Конкурентоспособность региона: методы измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа работа рассматривает методы измерения региона как конкурентно-преимущественное хозяйственное образования в государстве

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Конкурентоспособность региона………………………………….. 4
1.1. Сущность конкурентоспособности регионов……………….. …………4
1.2. Сущность и классификация рыночной инфраструктуры ……………...12
1.3. Конкурентоспособность среды инфраструктуры………………………13
1.4. Институционная структуры регионального рынка ……………………14
1.5. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры.16
Глава 2. Методы измерения конкурентоспособности………………………17
2.1. Методы оценки конкурентоспособности………………………………….17
2.2. Оценка конкурентоспособности среды региональных рынков………….20
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список Литературы………………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Конкурентность региона.docx

— 70.45 Кб (Скачать файл)

     • затраты на продвижение продукции на рынок;

     • лицензиипатентыавторские права;

     • контроль над стратегическими ресурсами (источники сырья, специалисты, специфические навыки производства и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры.
 

     Он  представляет собой систему материально-технических  объектов, определяющих функционирование региональных рынковЭкономический потенциал рыночной инфраструктуры включает складские помещения, хранилища, торговые площади и оборудование, специализированный транспорт, тарно-контейнерное хозяйство, погрузочно-разгрузочные средства и механизмы, здания и оборудование бирж, финансово-кредитных учреждений, средства обработки коммерческой информации, телекоммуникационные сети, здания и оборудование таможенных организаций, портовые терминалы и другие материально-технические объекты и средства, обеспечивающие функционирование рыночной инфраструктуры.

     В зависимости от выполняемых функций выделяют торгово-посреднические организации и организации информационного сопровождения региональных рынков. В группу торгово-посреднических организаций региона входят: ассоциации оптовой торговли, оптово-розничные предприятия, региональные коммерческие центры, посреднические торгово-закупочные организации, биржи, брокерские фирмы и конторы и др.

     Информационная инфраструктура региональных рынков включает: региональные маркетинговые центры, рекламные агентства, оптовые ярмарки и выставки, средства связи, консультационные фирмы и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Методы измерения  конкурентоспособности 

     2.2. Методы оценки конкурентоспособности 

     Ряд исследователей попытались количественно  оценить конкурентоспособность  региона. Были разработаны разные методики. Но среди индикаторов всегда присутствовали показатели уровня жизни населения, инвестиционной привлекательности.

     На  сегодняшний день нет однозначного подхода к количественному измерению  конкурентоспособности региона. Нахождение интегрированного показателя конкурентоспособности  проблемно, поскольку, как правило, сравниваемые характеристики неоднородны  и несопоставимы по физическим характеристикам, возникает необходимость сведения к однородной основе разных показателей.

     Если  показатель конкурентоспособности  регионов необходим для сравнения  их между собой, то важно определить порядковое соотношение сравниваемых объектов. Поэтому в сопоставительных исследованиях широкое распространение  получил рейтинговый метод. В  свою очередь выбор показателей  для измерения характеристик  в рейтинге вариативен и зависит  от заложенной в рейтинге методологии  и трансакционных издержек на измерения. Можно использовать разные методы построения рейтинга: балльный, индексный.

     Выбор факторов должен базироваться на основе обоснованных критериев. Сопоставлять регионы по всем характеристикам, которые  отличают их друг от друга (территория, численность и т.д.), видимо, имеет  смысл для характеристики и сравнения  регионов. Но для создания индекса  конкурентоспособности гораздо  важнее выделить факторы, которые характеризуют  конкурентный успех и накопленный  потенциал конкурентных преимуществ  с точки зрения основных источников этих преимуществ: факторных, инвестиционных, инфраструктурных, инновационных, информационных, институциональных. Другим важным условием расчета является выбор адекватных конкретных показателей.

     Существуют  и другие методики оценки конкурентоспособности  регионов. Так, профессор Ярославского государственного университета В.Е.Андреев  предлагает комплексный показатель конкурентоспособности региона, который  складывается из двух групп:

     RC = f ( Y,I ).

     Соответственно  каждый из них включает в себя:

     Y = PC + G + L ,

     где PC - покупательная способность населения; G - коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини); L - уровень безработицы.

     I = Ip + Ir + Iq + Q ,

     где Ip - инвестиционный потенциал региона;

     Ir - инвестиционный риск;

     Iq - реальные объемы инвестиций;

     Q - число убыточных предприятий  в регионе.

