Демографическая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью моей работы является рассмотрение демографической политики в Российской Федерации и ее влияние на благосостояние населения.
Выполняя поставленную цель, я выдвигаю следующие задачи:
Выявить основные аспекты демографического взрыва и демографического кризиса;
Проанализировать демографическую ситуацию в современной России;
Рассмотреть пути выхода из демографического кризиса;
Показать связь демографической политики и благосостояния народа.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Демографическое развитие мира
1.1. Основные аспекты демографического развития 5
1.1.1. Демографический взрыв 5
1.1.2. Демографический кризис 6
1.2. Демографический переход 7
1.3. Демографическое развитие России 8
Глава 2. Демографическая политика Российской Федерации
2.1. Анализ нынешней демографической ситуации РФ 12
2.2. Пути выхода из демографического кризиса 18
2.3. Влияние демографической политики на
благосостояние населения 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение
Приложение 1 30
Приложение 2 33

Вложенные файлы: 1 файл

демографияккр.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, демографическая  ситуация в Российской Федерации  требует обязательного и эффективного государственного вмешательства. Стране требуется не одна государственная программа, не две и не три, а долговременная политика в области демографии. Ясно, что эта политика отнюдь не может ограничиваться сугубо материальными факторами. Наше общество остро нуждается в духовном лечении, коррекции чудовищных перекосов, возникших за последние полтора десятилетия, - касаются ли они принципов функционирования рыночной экономики, деятельности средств массовой информации, потрясающим образом превратившихся из источников знаний в бездонные омуты бескультурья и невежества, или работы административно-чиновничьего аппарата.

2.2. Пути выхода из демографического кризиса

 

     Демографическая  политика  Российской  Федерации направлена на увеличение  продолжительности  жизни   населения,   сокращение   уровня смертности,  рост  рождаемости,  регулирование  внутренней  и     внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

В России осуществляются небольшие  государственные выплаты при  рождении ребёнка, а также помощь на содержание ребёнка малообеспеченным семьям. С 2004 назначение и выплата ежемесячного пособия на ребёнка производится по региональным законодательствам. Для этого из федерального бюджета в пользу регионов выделяются специальные субвенции.

В послании Федеральному собранию в 2006  Владимир Путин сформулировал ряд мер по стимулированию рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребёнка. Соответствующий закон о «материнском капитале», позволяющий получать 250 тыс. руб. через участие в ипотеке, оплату образования и прибавку к пенсионным накоплениям, действует с 2007 года. Правда, многие специалисты указывают на то, что подобное стимулирование не способно исправить ситуацию.

 Борис Грызлов сообщил о том, что в России планируется возродить государственные награды «Мать-героиня» и «Материнская слава».

Левые политические силы используют демографическую проблему для обвинений правительства в проведении «антинародной политики». В частности, они считают необходимым резко увеличить государственную помощь при рождении ребёнка и принять другие меры. Противники этой точки зрения, приводят данные, показывающие, что уровень рождаемости в стране не зависит от социальных выплат в этой стране (по сравнению с другими странами): например, в Швеции социальные выплаты намного больше, чем в США, при этом рождаемость там меньше (при сравнении с развивающимися странами, где социальные выплаты почти отсутствуют, а рождаемость огромна, разница ещё более заметна). Из этого делается вывод, что увеличение выплат в России не приведёт к увеличению рождаемости.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также противники социального стимулирования рождаемости утверждают, что меры государственной политики могут вызвать всплеск рождений в определённые годы за счёт сдвига рождений во времени, но при этом итоговое количество детей, рождённых женщиной за её жизнь, не меняется.

По мнению завсектором Института Социологии РАН В. Мукомеля, «и зарубежный, и советский опыт демонстрирует: попытки материально стимулировать рождаемость вызывают отклик либо у маргинальных групп населения, либо у представителей этнических групп, которые и так образуют многодетные семьи; для среднего класса это не мотивация».

В 2007 году был  подписан указ об утверждении концепции  демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В настоящей концепции определены цели, принципы, задачи и основные  направления   политики   Российской   Федерации     в   области народонаселения на период до 2025 года.

Целями демографической  политики Российской Федерации на  период   до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015  году  на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025   году до 145 млн. человек, а  также  повышение  качества  жизни  и   увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет.

Достижение  целей демографической политики  Российской  Федерации  в значительной степени зависит от успешного решения широкого  круга   задач социально-экономического  развития,  включая  обеспечение     стабильного экономического роста и роста благосостояния населения,  снижение   уровня бедности и уменьшение дифференциации по  доходам,  интенсивное   развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной   инфраструктуры (здравоохранение,  образование,  социальная  защита  населения),    рынка доступного     жилья,     гибкого     рынка         труда,      улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В основу демографической  политики  Российской  Федерации   положены следующие принципы:

  1. комплексность решения демографических задач -  мероприятия  в   этой сфере   должны   охватывать   направления   демографического   развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
  2. концентрация  на  приоритетах  -  выбор  по  каждому     направлению демографического развития  наиболее  проблемных  вопросов  и   применение эффективных механизмов их решения;
  3. своевременное реагирование на демографические тенденции  в   текущий период;
  4. учет  региональных  особенностей   демографического       развития и дифференцированный  подход  к  разработке  и  реализации     региональных демографических программ;
  5. взаимодействие  органов  государственной  власти   с     институтами гражданского общества;
  6. координация  действий  законодательных  и  исполнительных    органов государственной власти  на  федеральном,  региональном  и   муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

