Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:25, контрольная работа
В наше время машиностроение служит основой экономики любой страны и играет решающую роль в создании материально-технической базы хозяйства. В современных условиях ему принадлежит исключительно важная роль в ускорении научно-технического процесса. Выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства, машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.
Машиностроение - целый комплекс отраслей обрабатывающей промышленности. Условно в составе машиностроения мира можно выделить три большие группы, охватывающие более 90% всех товаров, выпускаемых этой отраслью, и приблизительно равными по стоимости: 1) общее машиностроение, 2) транспортное машиностроение, 3) электротехника (включая электронику).
I Вопрос стр.
Введение 3
1 Понятие и сущность машиностроительного производства 3
2 Основные формы территориальной организации машиностроительного производства. 6
II Вопрос
Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского района 8
Заключение 16
Список литературы 17
В районе высокий естественный прирост населения и избыток трудовых ресурсов.
Северный Кавказ — самый многонациональный экономический район России. Здесь насчитывается 42 народа, обладающих самостоятельными языками. В одном только Дагестане проживает более 30 народностей (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины и др.). Среди жителей по численности выделяются осетины, кабардинцы, чеченцы.
Преобладает в районе русское население; даже в горных республиках Кавказа доля русских колеблется от 9% в Дагестане до 65% в Адыгее.
Пестрый этнический состав — результат сложной и длительной истории формирования района. До наступления новой эры по его равнинам кочевали скифы, а горах жили многочисленные оседлые племена. Среди исконных и пришедших сюда народов: греки, гунны, монголы, половцы, адыги, аланы, хазары и многие другие. Славяне появились на Северном Кавказе в IX в. н.э.
Историко-географический очерк. Массовая русская колонизация европейского Юга началась в конце 16 в. В результате бегства крестьян из Центральной России здесь возникло казачье Донское войско. В 18 веке к донским и терским казакам присоединились и запорожские, образовавшие здесь кубанское казачество. Казаки вели активные военные действия против Персии, Крыма, а временами - против русского царя.
Кавказ в течение столетий находился
в сфере интересов трех могучих
империй: России, Турции, Персии. Каждая
из них претендовала на владычество
над этими грандиозными природными
воротами из Азии в Европу. Причем отношение
к этому соперничеству самих
кавказцев учитывалось
В начале прошлого века Россия отстояла
свои права на Грузию, Армению и
Азербайджан в войнах с Персией
и Турцией. Народы Северного Кавказа
(все кроме осетин - исламские) как
бы «автоматически» отошли к России.
Царская администрация
Устранению напряженности на Кавказе
не способствовала попытка провести
административно-
Социально-политическая обстановка в районе остается очень сложной. Последние годы рост национального самосознания северо-кавказских народов используется радикальными преступными группировками в своих страшных целях. Проблема усугубляется тяжелейшим социально- экономическим положением (безработица, разрушенная инфраструктура, самый низкий в стране уровень жизни).
Решение политических и национальных
проблем в районе требует принятия
мер по оздоровлению экономической
ситуации, решения проблемы занятости,
координации взаимодействия республиканских,
федеральных и
Общая характеристика хозяйства. Ведущая роль в межрайонных перевозках Северного Кавказа принадлежит железнодорожному транспорту. Главными железнодорожными магистралями являются Миллерово — Ростов — Армавир — Гудермес — Махачкала — Баку и Волгоград — Сальск — Краснодар — Новороссийск, пересекающиеся в 'Тихорецке. От них отходят линии в центральное Поволжье, Закавказье, на Украину.
В районе располагается крупнейший нефтеналивной порт России— Новороссийск.
На территории района проходит более 200 основных транспортных магистралей, из них 60 - общереспубликанского и международного значения.
В межрайонном обмене Северный Кавказ
выступает поставщиком
Агропромышленный комплекс Северного Кавказа дает более половины всего совокупного продукта, производимого в районе. Центральным звеном его является сельское хозяйство, для развития которого здесь имеются исключительно благоприятные условия. Достаточно отметить, что в расчете на душу населения в районе производится сельскохозяйственной продукции на 40% больше, чем в среднем по России.