     В современных условиях существует объективная  потребность систематизации знаний о различных сторонах региональной конкурентоспособности, включая ее количественную оценку, которая служит ориентиром и основой для разработки конкурентной стратегии региона  и его социально-экономического развития.

     Разработка  методики оценки конкурентоспособности  региона представляет собой сложную  задачу, заключающуюся не только в  выборе единичных показателей, но и  необходимости изыскания теоретических  подходов, которые стали бы методологической основой и обеспечили объективность  и достоверность оценки.

     Наиболее  распространенным методом оценки конкурентоспособности  региона является экспертный метод. Это метод организации работы со специалистами-экспертами и обработки  мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью  подготовки информации для принятия решения. Оценки группы экспертов рассматривают  как совокупность независимых одинаково  распределенных случайных величин  со значениями в соответствующем пространстве объектов числовой и нечисловой природы. Итоговое мнение экспертов следует найти как среднее мнение эксперта, как решение оптимизационной задачи - минимизировать расстояние от кандидата в среднее мнение экспертов - «медиана Кемени». Считается, что решение может быть принято лишь на основе согласованных мнений экспертов, поэтому исключают из экспертной группы тех, чье мнение отличается от мнения большинства - «догмы согласованности». Проведение экспертных исследований основано на использовании современных методов прикладной математической статистики, прежде всего объектов нечисловой природы.

     Организация и порядок экспертной оценки могут  меняться в зависимости от возможностей исследователя, то есть сбор экспертов  требует определенной заинтересованности с их стороны, такой подход должен дать комплексную оценку региона, оценку совокупного влияния положительных  и отрицательных факторов на конкурентные позиции региона.

     Трудности использования экспертного метода заключаются не только в обработке  результатов работы экспертной комиссии, но и с наличием экспертов, оперативной  организацией их работы, значительными  финансовыми издержками, а также  доле субъективности оценки.

     Другой  метод, получивший широкое распространение, - статистические балльные оценки. Он часто  применяется с использованием приведения числовых значений статистических показателей  к балльным оценкам по какой-либо шкале и также не может в  полной мере отразить степень дифференциации статистических показателей по регионам из-за неизбежно ограниченного числа  применяемых интервалов «разбивки» данных или заранее заданного  диапазона балльных оценок. 
 
 
 

         2.2. Оценка конкурентной среды региональных рынков

     Для оценки конкурентной среды региональных рынков используются такие критерии, как число продавцов, препятствия входу на рынок новых фирм, чувствительность к изменению цен и дифференциации предлагаемых товаров, поведение субъектов на рынке, условия продвижения товаров на рынке, возможности введения на рынок новых товаров и т. п.

     Основными показателями оценки конкурентной среды  регионального рынка являются  следующие.

     Индекс концентрации рынка (CR)определяемый3 как доля от общего объема продаж товаров (или от общего объема мощностей, численности занятых, физического объема выпуска продукции), приходящаяся на несколько крупных фирм, ранжированных в соответствии с их долей рынка. Он может рассчитываться для любого числа фирм. Для каждого отдельного рынка значение этого показателя будет разным. Для потребительских товаров рекомендуемым считается показатель не более 45 %. Для рынка средств производства он может составлять до 70 %.

     Индекс  Лернера (L) ориентирован на измерение и описание результата функционирования рынка и поведения фирм и рассчитывается по формуле;

     

     где P – цена;  C – предельные издержки.

     Данный индекс отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в, условиях монополии.

     Индекс  Герфинделя-Гиршмана, определяемый по формуле:

     

     где N – число фирм; D – доля рынка i-й фирмы.

     Максимальное  значение индекса достигается при монополии и равно единице. 
 

     Заключение

     В результате проведенной работы можно  сделать следующие выводы.

     Конкурентоспособность региональной экономики - это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования - устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. Однако суть их одна и та же. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

     Необходимо  также отметить, что в отечественном  экономическом понятийном инструментарии несколько лет назад отсутствовал термин «конкурентоспособность региона», поэтому в литературе, посвященной  проблемам региональной экономики, к настоящему времени еще недостаточно хорошо проработан вопрос о конкурентоспособности  регионов как экономической категории.

     Факторы конкурентоспособности - всё то, что  может обеспечить и влияет на наилучшее  использование имеющихся ресурсов, актуализацию потенциальных ресурсов и создание новых ресурсов, то есть всё то, что влияет на превращение  ресурсов в конкретные преимущества. Выделяют следующие факторы: роль государства, экономико-географическое положение  региона, рекреационная ценность региона, имидж региона, формирование конкурентного  образа мышления, качество продукции.

Информация о работе Конкурентоспособность региона: методы измерения