Металлургический комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Металлургический комплекс – это совокупность отраслей, охватывающий все стадии технологических процессов: от добычи и обогащения сырья до получения продукции в виде черных и цветных металлов и их сплавов. В его состав входят черная и цветная металлургия. 90% всех металлов, применяемых в современном производстве, - черные металлы, т.е. железо и сплавы, получаемые на его основе. Однако общая численность цветных металлов гораздо больше (их более 70 видов), они обладают более ценными свойствами.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готова.docx

— 99.64 Кб (Скачать файл)

Таблица 3

Индексы цен на металлопродукцию на внутреннем рынке России в 2010 г

Показатель

Значение в 2009 г. (базовое)

Значение индекса цен  в 2010 г., %

 

1

2

3

 

Индекс цен по добыче металлических  руд

100,0

99,0

 
 

Продолжение Таблицы 3

 

1

2

3

 

Индекс цен по металлургическому  производству (черные и цветные металлы)

100,0

104,9

 

Индекс цен на сырье  для производства железной руды

100,0

70,9

 

Индекс цен на сырье  для производства агломерата

100,0

85,9

 

Индекс цен на сырье  для производства бокситов

100,0

82,9

 

Индекс цен на сырье  для производства кокса 6% влажности

100,0

107,3

 

Индексы цен на алюминий

100,0

100,0

 

Индексы цен на медь

100,0

185,2

 

Индексы цен на никель

100,0

166,8

 
       

 

Таким образом, в 2009 году спрос внутреннего рынка на основные цветные металлы (алюминий, медь, никель) практически весь был удовлетворен продукцией отечественных производителей.

С учетом изменения ситуации на мировом рынке, вызванной финансовым кризисом, в 2010 году наблюдалось снижение производства металлопродукции на российских предприятиях, что сопровождалось падением цен на металлопродукцию как на мировых, так и на внутренних рынках.

В сентябре-декабре 2009 года на мировых рынках произошло резкое снижение цен на металлопродукцию, которое в среднем составило 40-50%. В начале 2010 года тенденция снижения цен продолжилась и только с июня-июля 2010 года наметился некоторый рост мировых цен на металлопродукцию и сырье. Таким образом, мировые цены к концу 2010 года оставались на низком уровне.

Так, цена на стальной лом  после пика в 700 долл./т в июне 2009 года упала и составила в декабре 2010 года 300 долл./т (43%).

Цены на горячекатаные  рулоны упали с 1200 долл./т в июле 2009 года и составили в декабре 2010 года 560 долл./т (47%).

На холоднокатаные рулоны цена упала с 1300 долл./т в июле 2009 года и составили в декабре 2010 года 680 долл./т (52%).

Снижение цен на внутреннем рынке России в 2010 году соответствовало  тенденциям мировых рынков, но происходило  более медленными темпами. В IV квартале наблюдался рост цен на металлопродукцию (сортовой и листовой прокат) и металлургическое сырье в среднем на 5-7 процентов.

Так, за январь-декабрь 2010 года индекс цен по добыче металлических  руд (черных и цветных) составил 99%, по металлургическому производству (черные и цветные металлы) - 104,9%.

Индекс цен на сырье  для производства черных и цветных  металлов составил на: концентрат железной руды - 70,9%, агломерат (железорудный) - 85,9%, бокситы - 82,9%. На кокс 6% влажности - 107,3%.

Индексы цен на цветные  металлы составили: на алюминий - 100%, медь - 185,2%, никель - 166,8%. Уровень внутренних цен на эти металлы зависел  от уровня мировых цен на ЛБМ (Лондонская биржа металлов).

