Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:47, контрольная работа
Свободные (специальные) экономические зоны1 – это географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности. Иными словами, на этих территориях осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы. Свободные экономические зоны составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства
Введение…………………………………………………………………….стр.3
1. Цели создания специальных экономических зон…………………….стр.5
2. Виды специальных экономических зон……………………………….стр.7
3. Условия создания специальных экономических зон…………..........стр.13
4. Механизм функционирования СЭЗ…………………………………..стр.17
Заключение………………………………………………………………..стр.21
Список использованной литературы……………………………………стр.24
1. Обеспечение
занятости населения через
2. Развитие
внешнеэкономической
3. Увеличение зарубежных инвестиций в регион вследствие новых возможностей страхования (гарантирования) инвестиций, а также налоговых преференций.
4. Передача
современных методов
Комплексные зоны формируются путем введения особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.
Эту группу образуют территории с особым режимом хозяйственной деятельности, такие как зоны свободного предпринимательства (США, Канада, Западная Европа), создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах, специальные экономические зоны Китая, бразильская зона «Манаус». К числу комплексных зон относятся специальные зоны, создаваемые в постсоциалистических странах, и российские свободные экономические зоны.
Цели и варианты создания зон различного типа различаются, однако общими чертами являются следующие:
- создание
зоны нацелено на решение
- зоны создаются на некоторое ограниченное время;
- в них предусматривается минимальное вмешательство государства в дела предпринимательства, а налоговое бремя по сравнению с другими территориями сокращено.
На практике специальная экономическая зона редко может быть четко отнесена к тому или иному типу, поскольку в ней могут сочетаться элементы разных типов.
3. УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Условия, необходимые для создания и развития специальных экономических зон, различаются в зависимости от типа создаваемой зоны. Мы рассмотрим их более подробно на примере зон комплексного типа, называемых обычно свободными экономическим зонами. Зоны такого типа, нацеленные на привлечение преимущественно иностранного капитала получили широкое распространение в Китае, попытки их создания предпринимаются в России.
Процесс создания свободных экономических зон в России начался в конце 80-х годов. В 1990 г. Верховный совет РСФСР принял предложение 11 региональных Советов народных депутатов об объявлении их территории зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской, Кемеровской, Новгородской, областях, Еврейской автономной области и ряде других регионов. Набор предоставляемых зонам льгот был практически одинаков, сами они по сути рассматривались как создание условий для развития внешнеэкономических связей регионов в противовес централизованной системе хозяйствования.
В дальнейшем количество регионов, стремящихся получить статус свободной экономической зоны, постепенно увеличивалось, но большинство объявленных зон так и не стало реально действующими. Зоны не получили своего законодательного оформления, льготы им то выдавались, то отменялись. При этом набор тех льгот и условий, которые необходимы для эффективной реализации данного метода, не был создан ни в одной из объявлявшихся зон. Если к этому добавить нестабильную политическую и экономическую ситуацию в стране, тяжелый экономический кризис, то можно понять, почему опыт создания СЭЗ в России рассматривается скорее как отрицательный, чем положительный.
К настоящему времени, по мнению экспертов, реально действующими можно считать только две зоны: Находку и «Янтарь» в Калининградской области.
Мировой опыт создания свободных экономических зон показывает, что для их успешного функционирования необходимо обеспечить ряд экономических, политических и социальных условий, которые могут быть объединены в следующие группы:
- общеэкономические (национальные) условия;
- стабильность политической и экономической ситуации; совершенные законы и инструкции, конвертируемая валюта; низкий уровень инфляции;
- региональные условия:
- наличие
на территории зоны
- избыточного
количества
- инфраструктурная освоенность территории;
- эффективная
сфера обслуживания (банки, система
страхования, сеть
- система
льгот и стимулов для
- свободная репатриация прибыли и ряд других условий.
Регулирование деятельности специальных зон осуществляется через либерализованное внешнеторговое, налоговое, валютное, трудовое законодательство.
Практика функционирования специальных зон и соперничество между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий, на которых в зону привлекаются инвесторы: каждому типу зон соответствует свой набор базовых льгот и стимулов, которые дополняются специальными формами поощрения. Последние направлены на решение конкретных задач (например, ускоренное создание транспортной инфраструктуры) либо на стимулирование отдельных видов деятельности (переработка местного сырья на экспорт, банковские услуги и т.д.), либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелкий или крупный бизнес).
