Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:39, курсовая работа
Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя параграфы, заключения, приложений и библиографического списка. В каждой из глав я старалась показать понятие и сущность бюджетного федерализма, отличительные черты, проблемы, показать, что Россия старается следовать по пути развития германской модели бюджетного федерализма, понять на каких принципах основывается бюджетный федерализм. Поэтапно рассмотреть формирование бюджетного федерализма в России, а также рассмотреть особенности межбюджетных отношений в Чувашской Республике. Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма.
Введение………………………………………………………………....................3-4
Глава 1. Сущность бюджетного федерализма и его модели……………………5-7
Проблемы бюджетного федерализма: вертикальное и горизонтальное выравнивание…………………………………………………………………….7-10
Модели бюджетного федерализма………………………………………..10-14
1.3. Бюджетный федерализм в России………………………………………..15-18
Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в Чувашской Республике.
2.1. Характеристика Чувашской Республики………………………………….24-26
2.2. Анализ системы планирования бюджетных расходов в Чувашской Респуб-лике ……………………………………………………………………………....26-28
Глава 3. Критерии и направления совершенствования межбюджетных отноше-ний…...33-36
Заключение………………………………………………………………………37-39
Список использованной литературы……………………………………
Менее всего в процентном отношении исполнены статьи по жилищно-коммунальному хозяйству и по охране окружающей среды как для 2009, так и для 2010 г. высокие показатели исполнения характерны для национальной безопасности и здравоохранения.
В целом современное состояние расходной части бюджета соответствует проводимой бюджетной политике субъекта РФ и оценивается как стабильное, создающее прочную основу для динамичного социально-экономического роста, характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на социально-культурную сферу при повышении качества оказываемых социальных услуг, концентрацией инвестиционных ресурсов на реализации приоритетных инвестиционных проектов и программ, совершенствованием бюджетного планирования и формированием новых межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
Правительство Российской Федерации снова включило Чувашскую Республику в число лидеров-регионов, достигших наилучших показателей по уровню эффективности деятельности, имеющих наименьшую долю неэффективных расходов. Рейтинговое агентство Moody's по итогам 2009 года в очередной раз подтвердило кредитный рейтинг Чувашской Республики на уровне Ва2 по международной шкале, на уровне Аа2.ru - по национальной шкале с прогнозом "стабильный". За 2009 год, как и за 2008 год, Чувашская Республика занимает 6 место в России.
Согласно оценке
Министерства финансов Российской Федерации
качество управления региональными
финансами в Чувашской Республи
Антикризисные
меры, реализованные Кабинетом
Глава 3. Критерии и направления совершенствования межбюджетных отношений.
3.1. Критерии совершенствования межбюджетных отношений.
Так как задача
бюджетного регулирования в конечном
итоге это формирование среды
для развития регионов и повышения
качества жизни населения, то пути его
совершенствования логично
· экономическое развитие;
· развитие человеческого потенциала;
· развитие инфраструктуры;
· развитие территорий;
· эффективное
управление государственной и
На основании
этой идеи разработан перечень критериев,
в соответствии с которыми будут
оцениваться эффективность
Равное развитие всех муниципалитетов в принципе невозможно из-за изначально отличающегося потенциала и характеристик. Поэтому данный критерий имеет трендовую окраску, которую можно определить как «политика, направленная на выравнивание качества жизни в муниципалитетах». Регионы продолжают оставаться разными по уровню развития. Понятие «равномерного развития» рассматривается как формирование в муниципалитетах приблизительно равных условий для реализации местного потенциала.
2. Социальная
справедливость бюджетной
3. Отсутствие
дотационных областей и
4. Политика стимулирования
использования потенциала
3.2.Направления
совершенствования
Проанализировав сложившуюся ситуацию в Чувашской Республике, можно предложить некоторые способы регулирования межбюджетных отношений в целях повышения конкурентоспособности Чувашской Республики:
1. Увеличение доходной части регионального бюджета.
На сегодняшний момент получение консультации по вопросам налогообложения сопряжено со значительными потерями времени в бюрократизированной бюджетной системе. Необходимо повысить доступность информации о налогообложении, уменьшив её формальность и увеличив количество конкретных примеров из налоговой практики.
Создание сервера доступной информации по налогообложению позволит повысить налоговую активность населения и коммерческих предприятий.
Создание Интернет портала по вопросам налогообложения и налоговой политики поможет частным предпринимателям сформировать наиболее эффективную стратегию развития с учётом нынешнего и грядущего налогового бремени.