Вышеуказанные тенденции  характерны и на внутреннем рынке  Уральского федерального округа, дающего  более 40% металлопродукции по России (таблица 4):

 

 

 

 

Таблица 4

Изменение средних цен  на металлопродукцию крупнейших предприятий  отрасли на внутреннем рынке Уральского федерального округа в январе-октябре 2009 года

Наименование предприятия

2009 год (базовый) в %

Индекс цен в 2010 году, %

 

ОАО "Магнитогорский меткомбинат"

100,0

96,6

 

ОАО "Челябинский МК"

100,0

83,0

 

ОАО"Белорецкий меткомбинат"

100,0

94,6

 

ОАО "Уральская Сталь"

100,0

126,0

 

ОАО "Оскольский ЭМК"

100,0

70,5

 

ОАО"Метзавод им.Серова

100,0

94,6

 

ЗАО "Красный Октябрь"

100,0

1018

 

ОАО "Метзавод "Электросталь"

100,0

127,7

 

ОАО "Метзавод "Серп и Молот"

100,0

94,6

 

ОАО "Омутнинский метзавод"

100,0

90,5

 
       

 

В таблице 4 показаны значительные изменения цен на продукцию - спад в 2010 году по сравнению с уровнем 2009 года по металлургическим предприятиям в среднем от 2 до 12%. Причиной стало падение спроса на большинство видов продукции. Сильнее всего от снижения цен пострадали крупнейшие предприятия черной металлургия, а отрасль цветной металлургии была затронута кризисом меньше всего [7].

Чтобы избежать банкротства, ведущие российские металлургические компании пересмотрели и даже заморозили свои инвестиционные программы, снизили  выпуск продукции, ведут сокращение штата и оптимизацию производственных расходов.

В общем случае, на предприятии  может быть разработано и реализовано  четыре основных типа стратегий:

1. Стратегии концентрированного  роста - стратегия усиления позиций  на рынке, стратегия развития  рынка, стратегия развития продукта.

2. Стратегии интегрированного  роста - стратегия обратной вертикальной  интеграции, стратегия вперед идущей  вертикальной интеграции.

3. Стратегии диверсификационного роста - стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной иверсификации.

4. Стратегии сокращения - стратегия ликвидации, стратегия  «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

Для выбора стратегии проведем отраслевой анализ. Целью отраслевого  анализа является определение привлекательности  отрасли и отдельных товарных рынков внутри отрасли. Кроме того, такой анализ позволяет понять структуру  и динамику отрасли, характерные  для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы  успеха отрасли и учетом этого  разрабатывать стратегию поведения  предприятия на рынке.

Для оценки микроокружения предприятия (отрасли) предлагается использовать модель анализа пяти конкурентных сил. Прежде чем приступить к анализу, необходимо определить отрасль, внутри которой работают металлургические предприятия Урала без учета  предприятий членов металлургических корпораций.

Так как эффективность  деятельности металлургических компаний, работающих по контрактам зависит от объемов реализации продукции, то наибольшее влияние на деятельность предприятия оказывает такой фактор, как заказчики (покупатели). Совокупное влияние данного фактора экспертным методом определено как 45 %.

Вторым по значимости фактором являются потенциальные конкуренты. Опасность со стороны новых конкурентов  обусловлена возможностью прихода  на рынок Урала крупных компаний, имеющих широкую сеть филиалов и  высокие ресурсные возможности.

Третьим по значимости фактором, влияющим на конкурентную позицию предприятия являются конкуренты среди существующих фирм. Опасность со стороны существующих фирм вызвана методами товарной политики, целями и намерениями конкурентов. Совокупное влияние данного фактора экспертным путем определено как 20 %.

Наименьшее влияние на конкурентную позицию предприятий  металлургической отрасли оказывают  такие факторы как поставщики и угроза появления товаров-заменителей. Низкое влияние данных факторов (по 2,5 % каждый) обусловлено как широкой  возможностью выбора поставщиков в  рамках Уральского Федерального округа в целом, так и крайне низкой рыночной долей инновационных продуктов  в металлургии, что снижает риск от появления товаров-заменителей.

Вышеприведенная оценка стратегического  положения подтверждает необходимость  разработки для предприятий металлургической отрасли стратегии интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать  к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном  бизнесе, не может осуществлять стратегии  концентрированного роста и в  то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный  рост, как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.

Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы  за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи. Данный тип интеграции очень выгоден, когда посреднические услуги очень расширяются или же когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы.

Индекс производства цветных  металлов за январь-март 2011 года составил 115,8% к январю-марту прошлого года. Драйвером роста цветной металлургии  в текущем периоде является производство продукции с высокой добавленной  стоимостью.

