Региональная экономическая политика и механизм ее реализации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:24, курсовая работа
Краткое описание
В данной работе проведены исследования по теме. Региональная экономическая политика составляет всю экономическую политику нашей страны. Без регионов нет и страны. Поэтому считаю данную тему важной для изучения. Был рассмотрен факт вступления России в «Всемирно Торговую Организацию». Был проведён анализ положительных и отрицательных последствий данного вступления. По ним можно сделать определённые выводы. Считаю, что России нужен свой путь экономического и политического развития. В данной курсовой работе я попытаюсь так же рассмотреть, такое важное событие для всей экономики Р. Ф, это вступление России в Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Целью работы является изучение механизмов формирования и реализации стратегии региональной экономической политики РФ. Сравнение положительных и отрицательных аспектов вступления нашей страны в ВТО.
В данной работе проведены
исследования по теме: «Региональная экономическая
политика и механизм ее реализации». Региональная
экономическая политика составляет всю
экономическую политику нашей страны.
Без регионов нет и страны. Поэтому считаю
данную тему важной для изучения. Был рассмотрен
факт вступления России в «Всемирно Торговую
Организацию». Был проведён анализ положительных
и отрицательных последствий данного
вступления. По ним можно сделать определённые
выводы. Считаю, что России нужен свой
путь экономического и политического
развития.
Введение
Под региональной экономической
политикой в РФ понимается система целей
и задач по управлению экономическим и
социальным развитием регионов, а также
механизм их реализации. Отсюда следует,
что РЭП является органической частью
общей социально-экономической политики
государства, синтезирующей ее региональные
аспекты. Она направлена на всемерное
использование благоприятных факторов
и ограничение действия негативных региональных
факторов для достижения общих стратегических
целей и задач социально-экономического
развития страны. Вместе с тем это часть
общей региональной политики, создающая
экономические основы целостности российского
государства, всех жизненно важных направлений
развития российского общества.
На данный момент в экономической политике
приоритетными направлениями должны быть:
социально-экономические отношения собственности,
земельные отношения и формирование земельного
рынка, бюджетно-налоговые отношения,
отношения природопользования, селективная
(выборочная) поддержка отдельных регионов.
Государственная поддержка регионов должна
быть ориентирована на обеспечение всем
гражданам России независимо от места
их проживания равных возможностей пользоваться
правами и свободами на основе Конституции
и законов РФ. Государственная поддержка
призвана также компенсировать регионам
потери от экстремальных природно-климатических
условий, восполнять затраты на реализацию
общегосударственных программ и т.д.
Так же, под региональной экономической
политикой в РФ понимается система целей
и задач по управлению экономическим и
социальным развитием регионов, а также
механизм их реализации. Отсюда следует,
что РЭП является органической частью
общей социально-экономической политики
государства, синтезирующей ее региональные
аспекты. Она направлена на всемерное
использование благоприятных факторов
и ограничение действия негативных региональных
факторов для достижения общих стратегических
целей и задач социально-экономического
развития страны. Вместе с тем это часть
общей региональной политики, создающая
экономические основы целостности российского
государства, всех жизненно важных направлений
развития российского общества.
В настоящее время в России
наблюдается процесс роста роли регионов
в динамике и перспективах развития национальной
экономики. Обеспечение эффективности
такого процесса сопряжено с разработкой
и реализацией стратегии развития субъекта
Федерации, В связи с этим, одной из ключевых
проблем становится разработка концептуальных
и методических основ региональной экономической
политики.
В данной курсовой работе я
попытаюсь так же рассмотреть, такое важное
событие для всей экономики Р. Ф, это вступление
России в Всемирную Торговую Организацию
(ВТО).
Целью работы является изучение
механизмов формирования и реализации
стратегии региональной экономической
политики РФ. Сравнение положительных и
отрицательных аспектов вступления нашей
страны в ВТО.
Региональная экономическая
политика РФ
Региональная экономическая
политика (РЭП) – это часть государственной
политики, которая включает в себя ее региональные
аспекты. Она направлена на использование
благоприятных факторов и по мере возможности
– нейтрализацию неблагоприятных (инфляция,
безработица и т.д.). Так же направлена
на достижение целей социально-экономического
развития. РЭП также является ядром системы
гос. регулирования регионального экономического
развития. РЭП имеет 2 уровня:
федеральный и субфедеральный. На федеральном
уровне РЭП занимается проблемами национальной
экономики, отношениями между центром
и субъектами федерации. При этом центр
может вмешиваться в решение каких-либо
проблем и задач регионов, только если
они имеют федеральную значимость (Например:
какие-либо чрезвычайные ситуации, освоение
месторождения стратегического сырья
и т. д.). На субфедеральном уровне РЭП занимается
внутренними делами регионов: обеспечением
населения продовольствием, энергией,
регулированием отношений субъекта федерации
с муниципальным образованием. Муниципальные
власти являются субъектами региональной
политики, и в их компетенции находятся
широкий круг вопросов, касающихся жизнедеятельности
и хозяйства муниципальных образований.
