Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая география".

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_vostoku.docx

— 189.97 Кб (Скачать файл)

Кап. Отношения: В эпоху капитализма Индия становится объектом фискальной, торговой, ростовщической, феодальной, капиталистической эксплуатации, что и определило особенности экономического развития Индии. Ее уделом стал колониальный путь генезиса капитализма. Одной из важных предпосылок колониальной экспансии английского капитализма и порабощения Индии был рано начавшийся в Англии промышленный переворот. Кроме того, консерватизм феодального строя Индии тормозил ее экономическое развитие.

В XVII-XVIII вв. ремесло в Индии  достигло большого технического совершенства, но не порождало капиталистической  мануфактуры. Широкое распространение  получила простая кооперация наемного труда. В сфере землепользования и агрикультуры сохранилась индийская  община, сельская община в Индии  ассимилировала ремесло, что практически  означало консервацию натурального хозяйства и превращение общины в замкнутый мир.[8]

В Индии община мешала товаризации  хозяйства, отделению ремесла от сельского хозяйства, концентрации ремесленного производства в городах, возникновению капиталистических  отношений и их перерастанию в  мануфактурную систему. В рамках общины технический прогресс становился крайне медленным.

Внешняя торговля Индии в  позднее средневековье была довольно обширной. Экспортировались продукты сельского хозяйства, хлопчатобумажные ткани, железо и сталь, индийские  пряности и ткани. Однако внешние  источники накопления капитала оказались  малодоступными для купечества Индии. Формированию национального рынка, накоплению капиталов и их промышленному  применению мешали политическая раздробленность  и военные опустошения.

Завоевание Индии сопровождалось жестоким ее ограблением. Изъятие золота и серебра, произведений искусства  и драгоценностей приобрело неслыханные  масштабы. Ограбление Индии оказалось  столь выгодным делом, что в 1784 г. английский парламент принял билль  об Индии, согласно которому назначался Контрольный совет для наблюдения за деятельностью Ост-Индской компании. Экономические ресурсы Индии  расхищались с помощью налогов. Огромные суммы выплачивались в  виде торговой прибыли.

Аграрная политика Ост-Индской  компании нашла свое классическое отражение  в Бенгалии. Заминдары (откупщики, собиравшие раньше налоги для Великого Могола, а теперь для Ост-Индской компании) 90% собранного налога с крестьян обязывались  передавать Ост-Индской компании. Колониальное порабощение Индии сопровождалось превращением ее в аграрный придаток фабричной промышленности Англии.

Развитию капиталистического уклада в экономике Индии способствовали представители английской буржуазии. С середины Х1Х века Индия становится сферой приложения английского капитала. Первым крупным объектом английских капиталовложений в Индии были железные дороги. Освоение Индии, как источника  сырья и рынка сбыта, потребовало  современных средств связи и  сообщения.

39.Индия накануне и в годы первой мировой войны. "Пробуждение Индии".

В течение войны до 1.4 млн  британских и индийских солдат из британской армии в Индии приняли  участие в военных действиях  по всему миру, сражаясь наравне  с солдатами из таких доминионов, как Канада и Австралия. Международная роль Индии возросла. В 1920 году она стала одним из учредителей Лиги Наций, и приняла участие в летних Олимпийских играх 1920 года в Антверпене под названием «Британских Индий». В самой Индии это приводило к требованиям большего самоуправления, особенно среди лидеров Индийского Национального Конгресса.Начиная с 1916 года, британские колониальные власти в лице вице-короля лорда Челмсфорда объявили об уступках требованиям индусов; эти уступки включали в себя назначения индусов на офицерские должности в армии, присвоение князьям наград и почётных титулов, отмена крайне раздражавшего индусов акциза на хлопок. В августе 1917 госсекретарь по Индии Эдвин Монтегю объявил целью Британии поэтапное формирование в Индии «ответственного правительства как неотъемлемой части Британской империи».

