Конкурентоспособность региона: методы измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа работа рассматривает методы измерения региона как конкурентно-преимущественное хозяйственное образования в государстве

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Конкурентоспособность региона………………………………….. 4
1.1. Сущность конкурентоспособности регионов……………….. …………4
1.2. Сущность и классификация рыночной инфраструктуры ……………...12
1.3. Конкурентоспособность среды инфраструктуры………………………13
1.4. Институционная структуры регионального рынка ……………………14
1.5. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры.16
Глава 2. Методы измерения конкурентоспособности………………………17
2.1. Методы оценки конкурентоспособности………………………………….17
2.2. Оценка конкурентоспособности среды региональных рынков………….20
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список Литературы………………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Конкурентность региона.docx

— 70.45 Кб (Скачать файл)

     Для управленческих задач необходимо формирование целей в количественно-временном  измерении. Например, глобальная цель может быть представлена следующим образом: «Повысить конкурентоспособность региона за счет роста ВРП на душу населения в размере 20% путем обеспечения роста объемов производства в приоритетных наукоемких отраслях промышленности на 30%, транспорта — на 25%, сельского хозяйства — 20% и т.д». Цели второго уровня можно сформулировать следующим образом: «Увеличить подготовку квалифицированных кадров для приоритетных отраслей региона на 20% в расчете на душу населения», «Обеспечить прирост прямых инвестиций на 40% на душу населения» и т.д.

     

     Фрагмент  модели («дерева целей») формирования конкурентоспособности региона

     Дерево  целей, представленное на рисунке, может  быть основой для построения иерархии целей для каждого конкретного  региона (или групп регионов) с  учетом его специфики.

     Для оценки значимости детерминантов и  факторов развития, их влияния на формирование конкурентоспособности региона  на основе дерева целей разрабатываются  две матрицы: матрица оценки целей  первого уровня и матрица оценки целей второго уровня. Затем подготавливаются анкеты и производится опрос экспертов, рассчитываются параметры дерева целей и заполняются матрицы. Фрагмент матрицы оценки целей второго уровня представлен в таблице 2. Определение общего коэффициента важности каждой цели второго уровня для достижения главной цели осуществляется путем перемножения соответствующих коэффициентов относительной важности: Rij = rij * r. Например, общий коэффициент важности образования будет равен: R1.1 = r1.1 * r= 0,128 * 0,275 = 0,0352. Рассчитанные таким образом и пронормированные общие коэффициенты важности будут характеризовать оценку влияния каждого фактора на конкурентоспособность региона.

     Таблица 2Матрица оценки целей (фрагмент)

     

     Полученные  оценки могут быть использованы для  распределения ресурсов, развития факторов и условий производства, оценки влияния  разных факторов и детерминантов  на конкурентоспособность региона, проведения структурной политики, разработки программ повышения конкурентоспособности  региона и его производителей, ранжирования стратегических задач. В  более широком плане ПЦП может  служить основой для управления формированием конкурентоспособности  региона.

     Завершающим этапом программно-целевого подхода  является формирование системы программ на основании дерева целей. На высшем уровне создание конкурентоспособности  региона могут обеспечить следующие  программы: «Формирование факторов производства», «Стимулирование спроса», «Развитие комплексов родственных  отраслей», «Формирование благоприятных  международных условий жизнедеятельности», «Совершенствование механизма ОЭЗ» и другие. Эти программы могут  быть детализированы в программах более  низкого уровня — например, «Развитие  образования», «Привлечение инвестиций», «Развитие инфраструктуры» и  т.д.

     Механизмы ПЦП способствуют интеграции и координации  всех уровней, ветвей и органов управления, коммерческих и некоммерческих организаций, их ресурсов, создают условия для  получения количественно измеримых  результатов управления, т.е. способствуют повышению эффективности управления созданием конкурентоспособности  региона.

     Конкурентоспособность региона обеспечивает рост экономики  по пути инновационного развития. Поэтому  в современных условиях повышение  конкурентоспособности становится одной из главных стратегических целей экономического развития регионов и страны в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность  и классификация рыночной инфраструктуры
 

     Рыночная  инфраструктура представляет собой  совокупность объектов, обеспечивающих материальные, финансовые и информационные связи между субъектами рынка.

