Шпаргалка по по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 12:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 20 вопросов по "Экономической географии".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры-рег.эконом.docx

— 45.97 Кб (Скачать файл)

Автономная  область: Еврейская;

Города  федерального значения: Москва, Санкт-Петербург;

Автономные  округа: Ненецкий, ХантыМансийский–Югра, Чукотский, ЯмалоНенецкий, Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий и Корякский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенский.

В 2000 в РФ образованы федеральные округа: Центральный, Сев.-Зап., Юж., Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. В 2010 из состава Юж. федерального округа выделен Северо-Кавказский федеральный округ.

13настоящее время главные цели государственной региональной политики следующие:

  • создать во всех регионах Российской Федерации равные политические и социально-экономические условия для реализации на их территории прав, установленных в Конституции России и федеральных законах;
  • гарантировать получение всеми гражданами России минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты.

Реализация данных целей предполагает: создание в регионах благоприятной среды для установления новых экономических отношений  и общехозяйственных условий, облегчающих  функционирование субъектов хозяйствования различных типов собственности; формирование в регионах условий для реализации интересов территорий (как совокупных интересов проживающего населения); активное содействие местному самоуправлению; воссоздание (реконструкцию) полноценной межрегиональной инфраструктуры, способствующей становлению единого экономического пространства страны, эффективному территориальному разделению и интеграции общественного труда, развитию рыночных отношений; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное значение для России; оказание государственной поддержки депрессивным регионам. 
Основными направлениями реализации государственной региональной политики являются:

  • формирование правовых основ федеративных отношений и местного самоуправления (что подразумевает перераспределение полномочий между федеральными органами, субъектами Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с реально выполняемыми ими функциями), а также практическое обеспечение конституционного принципа взаимного равноправия субъектов РФ;
  • систематическая разработка прогнозов социально-экономического развития РФ и федеральных целевых программ; методическое и нормативное обеспечение деятельности органов государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления; периодическое изменение административно-территориального деления страны — как отражения происходящих перемен в ее политическом и социально-экономическом развитии.

При этом важно  подчеркнуть, что непременными условиями  реализации государственной региональной политики являются:

  • обеспечение единого экономического пространства РФ, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетной и финансовой систем, единым информационным пространством, скоординированным развитием основных институциональных структур;
  • стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России и повышение на этой основе уровня жизни всех слоев населения;
  • повышение квалификации госслужащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности, а также резерва на их замещение; координация научной и учебной работы региональных кадровых центров; координация деятельности организаций и учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации госслужащих, и др.

17 Депрессивные  регионы - территории, обладающие  достаточным экономическим потенциалом,  но охваченные в результате  структурного кризиса устойчивым  снижением производства и реальных  доходов населения и растущей  безработицей.

     основными признаками проблемных регионов являются:

     1. Наличие резко неблагоприятной  ситуации, нерешённость которой  создаёт угрозу социально-экономической  ситуации страны, может привести  к политической нестабильности, вызвать катастрофическое состояние  природной среды и т.п.;

     2. Неиспользованность ресурсного потенциала, использование которого необходимо для решения социально-экономических проблем страны;

     3. Недостаток собственных ресурсов  региона, требующихся для решения  возникающих проблем федерального  или регионального значения, что  предполагает обязательное участие  государства в оказании региону  помощи;

     4. Целесообразность использования  программно-целевого подхода, специальных  форм реализации программ и  официального оформления статуса  проблемного региона как объекта  государственного регулирования.  

