Внешнеэкономическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 15:50, доклад

Краткое описание

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет внешнеэкономическую политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами. Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста.

Вложенные файлы: 1 файл

Нужно.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности представляет внешнеэкономическую  политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и  развитие экономических отношений  с другими странами. Внешнеэкономическая  политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, социально-экономической  политикой, проводимой государством, с  другой - задачами экономического роста. Отсюда, целями внешнеэкономической  политики являются:

- обеспечение взаимовыгодного  сотрудничества с другими странами;

- поддержание конкурентоспособности  отечественных производителей на  мировом рынке;

- обеспечение экономической безопасности  страны;

- обеспечение сбалансированности  торгового и платежного балансов  страны.

Активизация внешнеэкономической  политики обусловлена интернационализацией хозяйственных связей и научно-техническим  процессом. В этом же направлении  действуют и такие факторы, как-то:

- обострение конкурентной борьбы  на мировом рынке;

- дестабилизация валютных курсов, возросшее неравновесие платежных  балансов;

- внешние долги, особенно развивающихся  стран.

Государственное регулирование внешнеэкономических  связей осуществляется с помощью  широкого круга мер, число которых  постоянно растет. Объясняется это тем, что расширение международных экономических связей той или иной страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда, ограждении национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке.

Цели и принципы внешнеэкономической  политики государства.

Основные цели, задачи, принципы и  инструменты государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности». К важнейшим  целям государственного регулирования  относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в  России рыночной экономики; создание условий  доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством  оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических  интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической политики внешней и общей экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение имеет четкое разграничение  компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции Центра должны находиться такие важнейшие вопросы: разработка федеральных программ, защита экономического суверенитета страны в целом, ее отдельных субъектов, разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД, подготовка и заключение международных договоров, контроль за их соблюдением, организация деятельности торгпредства РФ за рубежом, формирование и использование золотовалютных резервов РФ, определение порядка купли-продажи отдельных товарных групп, разработка платежного баланса РФ.Субъекты РФ правомочны: осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству, контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы, заключать соглашения по сотрудничеству с субъектами зарубежных федеративных государств, иметь своих сотрудников в торговых представительствах РФ за рубежом.

Главная стратегическая задача внешнеэкономической  политики любой страны состоит в  обеспечении благоприятных условий  в сфере ВЭД для эффективного развития отечественного бизнеса. Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального  экономического развития, здесь действуют  и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической  жизни. Во внешнеэкономической политике проявляются противоречивое взаимодействие двух основных тенденций в развитии современных международных экономических  отношений – с одной стороны, гармонизации развития этих отношений, а с другой – обострения конкурентной борьбы на международной арене.В связи с этим во внешнеэкономической политике реализуются два основных ее направления: протекционизм и либерализация внешнеэкономической деятельности. Протекционизм состоит в защите отечественного бизнеса и внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции (пассивный аспект протекционизма) и/или поддержке отечественного бизнеса в его экспансии на рынках зарубежных государств (активный аспект протекционизма). Либерализация связана со снятием всевозможных видов барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Обычно понятие либерализации ВЭД связывается с понятием открытости национальных экономик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы, регулирующие ВЭД России.

Органы регулирования можно  разделить на органы общей компетенции  и специальные. К первым относятся  Президент, Федеральное собрание, Правительство  России. Центральным государственным  органом регулирования ВЭД является Министерство экономического развития и торговли, которое отвечает за разработку и проведение единой государственной  социально-экономической политики в целом, определяет и разрабатывает  эффективные методы развития экономики, организует и координирует инвестиционную политику, организует разработку и  контролирует выполнение федеральных  программ. В систему Министерства входят: Внешнеэкономические объединения, Всероссийская академия внешней  торговли, Всероссийский научно-исследовательский  конъюнктурный институт, Объединение  информационного обеспечения и  автоматизированной обработки данных. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных в регионах. В структуре Министерства важное место занимают торговые представительства  за рубежом. Кроме того, регулирование  некоторых вопросов находится в  ведении таких органов, как Министерство финансов, Центральный банк, Министерство науки и технологий, Государственный  таможенный комитет. К организациям, содействующим внешнеэкономической  деятельности относится Торгово-промышленная палата и ее представительства за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы государственного регулирования

Используемые государством методы регулирования внешнеторговой деятельности можно классифицировать следующим  образом:

Экономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим  приграничной торговли, специальные  льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие  экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).

Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные (запрет экспорта и импорта отдельных  товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для таможни, контроль импортных цен, система методов  определения таможенной стоимости  товаров, определения стран происхождения  товаров) валютный контроль (система  уполномоченных банков – агентов  валютного контроля, паспорт сделки).