К концу войны большинство  войск были передислоцированы из Индии в Месопотамию и Европу, что вызывало беспокойство местных колониальных властей. Участились беспорядки, а британская разведка отмечала множество случаев сотрудничества с Германией. В 1915 году был принят Закон об обороне Индии, который в дополнение к Закону о прессе 1910 года, позволил преследовать политически опасных диссидентов, в частности, отправлять журналистов в тюрьму без суда, и осуществлять цензуру.В 1917 году комитет под председательством британского судьи Роулата расследовал причастность немцев и российских большевиков к вспышкам насилия в Индии. Выводы комиссии были представлены в июле 1918, и выделили три района: Бенгалия, президентство Бомбея, и Пенджаб. Комитет рекомендовал расширить полномочия властей в условиях военного времени, ввести суды из трёх судей, без суда присяжных, ввести правительственный надзор над подозреваемыми, и дать полномочия местным властям арестовывать и задерживать подозреваемых на короткие сроки без суда.Конец войны вызвал также экономические изменения. К концу 1919 в войне участвовало до 1.5 млн индусов. Налоги выросли, а цены в период 1914—1920 удвоились. Демобилизация из армии усугубила безработицу, в Бенгалии, Мадрасе и Бомбее прошли голодные бунты.

Правительство решило воплотить  в жизнь рекомендации комитета Роулата  в виде двух законов («биллей Роулата»), однако при голосовании в Имперском  Законодательном Совете все его  индийские депутаты проголосовали  против. Британцам удалось провести урезанную версию первого билля, разрешавшего властям внесудебные  преследования, но сроком только на три  года, и только против «анархических  и революционных движений». Второй билль был целиком переписан  в виде поправок к Уголовному кодексу  Индии. Тем не менее, в Индии вспыхнуло  сильное возмущение, которое вылилось в резню в Амритсаре, и вывело на передний край националистов Махатму  Ганди.

В декабре 1919 был принят Закон  о правительстве Индии. Имперский  и провинциальные законодательные  советы были расширены, и отменено убежище  исполнительной власти при прохождении  непопулярных законов в виде «официального  большинства». Такие дела, как оборона, уголовный розыск, иностранные дела, связь, сбор налогов остались в ведении  вице-короля и центрального правительства  в Нью Дели, тогда как здравоохранение, аренда земли, местное самоуправление были переданы в провинции. Такие  меры облегчили индусам возможность  участвовать в госслужбе, и получать офицерские должности в армии. Избирательное  право индусов было расширено  на национальном уровне, но число индусов  с правом голоса составило всего  лишь 10 % от взрослого мужского населения, причём многие из них были неграмотны. Британские власти занимались манипуляциями; так, больше мест в законодательных советах получали представители деревень, больше симпатизировавшие колониальным властям, чем горожане. Отдельные места резервировались для не-брахманов, землевладельцев, бизнесменов, выпускников колледжей. Согласно принципу «общинного представительства» места резервировались отдельно для мусульман, сикхов, индусов, индийских христиан, англо-индийцев, проживавших в Индии европейцев, в Имперском и провинциальных законодательных советов. В 1935 году британский парламент основал в Индии законодательные ассамблеи, в 1937 Бирма была отделена от Британской Индии, став отдельной коронной колонией. В том же году были проведены общенациональные выборы в провинциальные ассамблеи, на которых Конгресс выиграл в 7 из 11 провинций. Кроме того, по закону 1935 года Бирма должна была выплатить индийскому колониальному правительству долг в размере 570 млн рупий, который включал в себя расходы на покорение Бирмы, на строительство железных дорог.

40.Иран во второй половине XIX - начале XX веков: особенности исторического развития.

Став с начала XVI в. центром  шиитской оппозиции в мире ислама, шахский Иран не только продолжал  последовательно отстаивать свою самобытность, но и весьма болезненно реагировал на вмешательство в его дела извне, особенно со стороны России и Англии, ведших дело к превращению этой страны в полуколонию. Вынужденная приспосабливаться  к изменяющимся обстоятельствам, традиционная структура Ирана реагировала  на них особенно бурно. Именно проявлением  такого рода реакции было восстание  бабидов в середине XIX в. -- восстание, несколько опередившее давно  назревавшие в стране реформы.