     Рыночная  инфраструктура региона – это  сложная организационно-экономическая  система, основными элементами которой  являются отраслиоптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания, функционирующие в социально-экономической среде региона.

     Рыночная  инфраструктура является одной из подсистем  региональной экономики, которая призвана обеспечить необходимые условия формирования развитых рыночных отношений

     Рыночная инфраструктура региона может быть классифицирована по ряду признаков.

     По  функциональному  признаку выделяются:

1)торгово-посредническая инфраструктура;2)финансово кредитная инфраструктура; 3)экономико-информационная инфраструктура; 4)экономико-правовая инфраструктура; 5)внешнеэкономическая инфраструктура.

     По  признаку обслуживания рынков инфраструктура может быть:

     • общерыночная, универсального характера;

     • обслуживающая несколько различных рынков;

     • обслуживающая отдельные рынки.

     По  пространственному  признаку рыночная инфраструктура может быть:

     1)международная;2)национальная;3)межрегиональная;4)региональная;5)городская и районная.

     По  формам собственности выделяется инфраструктура:

1)Частной, кооперативной, государственной форм собственности; 2)находящаяся в собственности общественных организаций; 3)принадлежащая иностранным собственникам; 4)смешанной формы собственности. 

    1. . Конкурентная среда и инфраструктура региональных рынков.
 

     Конкурентная  среда региональных рынков представляет собой совокупность рыночных субъектов и факторов, определяющих характер взаимоотношений между производителями и потребителями в регионе.

     Конкурентная  среда регионального рынка определяется типом конкуренции и институциональной структурой рынка, развитием различных организационно-правовых форм и форм собственности субъектов рынка2.

     Для современных региональных рынков России характерны следующие типы структур:

     • регионально-монополистическая;

     • регионально-олигополистическая;

     • деконцентрированная структура регионального рынка.

     В зависимости от соотношения на региональном рынке иностранных и отечественных предприятий конкурентная структура рынка может быть охарактеризована как:

     • монополия иностранной фирмы;

     • доминирование иностранных фирм;

     • олигополии иностранных фирм;

     • конкурирующие иностранные фирмы при наличии отечественных производителей;

     • конкурирующие иностранные фирмы при отсутствии отечественных производителей. 
 
 
 

     1.4. Институциональная структура регионального рынка

     Развитие  конкурентной среды региональных рынков во многом зависит от институциональной структуры экономики региона.

     Институциональная структура регионального рынка  представляет собой совокупность субъектов (предприятий и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности), функционирующих на отдельно взятом региональном рынке.

     Институциональная структура представляется различными формами хозяйствующих субъектов: государственными, муниципальными, частными, иностранными, совместными предприятиями и др.

     Барьеры входа на региональный рынок и выхода с него:

     Под барьерами входа на региональный рынок понимаются факторы и обстоятельства, препятствующие новым хозяйствующим субъектамвступить на данный рынок и функционировать на равных условиях с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.

     Под барьерами выхода с регионального  рынка понимаются факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение даннымхозяйствующим субъектом деятельности на рынке без значительных экономических потерь. Эти барьеры связаны с особенностями различных видов производства: ликвидность производственных фондов, возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья, замкнутость и связанность технологических процессов и др.

     Все барьеры делятся на две группы: экзогенного и эндогенного характера.

     Барьеры экзогенного характера, т.е. обусловленные  особенностями рынка, включают следующие:

     • ограниченная емкость регионального  рынка;

     • высокие капитальные затраты;

     • неравенство стартовых условий  на рынке;

     • ограниченный доступ новых производителей к относительно более дешевым  и удобным сырьевым источникам;

     • технологическое превосходство  действующих хозяйствующих субъектов перед потенциальными конкурентами;

     • эффект масштаба производства;

     • вертикальные и горизонтальные связи  действующих на рынке субъектов;

     • административные ограничения (лицензированиеквотирование, условия регистрации предприятий и т.п.);

     • экономические и организационные ограничения (инвестиционная, кредитная, налоговая, ценовая, таможенная политика).

     К барьерам эндогенного характера, т.е. обусловленным деятельностью действующих  на рынке фирм, относятся:

     • экономические меры, например изменения  цен;

     • наличие резервных производственных мощностей у уже действующих  на рынке компаний;

Информация о работе Конкурентоспособность региона: методы измерения