Торгово-политические: создание благоприятных  условий для доступа на внешний  рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие в  международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО), программирование ВЭД (федеральные  программы, региональные программы, отраслевые программы), разработка ответных мер  по защите экономических интересов  РФ), содействие развитию ВЭД (организация  выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций), рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таможенно-тарифное регулирование

Таможенно-тарифное регулирование  основано на применении импортного и  экспортного тарифа. Таможенный тариф  – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования  взаимосвязей внутреннего и мирового рынка

Импортный таможенный тариф (систематизированный  перечень товаров, облагаемых при ввозе  таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования  экспорта. Его применяют отдельные  страны, обладающие исключительными  природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых  рынках. Экспортные пошлины в ряде случаев способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения  государством дополнительных валютных поступлений. Однако применение экспортных пошлин к тем или иным экспортным товарам может осуществляться государством не только в целях получения дополнительных доходов в инвалюте, но и как  средство ограничения вывоза определенных групп товаров, что в настоящее  время характерно практически для  большинства бывших субъектов бывшего  СССР.

Использование таможенного тарифа в целях регулирования внешней  торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые  приводят к удорожанию товара и тем  самым делают его менее конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой  уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые  ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями  правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных  условий.

К другим средствам регулирования ВЭД на основе таможенного тарифа можно отнести следующие: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года); лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства. Что касается метода оценки таможенной стоимости товара, от которого зависит размер пошлины, и правил определения страны происхождения товара (в целях получения тарифных преференций), то по методике всемирной торговой организации они относятся к нетарифным методам (так называемая вторая группа – административные импортные формальности) регулирования, хотя по нашему законодательству включаются в группу методов тарифного регулирования. Изменение в тарифы вносятся как по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, так и на основе многочисленных предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нетарифное регулирование 

Нетарифные методы регулирования  ВТД часто ассоциируют с чисто  административными ограничениями, запретами и контролем. Однако по международным нормам, в частности  Всемирной Торговой Организации (ВТО), к ним относятся и экономические ограничительные методы, т.е. практически все методы, не относящиеся к таможенно-тарифным методам

Нетарифное регулирование  – комплекс административных и экономических  мер (помимо таможенного тарифа) ограничительно запретительного и контрольного характера, препятствующих ввозу иностранных  товаров на внутренний рынок с  целью протекционистской практики, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и  национальной безопасности, а также  вывозу товаров, исходя из интересов  национальной безопасности и международных  обязательств РФ.

Рассмотрим действующие  в настоящее время нетарифные методы более подробно. К ним относятся  такие экономические методы, как:

1. Налоговые, или паратарифные, методы – все виды платежей при таможенном оформлении сделки помимо таможенных пошлин (которые в сумме по отдельным товарам могут превышать размер пошлины):

Налог на добавленную стоимость  взимается в размере 20% с импортируемых  на территорию РФ товаров. Не облагается НДС товарный вклад в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, а также безвозмездная  и гуманитарная помощь. По экспорту НДС облагаются посреднические операции (фирм, не производящих данные товары). НДС начисляется на сумму таможенной стоимости, пошлины и акциза (если товар подакцизный).

Акцизы – как форма  государственного налога взимаются  с импортных товаров, перечень которых  устанавливается в законодательном  порядке (около 40 товаров): алкогольные, табачные, ювелирные изделия, автомобили и др. Ставки акцизов дифференцированы по товарам и устанавливаются  в процентах от фактурной стоимости (10-70%) или в ЭКЮ. Подакцизными является также часть экспортных товаров.

Таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление груза. Их размер, например, при импорте товаров  – 0,15% их таможенной стоимости (0,1% в  рублях и 0,05% в валюте контракта). Помимо стандартного таможенного сбора  могут взиматься в необходимых  случаях таможенные сборы за хранение, таможенное сопровождение товаров  и др.

2.Валютные (экономические,  в отличие от контрольных) методы  включают в себя:

Валютный курс – один из важных инструментов регулирования  ВТД. Девальвация российского рубля  почти в четыре раза резко усилила  позиции российских экспортеров  и одновременно отрицательно сказалась  на импорте, от чего выиграли российские производители.

Обязательная продажа  экспортерами 75% валютной выручки –  существенный фактор функционирования валютного рынка, выступающего составным  элементом рыночного механизма  ВТД.

Санкции, предусматривающие  возврат в доход государства  незаконно переведенных за границу  вылютных средств при проведении импортных операций (например, импортер обязан зачислять на счет в своем уполномоченном банке рублевый эквивалент платежей по импорту).

3.Стимулирующие экспорт:  обеспечение кредитования, гарантии  и страхование кредитов, субсидирование  экспорта. Стимулирование экспорта  предполагает в первую очередь создание системы кредитования и страхования экспорта и предоставления государственных гарантий при одновременном возобновлении государственного кредитования экспортных производств и проектов. Были проведены определенные организационные мероприятия (создание Российского экспортно-импортного банка, Межведомственной Комиссии по стимулированию экспорта и др.). К сожалению, реализация этих мер в настоящее время затруднена из-за отсутствия необходимых финансовых средств.

Помимо экономических государство активно применяет административные меры нетарифного регулирования.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность