Ревизия и контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

Целью данной работы состоит в том, чтобы изучить природу и сущность контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Понятие и виды внутрифирменного управленческого контроля 3
2 Формы и методы контроля 7
3 Функции контроля 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

РЕВИЗ И КОНТР 1109.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)


21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ             

1 Понятие и виды внутрифирменного  управленческого контроля             

2 Формы и методы контроля             

3 Функции контроля             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль включает установление стандартов, измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Ошибки, возникающие внутри организации, переплетаются, множатся и если их вовре­мя не исправить, могут привести к катастрофе, банкротству коммерческой организации, к развалу учреждения. Известно, что в большинстве создающихся мелких предприятий не понимают важности функции контроля, допущенные ошибки накладываются и нарастают, пока не происходит банкротство. Нередко организа­ция не гибнет, а существует, но постоянно находится в кризисной ситуации.

Функция контроля состоит в выявлении проблемы и корректи­ровке деятельности до того, как проблемы перерастают в кризис.

Поддержка успешных действий — это функция контроля, которая состоит в поддержке всего того, что является успешным в деятельно­сти организации. Для оказания поддержки необходимо определить, какие именно действия эффективно способствовали достижению це­лей организации. Это также позволяет найти область расширения дея­тельности организации.

Широта контроля должна позволять ему быть всеобъемлющим. Любой руководитель независимо от ранга должен осуществлять кон­троль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Планирование, создание организационных структур, мотивацию нельзя рассматривать в отрыве от контроля. Все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в организации.

Таким образом, изучение сущности контроля в современных условиях представляется особенно актуальным.

Целью данной работы состоит в том, чтобы изучить природу и сущность контроля.

1 Понятие и виды внутрифирменного управленческого контроля

 

Контроль можно определить как процесс, обеспечивающий эф­фективное достижение цели организации. В функцию контроля вхо­дят учет (сбор, обработка) и анализ информации о фактических ре­зультатах деятельности всех подразделений организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин; разработка мероприятий для достижения поставленных це­лей. Появление отклонений в деятельности организации от плана мо­жет потребовать срочных решений, что осуществляется через рас­смотренную функцию координации и регулирования.[1]

Таким образом, место и значение контроля определяются тем, что он является способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения.

Контроль позволяет видеть всю действительную картину состоя­ния производства. И потому от его эффективности, в конечном счете, зависит качество принимаемых решений и своевременное их испол­нение.

Прежде всего, выделим два типа контроля - стратегический (или управленческий) и тактический (или административный).

Стратегический, или управленческий, контроль направлен на ре­шение стратегических задач и тесно связан, естественно, со стратеги­ческим планированием и управлением.

Тактический, или административный, контроль призван система­тически следить за обеспечением выполнения текущих задач, про­грамм, планов.

Выделяют также предварительный, текущий и заключительный контроль в организациях.

В литературе существует целый ряд подходов к выделению форм контроля. Так, например, выделяют четыре формы: контроль финан­совых ресурсов; контроль материальных ресурсов; контроль челове­ческих ресурсов и контроль информационных ресурсов.[2]

Некоторые авторы выделяют следующие формы контроля: про­изводственный контроль: управление запасами; контроль качества; финансовый контроль.[3]

Кроме того, выделяют и такие виды контроля, как финансовый, качества продукции, ценообразования, административный (текущий Здесь присутствует как функциональный, так и ресурсный подход. Ес­тественно, каждая методика при определенном подходе правомерна, но, на наш взгляд, они страдают некоторой узостью, однобокостью. Поэтому, наряду с вышеуказанными типами контроля, на наш взгляд, следует выделить следующие формы контроля: финансовый, произ­водственный, маркетинговый контроль и контроль качества.

Финансовый контроль является основой общего управленческого контроля и осуществляется на основе получения от каждого подраз­деления финансовой отчетности по стандартным формам. Финансо­вый контроль охватывает все аспекты жизнедеятельности организа­ции - производство, маркетинг и непосредственно само управление. Он включает в себя бюджеты, анализ рентабельности, анализ относи­тельных показателей и отдачу инвестиций.

Производственный контроль включает в себя шесть функций:

1. Маршрутизация, то есть последовательность операций.