Сохраняется благоприятная  мировая конъюнктура, что способствует улучшению финансово-экономических  показателей компаний и повышению  эффективности производства.

Наблюдается оживление инвестиционных процессов в отрасли. Вместе с  тем уровень инвестиций по цветной  металлургии за прошлый 2010 год составил 97,6%, за девять месяцев - 107,8% по сравнению  с аналогичным периодом 2009 года, против - 88,9% за шесть месяцев и 63,8% за 1 квартал 2010 года соответственно. Снизились  инвестиции и в добычу и обогащение руд цветных металлов до 94,4% за 2010 год по сравнению с 2009 годом, 84,7% за девять месяцев 2010 года к соответствующему периоду 2009 года.

Добыча руд цветных  металлов на территории Российской Федерации  в основном обеспечила потребности  металлургического комплекса. Так, за январь - март 2011 года производство концентратов медных составило 96,9% к  январю-марту прошлого года, добыча бокситов - 110,9 процентов.

Производство первичного алюминия в январе текущего года определяется уровнем спроса на российском и на зарубежных рынках. Индекс производства алюминия первичного, в январе-марте 2011 года составил 100,4% к январю-марту 2010 года, в марте 112,4% к февралю 2011 г.

В январе-феврале 2011 года экспортные поставки алюминия выросли на 9,0% до 574,1 тыс. т против 526,4 тыс.т за январь - февраль 2010 года.

Объемы производства на российских алюминиевых заводах были предопределены ростом спроса на внешних рынках. Пониженные объемы производства предусмотрены, в первую очередь, на неконкурентоспособных мощностях (Волховского, Надвоицкого, Волгоградского, Богословского, Уральского и Кандалакшского алюминиевых заводов) плановые издержки на 2011 год которых с учетом уплаты процентов по кредитам и займам превышают 2500 долларов/т при том, что мировые цены на первичный алюминий в январе 2011 года составили -2439,5 долл./т, в феврале выросли до 2508,18 долл. США/т и в марте 2552,61 долл./т. Последние семь месяцев наблюдается устойчивый рост мировых цен. Так, среднемесячные цены на первичный алюминий в январе-марте 2010 года составляли 2163 долл./т, против 1365,1 долл./тонну в январе - марте 2009 года.

По оперативным данным в январе-марте 2011 года производство на Уральском алюминиевом заводе составило 102,9%, Богословском алюминиевом  заводе- 99,6%, Волгоградском алюминиевом  заводе - 102,9% к январю-марту 2010 года. На Красноярском алюминиевом заводе производство алюминия первичного составило 101,1%, Саянском алюминиевом заводе - 99,8%, Новокузнецком алюминиевом заводе - 108,5% к январю - марту 2010 года.

Производство меди рафинированной нелегированной необработанной в январе-марте 2011 года составило 101,5% к уровню января-марта 2010 года, в марте 2011 г. снизилось против марта прошлого 2010 года на 1,3 процента, при этом наблюдалось увеличение производства против февраля текущего года на 8,3 процента.

С июля 2010 года наблюдается устойчивый рост цен с 6499,30 долл./т в июне до 9147,26 долл./т в декабре 2010 года, 9555,70 долл./т в январе 2011 года и 9867,60 долл./т в феврале 2011 года и в марте 2011 г. несколько снизились до - 9530,65 долл./т, тогда как в январе 2010 года медь стоила - 7386,25 долл./т (в первом квартале 2009 года - 3453,2 долл./т).

Экспортные поставки рафинированной меди снизились в январе-марте 2011 года до 41,9 тыс. т против 119,8 тыс. тонн за январь-март 2010 года. При этом экспортная выручка за два месяца снизилась  с 817,1 млн. долл. США в 2010 году до 396,7 млн. долл. США в 2011 г. Вместе с тем наблюдается  рост экспортных поставок продукции более высокой степени переработки - медной проволоки (код ТН ВЭД ТС 7408) за январь-февраль 2011 года поставлено 53,55 тыс.т против 28,02 тыс.т в январе 2010 года и среднемесячного уровня поставок за 2010 год - 17,1 тыс. тонн.

Информация о работе Металлургический комплекс