Различия между региональными политиками
разных уровней заключаются не только
в масштабах полномочий и решаемых задач,
но и в средствах их реализации: нормативно-правовой
базе, источниках финансирования и т. д.
Также существуют межрегиональные ассоциации
экономического взаимодействия. Они занимаются
координацией социально-экономического
развития групп сопредельных регионов,
а также их взаимодействием с федеральным
центром. Таким образом РЭП является результатом
взаимодействия всех уровней власти, представляющих
интересы населения.
После провозглашения Конституцией РФ
многообразия форм собственности и нового
геополитического положения России, повысился
уровень самостоятельности регионов,
что требует совершенствования экономических
взаимоотношений между центром и регионами.
Главной целью РЭП является стабилизация
производства, возобновление экономического
роста в каждом из регионов России, повышение
на этой основе уровня жизни населения,
создание научно-технических предпосылок
укрепления позиций РФ в мире.
Для этого необходимо
решить следующие задачи:
* Формирование в регионах многоукладной
экономики и содействие в становлении
региональных рынков ( товара, труда, капитала,
информации )
* Содействие в создании в каждом
регионе ресурсно-финансового потенциала
достаточного для модернизации фондов.
* Преодоление различий в уровне
соц.-эконом. развитии регионов, поэтапное
создание условий для укрепления базы
повышения уровня жизни.
* Достижение оптимального сочетания
эконом. и соц. уровней, рационализации
структуры и хозяйств регионов для повышения
жизнеспособности регионов.
* Совершенствование экономического
районирования страны.
Одним из главных
условий реализации задач является
обеспечение единства экономического
пространства.
Решение задач территориального
развития требует совершенствования механизма
реализации РЭП. Основными методами и
формами государственного воздействия
являются прогнозирование и программирование.
Так же необходимо отметить участие государства
в наиболее эффективных инвестиционных
проектах, размещение федеральных заказов
на поставку продукции для общегосударственных
нужд и т.д. Так же одной из важнейших составляющих
эффективной реализации РЭП является
бюджетно-налоговая система.
Еще одним звеном в РЭП является региональная
политика в области международных и внешнеэкономических
связях субъектов РФ, одним из важнейших
пунктов которой является учет интересов
субъектов РФ при разработке концепции
внешней политики РФ, подготовке и заключении
международных договоров РФ.
1.1. Характеристика и
роль средств региональной экономической
политики
РЭП – часть государственной
политики, которая включает в себя ее региональные
аспекты. Она является ядром государственного
регулирования регионального экономического
развития
К средствам реализации РЭП
можно отнести:
Прогнозирование территориального
и регионального социально-экономического
развития (система научно обоснованных
представлений о наиболее вероятных вариантах
социально-экономического развития). Главное
назначение прогноза – оценка развития
происходящих и ожидаемых событий, процессов
и попытка получить ответы на вопросы:
что будет… если?
Прямое участие государства
в развитии экономической и социальной
сферы в регионах (один из способов адресного
регулирования). Осуществление федерального
инвестирования проектов, имеющих федеральное
назначение (ЖД, автомагистрали, медицинские
и научные центры). Государство также финансирует
проекты, которые оказывают сильное позитивное
влияние на рост социально-экономического
развития региона.
Размещение государственных
заказов на поставку продукции для общегосударственных
нужд. Используется для снижение безработицы и других социально-экономических последствий экономического спада в том или ином регионе. Может стимулировать экономический подъем.
Организация информационной
поддержки регионов в особых отраслях
деятельности. В тех видах деятельности,
где возможности и компетенция региональных
властей ограничены (внешнеэкономическая
деятельность). Государство помогает устанавливать
контакты о получении инвестиций и займов.
В таких случаях заключается договор или
соглашение между правительством РФ и
иным государством.
Федеральные программы социально-экономического
развития. Способ радикального решения проблемы с помощью которого преодолеваются не только последствия, но и причины.
6. Применение экономических регуляторов.
Создание особых экономических зон. (Свободные
экономические зоны – развитие экспортного
потенциала в отдельных регионах страны.
