Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 08:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение актуальных проблем формирования и эффективного развития отраслевого рынка транспортного машиностроения и каждой из его подотрасли (автомобилестроения, вагоностроения и локомотивостроения, которые можно объединить в общую группу железнодорожной техники, судостроения, авиационной и ракетно-космической промышленностей). Актуальность темы подтверждается активными изменениями происходящими в географии транспортного машиностроения во многих странах мира, включая Россию. Помимо того, исследование позволяет увязать разносторонние знания по смежным дисциплинам и сформировать целостное представление о проблемах организации и регулирования.
Оглавление 1
Введение 3
Факторы размещения подотраслей 4
Общие принципы, влияющие на размещение транспортного машиностроения 4
Особенности размещения подотраслей 6
Влияние факторов размещения на географию транспортного машиностроения 8
Современная география транспортного машиностроения 8
Основные тенденции изменений в географии автомобилестроения 11
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Федеральное агентство по образованию
Самарский Муниципальный институт Бизнеса и Управления
Факультет «Менеджмент организации»
Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Курсовая работа
«География транспортного машиностроения»
Выполнена студенткой
экстерната I-го курса
.
Научный руководитель:
Козлова Т.Н.
Самара 2007
Целью курсовой работы является изучение актуальных проблем формирования и эффективного развития отраслевого рынка транспортного машиностроения и каждой из его подотрасли (автомобилестроения, вагоностроения и локомотивостроения, которые можно объединить в общую группу железнодорожной техники, судостроения, авиационной и ракетно-космической промышленностей).
В первой (теоретической) части будут перечислены основные факторы размещения производственных сил транспортного машиностроения и выделены особенности размещения для каждой подотрасли.
В начале второй части будет дана характеристика географии мирового транспортного машиностроения. В дальнейшем работа будет посвящена рассмотрению тенденций и закономерностей размещения производственных сил на примере автомобилестроения – одной из ключевых, системообразующих отраслей мировой экономики, определяющих ее состояние и перспективы дальнейшего развития.
Актуальность темы подтверждается
активными изменениями
Факторы размещения производительных сил – это условия, оказывающие решающее воздействие на РПС, создающие или исключающие возможность размещения тех или иных экономических объектов на определенной территории.
В связи с многочисленностью производств и многообразным характером производственного процесса, с одной стороны, и универсальным значением транспортного машиностроения – с другой, его размещение определяется сложным переплетением различных факторов. Среди них решающую роль играют социально-экономические:
Государственная политика. Помимо чисто экономических факторов на размещение транспортного машиностроения огромное влияние оказывают социально-политические факторы. Так, например, на разных этапах развития СССР реализовывались, в частности, следующие основные принципы государственной политики РПС:
Основные принципы государственной политики в сфере размещения производства разрабатываются и реализуются каждым государством на определенном этапе развития с целью решения конкретных задач и проблем размещения производительных сил. С изменением социально-экономической и политической ситуации в обществе принципы могут существенной трансформироваться или прекращать действие.
Тенденции глобализации автомобилестроения и консолидации производителей. В последние несколько десятилетий этот фактор становиться особенно важным для мировой географии производства. Более подробно мы рассмотрим его влияние на РПС ниже.
Транспортное машиностроение отличается крайней неоднородностью, каждая подотрасль обладает исключительным набором особенностей. Исходя из этого, факторы РПС для каждой подотрасли необходимо рассматривать отдельно.
На географию автомобилестроени
Авиационная и
ракетно-космическая
Локомотивостроение, вагоностроение, судостроение относятся к металлоемким отраслям машиностроения – определяющим является сырьевой фактор. Вагоностроение – крупный потребитель не только металла, но и пиломатериалов. По этой причине производство вагонов большое развитие получило в районах, хорошо обеспеченных металлом и древесным сырьем.
Еще более значителен отрыв от металлургических баз предприятий судостроительной промышленности (хотя они и потребляют большое количество металла). Для этой подотрасли важен транспортный фактор, поэтому судостроение, которое делится на морское и речное, представлено своими верфями на побережьях морей и речных магистралей. На РПС остальных подотраслей транспортного машиностроения за исключением судостроения, транспортный фактор не оказывает большого влияния.
В эпоху НТР транспортное машиностроение возникло и стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности в мире. И, тем не менее, различия между отдельными странами достаточно велики.
В территориальной структуре мирового машиностроения выделяют четыре главных региона – Северную Америку, Западную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию и Восточную Европу.
На Северную Америку (США,
Канада, Мексика) приходится примерно
1/4 стоимости продукции
На страны западной Европы также приходится около 1/4 продукции мирового машиностроения. Регион представлен транспортным машиностроением всех видов (автомобилестроением, авиастроением, судостроением). Лидер европейского машиностроения ФРГ – крупнейший экспортер в регионе и мире.
Регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, развивающийся в настоящее время наиболее быстрыми темпами, стремительно обгоняет исторически сложившиеся центры транспортного машиностроения и создает примерно треть продукции мирового транспортного машиностроения. Основной стимулирующий фактор в развитии машиностроения в странах региона – относительная дешевизна рабочей силы. Лидер региона – Япония – вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер изделий наиболее квалифицированных отраслей (авиа-техника). Другие страны – Китай, Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. производят трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство автомобилей, морских судов) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок.
За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и сложности структуры производства центры машиностроения — Индия, Бразилия, Аргентина. Их производство в основном пока работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велосипеды.
Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения (значительный производственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий большой спрос на разнообразную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена даже импортировать много видов продукции. В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отставание.
Таблица 1.
Среди отраслей транспортного
машиностроения наиболее динамично
развивается
География судостроение
и производства подвижного состава
железных дорог испытала значительные
изменения. Доли регионов в производстве
железнодорожной техники
Судостроение из развитых
стран переместилось в
Таблица 2.
Авиационная промышленность
сконцентрирована в странах с
высоким уровнем науки и
В последние десятилетия география мирового транспортного машиностроения претерпевает революционные изменения. Рассмотрим основные тенденции этих изменений на примере автомобилестроения. География размещения производства автомобилей показана на рисунке 1 (по данным журнала «Automobile Revue»).