2. Загрузка, то есть распределение работ.

3. Производственные   графики,   определяющие   время,   когда
должна производиться каждая операция.

4. Предварительная оценка стоимости выполнения работы.

5. Диспетчирование - процесс текущего упорядочения работы.

6. Отправка - завершающая деятельность, в которой проверяется,
выполнены ли планы.

Маркетинговый контроль базируется на:

-  анализе возможностей сбыта;

-  анализе доли рынка;

-  анализе соотношения между затратами на маркетинг и сбытом;

-  наблюдении за отношением клиентов.

Контроль качества, включая новизну, технический уровень, от­сутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации, явля­ется одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке.

Процесс контроля, где бы он ни осуществлялся, может быть све­ден к трем этапам:

1. Установление норм (стандартов);

2. Измерение степени выполнения этих норм;

3. Коррекция отклонения от норм и планов. Более подробно этот
процесс представлен на рисунке 1 . [4]Система контроля организации, для
того чтобы быть эффективной, должна соответствовать ряду требований:

1.              Контроль должен  быть  всеобъемлющим.   Он  не  является
прерогативой какого-то отдельного менеджера. Каждый менеджер
должен   осуществлять   контроль   как   неотъемлемую   часть   своих
должностных обязанностей, даже если этого ему не поручали.

2. Контроль не может быть ни целенаправленным, ни нейтраль­ным.

Главным в контроле является вопрос, что, а не как, контролиро­вать. Он должен быть операционным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало

Рис. 1 – Контур обратной связи управленческого контроля

3.              Контроль следует сосредоточить на результатах.
Контролировать можно лишь  измеряемые  явления.  Контроль должен быть экономичным. Суммарные затраты на него не должны превышать достигаемых с его помощью результатов. Чем меньше требуется контроля, тем эффективней он является.

4.              Система контроля должна быть простой. Избыточная слож­ность создает беспорядок.

5.              Контроль должен быть непрерывным во времени.

В соответствии с указанными требованиями получила развитие система контроля, которая имеет название "Контроллинг". Суть этой системы, как и маркетинга, заключается в умении мыслить с позиции клиента. Контроллинг как целостная система ориентирован на выяв­ление всех шансов и рисков организации как внешнего, так и внут­реннего характера, которые связаны с достижением стратегической цели.

 

 

 

2 Формы и методы контроля

 

В результате реализации задач финансового контроля укрепля­ется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон закон­ности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение уста­новленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных , предприятий, организаций, учреждений. Тре­бования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должност­ных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательст­ва о предоставлении льгот по платежам в бюджет, за правильнос­тью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджет­ных ассигнований и т.д.).

Однако объект финансового контроля не ограничивается про­веркой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природ­ных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.

Таким образом, объект финансового контроля можно представить в виде схемы (рис. 2)

Объект финансового контроля

 

 

Финансы

Документация

Материальные ценности

Ценные бумаги

Объекты недвижимости

Прочие

 

 

Рис.  2 - Объект финансового контроля

 

Эффективность финансового контроля предполагает необходи­мость глубокого экономического анализа финансово-хозяйствен­ной деятельности, разработки контролирующими органами пред­ложений по улучшению качества работы проверяемых органи­заций.

Одной из форм финансового контроля выступает контроль руб­лем, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объеди­нений, организаций посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль и др., при использовании систе­мы финансирования, кредитования, расчетов. Контроль рублем позволяет определить качество работы предприятий и экономичес­ки воздействовать на него. Например, анализ прибыли предпри­ятия, ее объема, источников получения (или причин неполучения) выявляет результаты работы предприятия. Несвоевременность возвращения ссуды, полученной в банке, сигнализирует о неблаго­получном финансовом положении предприятия.

На современном этапе произошли изменения в организации фи­нансового контроля, в его содержании.

В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений уси­ливается значение повседневного внутрихозяйственного самокон­троля, контроля собственников.

Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т.п.

              Для осуществления контроля могут использоваться различные методы (рис. 3), к числу которых относятся:

 

 

 

 

             

 

 

 

Рис. 3 – Методы контроля

а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

Информация о работе Ревизия и контроль