Баб и бабиды

В 1844 г. -- ровно через тысячу лет (по европейскому календарю) с момента  легендарного исчезновения двенадцатого скрытого имама -- сеид Али Мухаммед объявил себя Бабом, т. е. вратами, через  которые ожидаемый имам в качестве мессии Махди вот-вот должен спуститься на землю. Прихода скрытого имама  шииты всегда ожидали с нетерпением, а в периоды острых кризисов это  нетерпение стократ возрастало. Неудивительно, что проповедь, с которой выступил набожный торговец из секты шейхитов, вызвала широкий отклик в стране. Махди ожидали со все возрастающим напряжением, а идеи Баба, распространявшиеся его последователями вначале  в весьма неопределенной форме и  потому получавшие различную интерпретацию  в зависимости от обстоятельств (то это были призывы к справедливости и снижению налогов, то осуждение  богатства и роскоши, то возмущение бесцеремонностью иностранцев, то требования социальных и имущественных прав и гарантий), день ото дня обретали все большую силу, особенно в Азербайджане, где произвол персидских властей  ощущался наиболее остро. Встревоженные  власти заключили Баба в 1847 г. в тюрьму, но это его не остановило: именно сидя в крепости Баб написал свою знаменитую книгу Веян, в которой  он провозгласил себя долгожданным Махди  и изложил принципы своего учения. Вкратце эти принципы сводились  к тому, что новая эпоха рождает  нового пророка, устами которого говорит  Аллах, что он, Баб и Махди, является именно таким пророком, несущим миру справедливость, гарантирующим защиту прав и имущества и в то же время  выступающим против произвола власти и засилья иностранцев. Распространяя  идеи Баба, его последователи во многом шли дальше него, требуя раздела  и общности имущества, выступая за всеобщее равенство, включая и равенство  женщин. Эти эгалитарные призывы  оказывали едва ли не наибольшее воздействие  на крестьянские массы, следствием чего были быстрое возрастание количества бабидов и радикализация этого  движения.

В стране одно за другим начиная  с осени 1848 г. вспыхивали бабидские  восстания, причем казнь самого Баба летом 1850 г. лишь подлила масла в  огонь. И хотя восстания вскоре были подавлены, ушедшие в подполье бабиды не сдавались, а в 1852 г. пытались даже убить шаха. Естественно, что после  этого преследования бабидов  усилились. Расправа с восставшими  бабидами и бегство уцелевших  предводителей и идеологов движения в соседние страны, в основном в  Ирак, находившийся под властью Османской  империи, привели к изменению  характера самого протеста. Подхвативший знамя бабидов Бехаулла заявил себя стореианнеом ненасильственных действий и, восприняв многое из западных идей, выступил против войн, за терпимость, равноправие, передел имуществ и некую наднациональную  всемирную общность людей. Хотя бехаизм, в отличие от бабизма, не получил. широкого распространения и поддержки  в Иране, его идеи, как и движение бабидов, сыграли определенную роль в изменении обстановки в стране. Впрочем, в этом же направлении пытались в те годы действовать и власти, о чем свидетельствуют реформы  премьера Таги-хана (эмира Низама). Реформы, проводившиеся в основном в армии, хотя затронувшие и сферу ремесла  и торговли, а также просвещения (первая газета, первая светская школа-лицей), могли и должны были послужить  началом для серии преобразований, в которых давно нуждалась  страна и которые и без того сильно запоздали (по сравнению, скажем, с эпохой Танзимата в Турции). Но подозрительность шаха Наср ад-Дина, ревниво относившегося к популярности Таги-хана и увидевшего в нем возможного соперника, привела к отставке реформатора.

Прекращение реформ не замедлило  сказаться: успешный поход шаха на Герат  в 1856 г. завершился отступлением под  давлением англичан, навязавших Ирану  унизительный мирный договор. Вслед  за тем начался период активного  проникновения иностранного капитала в Иран. Займы, концессии, полуколониальный характер внешней торговли -- все  это за короткий срок подчинило экономику  страны иностранцам. И хотя шах после  нескольких поездок в Европу в 70--80-х  годах ввел в систему управления страной некоторые новшества, включая  попытку ограничить судебную власть шиитского духовенства и несколько  европеизировать систему администрации, эти сильно запоздавшие попытки  уже мало что могли изменить.