Можно выделить четыре группы льгот:
- внешнеторговые
льготы, предусматривающие введение
особого таможенно-тарифного
- фискальные льготы, содержащие нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут касаться налоговой базы (прибыль, доход, стоимость имущества), отдельных ее компонентов (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР, транспорт), уровня налоговых ставок, постоянного или временного освобождения от налогообложения;
- финансовые
льготы, включающие различные формы
субсидий, представляемых в виде
низких цен на коммунальные
услуги, снижение арендной платы
за пользование земельными
- административные льготы, предоставляемые администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказание различных услуг.
Льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Опыт показывает, что в относительно крупных производственных зонах лучше использовать не территориальный, а функциональный подход, когда преференции получают не все находящиеся на территории предприятия, а только те, которые отвечают целям и задачам развития зоны.
В крупных зонах комплексного типа система льгот может быть основана на сочетании территориального и функционального подходов: базовый, универсальный по характеру применения набор преференций дополняется льготами, локализованными в рамках определенных участков зональной территории, а также специальными льготами, пронизывающими экономику зоны по территории (территориальный разрез) и по вертикали (отраслевой разрез).
В целом вся система льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития.
Важно понять, что при нынешних масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы далеко не главный стимул для притока в зону иностранных инвестиций. Более существенными могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество рабочей силы, упрощение административных процедур, возможность получения на внутреннем рынке относительно дешевых кредитов.
4. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ
специальная экономическая зона
Свободные
экономические зоны по сути своей
являются программными регионами, границы
которых необязательно
СЭЗ является территорией с особым статусом, поэтому выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п.
Общим и
принципиальным моментом является то,
что зона, будучи локальной социально-
Такая специфика управления зоной создает основу для конфликтов, которые могут возникать как на межведомственном уровне (по поводу управления и юрисдикции в зонах), так и между зоной и различными государственными инстанциями. Для эффективного управления функционированием зоны и предотвращения конфликтов необходимо:
- создание
функциональной структуры
- наличие в стране государственного органа по координации и контролю за развитием зон, обладающего достаточной властью для защиты интересов последних. Желательно,. чтобы этот орган имел вневедомственный статус;
- непосредственное
подчинение администрации зоны
уполномоченному
В силу отмеченных выше особенностей свободной экономической зоны механизм управления зоной должен реализовать два типа функций: административные функции, связанные с обеспечением особого хозяйственного режима, и экономические функции, связанные с развитием территории зоны и обеспечением реализации агломерационных эффектов. Поэтому механизм управления СЭЗ включает, как правило, два типа органов управления:
- администрация
зоны, выполняющая функции
- корпорация развития зоны, решающая проблемы развития территории.
Корпорация зоны, как правило, действует на коммерческих принципах. В ее задачи входят: представление хозяйственных интересов зоны внутри страны и вне ее; решение вопросов размещения новых производств; обеспечение привлечения и профессиональной подготовки трудовых ресурсов; строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры; обустройство и сдача в аренду земельных участков; создание специализированных (торговых, снабженческих, строительных, транспортных, информационных и пр.) организаций.
Опыт создания свободных экономических зон в разных странах показал, что они могут стать фактором роста региона, однако эффект открытия СЭЗ достигается по происшествии нескольких лет и при наличии указанных выше условий, определяющих успешность зоны.
Создание особого экономического режима в зоне и применение различных льгот в налогообложении приводит к тому, что норма прибыли в зоне оказывается несколько выше, чем в окружающих ее регионах и национальной экономике в целом, что позволяет привлеченному в зону капиталу повысить норму прибыли; благоприятный экономический режим в зоне может привести к сокращению сроков окупаемости капитальных вложений.
Однако режим СЭЗ может оказывать не только положительное влияние на территории, национальный бизнес в зоне, хотя и испытывает обучающее влияние иностранного опыта, но попадает в среду жесткой конкуренции с неравными стартовыми возможностями (низкий технический уровень производства, высокая себестоимость, несравнимый финансовый потенциал и т.п.), поэтому в СЭЗ не исключено падение местного производства и снижение активности местных предпринимателей.
Конкретные
рамки и размеры льгот
Информация о работе Цели создания специальных экономических зон