2. Решение вопроса
самообеспеченности
Для повышения эффективности инвестиций провести конкурс между муниципалитетами по выявлению источников возможной прибыльности, где муниципалитеты сами должны проанализировать сложившуюся ситуацию и представить наиболее инвестиционно привлекательные сферы, отдача от вложений в которые будет максимальна, и в дальнейшем позволит сформировать собственный источник прибыли муниципалитета.
Нужно учесть возможность
нежелания дотационных
Наиболее важным пунктом в работе по вопросу дотационных муниципалитетов станет учёт угроз уклонения муниципалитетов от перехода в статус самообеспечения. Для большинства муниципалитетов, положение дотационного муниципального образования является не проблемой, а жизненной стратегией, так как дотационность их устраивает. Тогда очевидным способом повышения качества межбюджетных отношений становится отказ от целевых программ в отношении некоторых муниципалитетов.
В силу климатических особенностей некоторые регионы России всегда будут затратными, а формирование в них грамотной инфраструктуры для формирования экономической активности - сверхзатратным. Иными словами, издержки по «поднятию» этих муниципалитетов будут слишком превышать прибыли от их выхода из дотационного положения. Целевые инвестиции на развитие в такие территории являются растратой бюджетных средств, так как даже для формирования минимальной эффективности затраты в такие муниципалитеты должны быть колоссальны, а последующая прибыльность - не гарантирована. Наиболее адекватная политика в плане таких территорий - это акцент на социальную справедливость и социальную ответственность государства. В некоторых случаях иждивенчество муниципалитетов более эффективное вложение средств, чем развертывание программ по повышению их экономической активности.
3. Установление
фонда финансовой поддержки
Создание фонда финансовой поддержки на уровне района приведёт к тому, что решение проблем муниципалитетов будет проходить значительно быстрее и менее затратно.
4. Ориентир на
городской округ даёт
5. Законодательное
установление методики расчета
трансфертов. В соответствии с
рекомендациями министерства
6. Запуск системы
определения бюджетной
Таким образом, формирование комплексной стратегии, основанной на работе с дотационными регионами, развитии связей с общественностью, установление ориентации на городские округа и мониторинга эффективности бюрократического аппарата могут повысить эффективность межбюджетных отношений с точки зрения их стимулирующего влияния на развитие региона в целом. Пути совершенствования межбюджетных отношений должны рассматриваться в первую очередь как сфера, обеспечивающая социальную справедливость на основании стимулирования экономического развития. Подобное восприятие бюджетных отношений является конструктивным с позиции развития региона по законам здоровой конкуренции. Конкурентная ориентация бюджета означает необходимость точной оценки упущенной выгоды от вложения денег в неперспективный регион и вложения в перспективный регион, так как в некоторых случаях значительно выгоднее поддерживать муниципалитет на иждивении, так как это окупается вложениями в прибыльные сферы.
Прозрачность налоговой политики является не менее важным критерием позитивной эволюции межбюджетных отношений, так как осознанное восприятие направления налоговых сборов и их специфики позволяет не только увеличить доход бюджета от налоговых сборов, но и грамотно построить свою стратегию частным предпринимателям, крупным компаниям и рядовым гражданам, что в конечном итоге поспособствует экономическому росту.
Политика борьбы
с коррумпированностью
Наиболее успешный вариант развития межбюджетных отношений - это рост их прозрачности и здравая оценка рисков.
Заключение.
Бюджетный федерализм жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов, разностью в их развитии.
С одной стороны бюджетный федерализм - частный случай общего понятия федерализма и, с другой стороны - верхний уровень межбюджетных отношений, то есть отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, без участия муниципальных образований. Поэтому принципами бюджетного федерализма являются как принципы федерализма, закрепленные в Конституции РФ, так и принципы межбюджетных отношений, установленные Бюджетным кодексом.
Управляемая государством система межбюджетных отношений (в том числе и система отношений в сфере бюджетного федерализма), должна нормально функционировать таким образом, чтобы Российская Федерация и субъекты РФ имели достаточно финансовых ресурсов для осуществления возложенных на них функций.
Необходимо так строить отношения в сфере бюджетного федерализма, создать такие условия субъектам Российской Федерации, чтобы вхождение субъектов в федерацию было выгодным, привлекательным и не нарушало самостоятельность субъектов (принцип самостоятельности бюджетов). Для этого необходимо чётко законодательно разграничить расходы, обеспечить субъекты РФ собственными доходами в той мере, в какой они нуждаются, чтобы профинансировать все свои расходы. И выделять финансовую помощь из федерального бюджета только действительно нуждающимся субъектам РФ в целях горизонтального выравнивания для обеспечения примерно одинакового уровня жизни населения на всей территории России.
Информация о работе Бюджетный федерализм в условиях современной России