В отличие от Османской  империи, где благодаря танзиматским реформам была сохранена политическая независимость, шахский Иран эту  независимость быстро утрачивал. Дело дошло до того, что в конце XIX в. Россия и Англия практически поделили между собой сферы влияния  в этой стране. Север страны, включая  ее столицу, находился под сильным  политическим давлением России, а  наиболее надежным армейским формированием  на долгие десятилетия стала созданная  и возглавлявшаяся русскими офицерами  казачья бригада. Район Персидского  залива почти целиком зависел  от англичан. Правда, шах время от времени под давлением недовольных  в стране выступал против иностранного господства, особенно в сфере экономики, что проявлялось в виде отмены некоторых кабальных концессий, но ситуация в целом была очевидной: Иран после бабидского восстания  и урезанных реформ Таги-хана оказался внутренне слабым. Его традиционная структура не успевала приспособиться к быстрым изменениям в мире и  вокруг страны, следствием чего и явилось  экономическое а затем и политическое закабаление, превращение страны в  полуколонию Тосейй и Англии. Однако, несмотря да все сказанное, традиционная структура не была сломана. Мало того, она постепенно и достаточно активно  созревала для трансформации, а  проникновение в Иран способствовали этому.

41.Движение машрут'а в Иране 1905-1911гг.

Уже на рубеже XIX--XX вв. большое  количество иранских отходников, особенно из иранского Азербайджана, работали на предприятиях русского Закавказья. Только в Баку, по некоторым данным, их в 1904 г. насчитывалось 7 тыс. -- свыше 20 % всего бакинского пролетариата. Русские революционеры вели с  ними работу, и, возвращаясь на родину, отходники несли с собой новые  идеи, порой весьма радикальные. Эти  идеи жадно впитывались голодающими  крестьянами на рубеже XIX--XX вв., когда  в Иране резко обострилась  продовольственная проблема, что  вело к спорадическим голодным бунтам и народным демонстрациям, сопровождавшимся разгромом домов спекулянтов  и торговцев зерном, и способствовало возникновению революционной ситуации. Для взрыва нужен был лишь повод, и этот повод не замедлил появиться: жестокое избиение старика-сеида по приказу властей вызвало в  декабре 1905 г. взрыв недовольства населения  страны. Увидев в этом акте издевательство над верой (сеиды -- потомки пророка) и торжество несправедливости, жители Тегерана вышли на улицы. Недовольное  шахскими администраторами шиитское духовенство  подстрекало массы. Тысячи видных горожан  демонстративно засели в бест в мечети близ столицы и стали требовать  от шаха наказания виновных и учреждения «дома справедливости» (это не очень  определенное требование означало как  справедливый суд, основанный на общем  для всех законе, так и нечто  вроде законосовещательного собрания). Напуганный волнениями шах согласился на предъявленные ему требования, но вскоре после этого начались репрессии. В ответ на них летом 1906 г. поднялась  новая волна протестов: тегеранские  горожане во главе с духовниками 30-тысячной процессией направились  в священный город Кум (где  похоронена дочь пророка Фатима), тогда  как другие засели в бест на территории английской миссии.

Шах вынужден был капитулировать. 5 авг. 1906 г. был опубликован указ о введении в стране конституционного режима и о созыве меджлиса (изб.  по куриальной системе в два этапа) Собравшийся осенью того же года меджлис  принял закон о максимальной цене на хлеб. Разрабатывал Основной закон. Принятый меджлисом и подписанный  шахом, этот закон (конституция) предусматривал ограничение власти шаха меджлисом, прежде всего во всем том, что касалось бюджета и вообще финансов и экономики  страны, включая и взаимоотношения  с иностранцами. Осенью 1907 г. меджлис  принял дополнения к этому закону, включавшие основные гражданские права  и свободы и создание, наряду с  религиозными, светских судов. Был также  принят принцип разделения властей -- законодательной, исполнительной, судебной. Однако при всем том шиитский ислам  оставался государственной религией, а высшим духовным сувереном всех иранских шиитов признавался двенадцатый  скрытый имам. Шах оставался лишь главой исполнительной власти -- обстоятельство, сыгравшее немалую роль в последующей  судьбе шахского престола.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"