Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:41, курсовая работа
Данная работа работа рассматривает методы измерения региона как конкурентно-преимущественное хозяйственное образования в государстве
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Конкурентоспособность региона………………………………….. 4
1.1. Сущность конкурентоспособности регионов……………….. …………4
1.2. Сущность и классификация рыночной инфраструктуры ……………...12
1.3. Конкурентоспособность среды инфраструктуры………………………13
1.4. Институционная структуры регионального рынка ……………………14
1.5. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры.16
Глава 2. Методы измерения конкурентоспособности………………………17
2.1. Методы оценки конкурентоспособности………………………………….17
2.2. Оценка конкурентоспособности среды региональных рынков………….20
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список Литературы………………………………………………………………….24
Для
управленческих задач необходимо формирование
целей в количественно-
Фрагмент модели («дерева целей») формирования конкурентоспособности региона
Дерево целей, представленное на рисунке, может быть основой для построения иерархии целей для каждого конкретного региона (или групп регионов) с учетом его специфики.
Для оценки значимости детерминантов и факторов развития, их влияния на формирование конкурентоспособности региона на основе дерева целей разрабатываются две матрицы: матрица оценки целей первого уровня и матрица оценки целей второго уровня. Затем подготавливаются анкеты и производится опрос экспертов, рассчитываются параметры дерева целей и заполняются матрицы. Фрагмент матрицы оценки целей второго уровня представлен в таблице 2. Определение общего коэффициента важности каждой цели второго уровня для достижения главной цели осуществляется путем перемножения соответствующих коэффициентов относительной важности: Rij = rij * ri . Например, общий коэффициент важности образования будет равен: R1.1 = r1.1 * r1 = 0,128 * 0,275 = 0,0352. Рассчитанные таким образом и пронормированные общие коэффициенты важности будут характеризовать оценку влияния каждого фактора на конкурентоспособность региона.
Таблица 2Матрица оценки целей (фрагмент)
Полученные
оценки могут быть использованы для
распределения ресурсов, развития факторов
и условий производства, оценки влияния
разных факторов и детерминантов
на конкурентоспособность региона,
проведения структурной политики, разработки
программ повышения
Завершающим
этапом программно-целевого подхода
является формирование системы программ
на основании дерева целей. На высшем
уровне создание конкурентоспособности
региона могут обеспечить следующие
программы: «Формирование факторов
производства», «Стимулирование спроса»,
«Развитие комплексов родственных
отраслей», «Формирование благоприятных
международных условий
Механизмы
ПЦП способствуют интеграции и координации
всех уровней, ветвей и органов управления,
коммерческих и некоммерческих организаций,
их ресурсов, создают условия для
получения количественно
Конкурентоспособность
региона обеспечивает рост экономики
по пути инновационного развития. Поэтому
в современных условиях повышение
конкурентоспособности
Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность объектов, обеспечивающих материальные, финансовые и информационные связи между субъектами рынка.
Рыночная
инфраструктура региона – это
сложная организационно-
Рыночная инфраструктура является одной из подсистем региональной экономики, которая призвана обеспечить необходимые условия формирования развитых рыночных отношений.
Рыночная инфраструктура региона может быть классифицирована по ряду признаков.
По функциональному признаку выделяются:
1)торгово-посредническая инфра
По признаку обслуживания рынков инфраструктура может быть:
• общерыночная, универсального характера;
• обслуживающая несколько различных рынков;
• обслуживающая отдельные рынки.
По пространственному признаку рыночная инфраструктура может быть:
1)международная;2)
По
формам собственности выделяется инфра
1)Частной,
кооперативной, государственной форм
собственности; 2)находящаяся в собственности
общественных организаций; 3)принадлежащая иностранным
собственникам; 4)смешанной формы собственности.
Конкурентная среда региональных рынков представляет собой совокупность рыночных субъектов и факторов, определяющих характер взаимоотношений между производителями и потребителями в регионе.
Конкурентная
среда регионального рынка
Для современных региональных рынков России характерны следующие типы структур:
• регионально-монополистическая;
•
регионально-
• деконцентрированная структура регионального рынка.
В зависимости от соотношения на региональном рынке иностранных и отечественных предприятий конкурентная структура рынка может быть охарактеризована как:
• монополия иностранной ф
• доминирование иностранн
• олигополии иностранных фирм;
•
конкурирующие иностранные фирм
•
конкурирующие иностранные фирм
1.4. Институциональная структура регионального рынка
Развитие конкурентной среды региональных рынков во многом зависит от институциональной структуры экономики региона.
Институциональная
структура регионального рынка
представляет собой совокупность субъектов
(предприятий и организаций раз
Институциональная структура представляется различными формами хозяйствующих субъектов: государственными, муниципальными, частными, иностранными, совместными предприятиями и др.
Барьеры входа на региональный рынок и выхода с него:
Под барьерами входа на региональный рынок понимаются факторы и обстоятельства, препятствующие новым хозяйствующим субъектамвступить на данный рынок и функционировать на равных условиях с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.
Под
барьерами выхода с регионального
рынка понимаются факторы, затрудняющие
или делающие невозможным прекращение данным
Все
барьеры делятся на две группы:
экзогенного и эндогенного
Барьеры экзогенного характера, т.е. обусловленные особенностями рынка, включают следующие:
• ограниченная емкость регионального рынка;
• высокие капитальные затраты;
• неравенство стартовых условий на рынке;
• ограниченный доступ новых производителей к относительно более дешевым и удобным сырьевым источникам;
• технологическое превосходство действующих хозяйствующих субъектов перед потенциальными конкурентами;
• эффект масштаба производства;
• вертикальные и горизонтальные связи действующих на рынке субъектов;
•
административные ограничения (
•
экономические и
К
барьерам эндогенного характера, т.е.
обусловленным деятельностью
• экономические меры, например изменения цен;
•
наличие резервных
Информация о работе Конкурентоспособность региона: методы измерения