. 2.8.7).

Выбираем максимальную оценку свободной клетки (2;4): 5

Для этого в перспективную клетку (2;4) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки «-», «+», «-» (Табл. 2.8.8).

 

 

Таблица 2.8.8

Пункт направления

B1

B2

B3

B4

B5

Запасы

A1

2[70]

10

15

14

4[80]

150

A 2

3[30]

7[90]

12[50][-]

5[+]

8

170

A 3

21

18

6[110][+]

13[150][-]

16

260

Потребности

100

90

160

150

80

580

Информация о работе Характеристика типовых задач математического моделирования и подходов к их решению