В экономике Северного Кавказа значительную роль играют также топливно-энергетический, металлургический, химический комплексы, комплекс отраслей по производству непродовольственных товаров народного потребления, производство цемента и других строительных материалов. В районе развито сельскохозяйственное, энергетическое и транспортное машиностроение.
Свыше 70% всего парка
В Таганроге работает предприятие по производству оборудования для теплоэнергетики — котлостроительный завод «Красный котельщик». Его основная продукция — энергетические и отопительные котлы большой мощности, парогенераторы для парогазовых установок, теплообменная и водоподготовительная аппаратура.
Единственное в России предприятие по выпуску магистральных грузовых и пассажирских электровозов «Новочеркасский электровозостроительный завод» находится в Ростовской области.
Авиационная промышленность представлена ОАО «Роствертол» (производство вертолетов) и ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» (производство гидросамолетов и самолетов-амфибий).
Автомобилестроение
Северный Кавказ — крупнейший в России поставщик зерна. Главная зерновая культура — озимая пшеница. Основными районами ее возделывания являются Краснодарский край. Ростовская область и западная часть Ставрополья. Широко распространены посевы кукурузы. Значительные площади заняты под такой ценной зерновой культурой, как рис. Он выращивается в низовьях Кубани (Кубанские плавни), а также на поливных землях Ростовской области и Дагестана.
В районе производятся технические
культуры: подсолнечник, сахарная свекла,
табак. Северный Кавказ — крупный
район садоводства и
Высокой товарностью отличается животноводство. Здесь разводят крупный рогатый скот, свиней, птицу. Важное значение имеет овцеводство, особенно тонкорунное. На долю Северного Кавказа приходится половина тонкой шерсти, заготавливаемой в России.
Формирование рыночных отношений и инфраструктура. На территории СКЭР функционирует около
10% предприятий и организаций РФ, большинство — в сфере торговли и
общественного питания (30%), сельского хозяйства (20%),
промышленности (10%), строительства (9%).
Растет число предприятий и организаций
в отраслях информационно-
Развитие региона и его проблемы. В ближайшие годы Северный Кавказ, возможно, реализует выгоды своего экономико-географического положения.
В перспективе в экономике
Будут создавать новые мощности по производству сахара в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, Карачаево-Черкесии и Адыгее.
Большие изменения произойдут в морском транспорте Северного Кавказа. В настоящее время принята программа развития российских портов на Черном море. Она рассчитана на увеличение грузооборота до 145-150 млн.т в год. Кроме значительного увеличения территории и мощностей действующих портов, намечено новое строительство в Геленджике, на Таманском полуострове и в Керченском проливе.
Важнейшей задачей остается повышение
эффективности работы АПК Северного
Кавказа: увеличение урожайности всех
культур, совершенствование
Нестабильность социально-
Социально-политическая обстановка на Северном Кавказе продолжает оставаться сложной. Основой имеющихся здесь проблем, в том числе национальных, являются тяжелое социально-экономическое положение в некоторых республиках, бедность населения, депрессивность экономики. Для решения политических и национальных проблем необходимо принятие срочных мер, направленных на оздоровление в районе экономической ситуации, решение проблемы безработицы, повышение уровня доходов населения, развитие рыночных рычагов и стимулов.
Заключение
Основной вывод можно сделать следующий, что размещение отдельных отраслей машиностроения зависит от характера производства, его трудоемкости, потребностей в квалифицированной рабочей силе, показателей расходов сырья, энергии и оборудования в расчете на выпуск единицы продукции.
Для стимулирования развития машиностроительного производства России необходимо обеспечить отечественных производителей государственными заказами, в том числе и на инновационную продукцию и, безусловно, необходимо существенно увеличить финансирование отечественной науки.
Машиностроения страны требует технического перевооружения, реконструкции, переспециализации тех предприятий, которые производят ненужную обществу продукцию. Новое направление — это создание небольших и средних заводов, выпускающих приборы, продукцию общемашиностроительного назначения, товары народного потребления. Это даст возможность более эффективно использовать возможности отдельных районов.
Список литературы:
Информация о работе Основные формы территориальной организации машиностроительного производства