Для увеличение поступлений в бюджет –
активизация внешнеэкономических связей,
привлечение инвестиций. Но импорт снижает
конкурентоспособность, страдает бюджет
из-за получения недостаточного количества
средств; ЗАТО – закрытые административно-территориальные
образования – субвенции и дотации.
7. Бюджетный федерализм
(межбюджетные отношения) – перераспределение
расходов и доходов между федеральными
и региональными бюджетами ( выплата трансфертов,
субсидий и дотаций на поддержку региона).
1.2.
Методы и формы реализации региональной
экономической политики
Решение задач территориального
развития требует совершенствования механизма
реализации региональной экономической
политики. Дальнейшее развитие должны
получить такие методы и формы государственного
воздействия, как прогнозирование и программирование.
При разработке общероссийских прогнозов
и программ особое место должно быть отведено
региональному аспекту. Это даст регионам
необходимые ориентиры, позволяющие им
определить господствующие тенденции,
примерные количественные параметры социально-экономического
развития, свое место в межрегиональном
разделении труда, наметить и скорректировать
в прогнозируемой динамике общероссийского
и региональных рынков собственные регулирующие
воздействия на экономические и социальные
процессы. В проектах долгосрочных и среднесрочных
прогнозов и программ должны быть отражены
вопросы совершенствования региональной
экономической политики, в том числе возможные
изменения экономического механизма федеративных
отношений (межбюджетные отношения, распределение
полномочий по налоговой системе, вопросы
управления собственностью и использования
природных ресурсов и другие).
Важнейшими исходными пунктами должны
стать прогнозирование платежеспособного
спроса и его регионального распределения,
изучение региональных рынков, оценка
финансовых и других ресурсных возможностей
регионов, выявление путей и средств активизации
собственного потенциала регионов для
решения важнейших социально-экономических
проблем их развития.
Среди форм реализации региональной политики
в настоящее время и в перспективе особое
место должно быть отведено разработке
и осуществлению федеральных целевых
программ социально-экономического развития
регионов.
Перечни таких федеральных целевых программ,
подлежащих проработке, должны определяться
при подготовке общероссийских концепций
и программ на среднесрочную и долгосрочную
перспективу и входить в состав этих документов.
Учет регионального аспекта должен стать
необходимым звеном в выработке и проведении
политики структурной перестройки экономики.
В качестве основных форм ее реализации
наряду с федеральными целевыми программами
развития регионов и отраслей с долевым
государственным финансированием должны
использоваться такие формы, как:
* Участие государства
в наиболее эффективных инвестиционных
проектах с использованием конкурсной
и контрактной систем их реализации.
* Размещение федеральных заказов
на поставку продукции для общегосударственных
нужд.
* Поддержка наукоемких производств
и развитие высоких технологий;
* Содействие активизации международных
экономических связей регионов Российской
Федерации.
* Создание условий для формирования
свободных экономических зон и технополисов
в регионах, имеющих высокий научный и
кадровый потенциал, а также развитую
инфраструктуру.
* содействие малому и среднему
бизнесу.
Ведущим в области совершенствования
финансовых и налоговых отношений между
Российской федерацией и ее субъектами,
а также между органами государственной
власти и органами местного самоуправления
должен стать курс на последовательное
повышение уровня бюджетного самообеспечения
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований. С этой целью необходимо
закрепить за субъектами Российской Федерации
постоянные и достаточные финансовые
и прежде всего налоговые источники доходов
для самостоятельного формирования бюджетов.
Это позволит уменьшить неоправданные
встречные финансовые потоки между бюджетами
различных уровней, снизить объемы федеральной
финансовой поддержки регионов, способных
обеспечить развитие собственными силами.
Для реализации задач региональной экономической
политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо
обеспечить:
* Бездефицитность
бюджетов большинства субъектов Российской
Федерации путем измененияналоговой системы.
* Законодательное
разграничение полномочий между федеральными
органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, а также органами местного
самоуправления по осуществлению социально-экономической
политики, формированию доходных и расходных
статей соответствующих бюджетов, сбору
и использованию налогов и других обязательных
платежей.
* Возможность при формировании
бюджетов определять и учитывать финансовый
и налоговый потенциал каждого субъекта
Российской Федерации
* Сбалансированность
бюджетов всех уровней, а также согласованные
между Российской Федерацией и ее субъектами
соответствующие расчетные принципы и
методы; право — в пределах автономных
финансовых ресурсов — самостоятельного
принятия каждым органом власти на соответствующем
уровне решений о направлениях и масштабах
использования бюджетных средств.
* Контроль за целевым расходованием
средств, выделяемых из федерального бюджета
на социально-экономическое развитие
регионов.
1.3
.Формы осуществления региональной экономической
политики