  1. сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
  2. сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
  3. сохранение   и   укрепление   здоровья   населения,       увеличение продолжительности  активной  жизни,  создание  условий  и    формирование мотивации для ведения  здорового  образа  жизни,  существенное   снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни  больных,   страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
  4. повышение  уровня  рождаемости  (увеличение  суммарного   показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения  в  семьях  второго    ребенка и последующих детей;
  5. укрепление   института   семьи,    возрождение    и    сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
  6. привлечение   мигрантов   в    соответствии    с       потребностями демографического  и   социально-экономического   развития,   с   учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

В концепции  также определены основные этапы реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года:

На  первом  этапе  (2007  -  2010  годы)  будут  реализованы меры, направленные   на   преодоление   сложившихся   негативных      тенденций демографического развития,  в  том  числе  осуществлена  основная   часть мероприятий  по  снижению  уровня  смертности  населения  в    результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых   заболеваний, по повышению качества оказания  медицинской  помощи  женщинам  в  период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий,   уменьшающих риск  неблагоприятного  исхода  беременности  и  родов,   по     оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям,  имеющим   детей, включая  проведение  индексации   пособий   с   учетом       темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без    попечения    родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению  и  материальной  поддержке   замещающих семей.

Предусматривается разработать специальные меры  по  профилактике  и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на  рынке  труда,  по  развитию   инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке  детей  работающих  женщин,  а   также разработать  долгосрочные  программы,  направленные  на     популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.

На первом  этапе  в  субъектах  Российской  Федерации  будут  также

разработаны  региональные  демографические  программы,    направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с  реализуемыми  мероприятиями  приоритетных   национальных проектов в  сфере образования,  здравоохранения,  жилищной    политики и сельского хозяйства.

При разработке указанных  программ  первоочередное  внимание   будет уделяться наиболее острым  проблемам  народонаселения,  характерным   для конкретного региона субъекта Российской Федерации. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием,  методическим  и   информационным сопровождением.

На первом этапе  будут созданы условия, позволяющие  уменьшить остроту демографического  кризиса,  сформировать  правовую,     организационную и финансовую  базу  для  наращивания  дальнейших  усилий  по    поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года.

В результате реализации мероприятий  первого  этапа   предполагается

снизить темпы  естественной убыли  населения  и  обеспечить   миграционный прирост.

На втором этапе (2011 - 2015 годы) будет  продолжено   осуществление

мероприятий по стабилизации  демографической  ситуации. Основной   акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа  жизни,   реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению   профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья  населения   условиями труда.

К  2015  году  предусматривается  существенно  улучшить     здоровье

населения,  создать  условия  для  комфортной  жизнедеятельности   семей,

воспитывающих детей. В связи с реализацией с 2010 года дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих  детей,  в  форме  предоставления   материнского (семейного) капитала будут разработаны меры по расширению   строительства доступного  семейного  жилья,  развитию  дополнительных   образовательных услуг.

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:

  1. стабилизировать  численность  населения  на  уровне  142   -   143 млн. человек;
  2. увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;
  3. увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;
  4. уменьшить отток квалифицированных  специалистов,  увеличить   объемы привлечения  на  постоянное  место  жительства  в  Российскую   Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный   прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

     На  третьем этапе (2016 - 2025  годы)  предусматривается  на   основе

оценки  влияния  реализуемых проектов  и программ  на   демографическую

ситуацию проводить  мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.

В  связи  со  значительным  уменьшением  к  началу    третьего этапа численности  женщин  репродуктивного   возраста   потребуется     принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и   третьего ребенка.

В  целях  замещения  естественной  убыли  населения  в    результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место  жительства  в  Российскую   Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.

К 2025 году предполагается:

  1. обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;
  2. увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
  3. увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;
  4. обеспечить миграционный прирост на уровне  более  300   тыс. человек ежегодно.

 

1.3. Влияние демографической политики на благосостояние населения

Ключевые направления  демографической политики современной  России направлены на улучшение благосостояния народа и связаны с созданием условий для повышения рождаемости, преодолением высокой смертности и грамотным управлением миграционными потоками. Приняты необходимые законы, выделены финансовые средства. Эти проблемы не решены, конечно, по сути своей. Предстоит еще много сделать для решения демографических проблем, но организационные вопросы, вопросы выделения финансовых средств решены.

Эксперты считают, что в вопросах демографии надо планировать не на год, не на два, а на три поколения вперед, надо мыслить стратегически. Только так можно не просто переломить сегодняшние негативные тенденции, но и достичь стабилизации, а затем и постепенного роста численности населения России. Именно для этого было поручено подготовить системную и хорошо просчитанную концепцию демографической политики. Этот документ создается не для органов власти или не только для органов власти. Его основной адресат - это, прежде всего, граждане России. Концепция демографической политики должна быть востребована обществом, понятна ему и опираться на активность самих граждан.

Информация о работе Демографическая политика РФ