19 Деление субъектов  Российской Федерации на регионы-реципиенты  и регионы-доноры объясняется  необходимостью более или менее  выровнять уровни развития территорий. Регионы-реципиенты (или «дотационные»)  не в состоянии полностью содержать  своих бюджетников и получают  из федерального бюджета трансферты  – безвозмездные дотации (в  середине 1998 г. трансферты покрывали  от 2 до 15% дефицита региональных  бюджетов, а по некоторым территориям,  особенно округам, – до 50%, в  2000 г. – 7%).Признаки регионов- реципиентов:  спад производства, высокая безработица,  низкий уровень жизни, низкая  бюджетная обеспеченность, высокий  уровень депопуляции населения.Однако при этом регионы-рецепиенты переводят в центр положенные по нормативам налоговые доходы. Происходит встречное движение денег. При взаимном расчете оказывается, что многие из них получают существенно больше, чем отдают. В 1994 г., по официальным данным, было 64 региона-реципиента федеральной помощи, в 1995 г. – 78, в 1997 г. – 81. Регионы-доноры платят налоги, удовлетворяют собственные потребности и делятся с другими регионами частью своих доходов.

К регионам-донорам  относятся:

  • финансово-экономические центры (Москва, СПб.)
  • преимущественно сырьевые регионы
  • экономически развитые регионы (Башкирия, Татарстан)
  • промышленно развитые и частично сырьевые регионы (Красноярский край, Пермская, Самарская, Липецкая области)

18 Метод управления — это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.

-Административные  методы. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей, собственников на подчиненных. Оно может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы.   

 -Экономические методы. Сущность экономических методов — в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы.

-Генеральная схема развития и размещения производительных сил представляет собой прогнозный документ стратегического характера, содержащий научное обоснование развития и размещения производительных сил на перспективу. Она разрабатывается в целях повышения эффективности общественного производства на основе совершенствования территориального разделения труда, комплексного экономического и социального развития регионов страны.

-Индикативное  планирование представляет собой процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие экономики региона, соответствующее направлениям государственной социально-экономической политики.

Индикативный  план — это инструмент ориентации предпринимательского сектора в  выборе наиболее эффективных путей  развития. Он предусматривает разработку мер государственного воздействия  на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов.

- социально-психологические; 

- воспитательные 
 
 
 
 
 
 
 

20 выделяются  следующие основные группы естественных  ресурсов:

  • минеральные — полезные ископаемые;
  • водные;
  • земельные;
  • биологические — растительного и животного происхождения.

    В зависимости  от характера залегания и размещения природные условия и ресурсы  могут ускорять или замедлять  развитие производительных сил страны. Доступность и легкость освоения способствуют быстрому росту производства материальных благ, а большая трудоемкость добычи или значительное удаление от хозяйственных центров затрудняют развитие производительных сил, снижают  эффективность производства.

    Природные условия  и ресурсы являются одним из важнейших  факторов экономического развития. От естественных свойств земли, плодородия почв, особенностей климата, лесной и  другой растительности, животного мира, воды рек, озер, морей и океанов, богатств недр, чистоты воздуха во многом зависят темпы производства и  благосостояние людей. Степень доступности  природных ресурсов влияет на производительность труда; она тем выше, чем богаче и доступнее природные ресурсы, чем меньше, следовательно, издержки, необходимые для производства конечного  продукта. Ведь одинаковые затраты  труда приносят неравнозначные результаты в зависимости от качественных особенностей ресурсов: плодородия почв, теплотворной способности углей, содержания полезного  вещества в рудах разных месторождений  и т.п. На уровень производительности оказывают существенное влияние  и природные условия хозяйственного освоения естественных ресурсов. Затраты  труда будут различными при разных способах добычи полезных ископаемых, связанных с характером их залегания (открытая или шахтная добыча, мощность пластов и т.п.), при обработке  земель в связи с различиями в  рельефе, почвенном покрове и  т.д.

    Распределение природных ресурсов по территории отличается, как правило, чрезвычайно большой  неравномерностью, что в значительной степени определяет территориальное  разделение труда и хозяйственную  специализацию тех или иных регионов.

    Часто природно-ресурсный  фактор служит основой формирования хозяйственной структуры территории, определяет территориальную организацию  производительных сил. Например, развитие и размещение отраслей, непосредственно  связанных с использованием природных  ресурсов (добывающая промышленность, гидроэнергетика, лесозаготовки, земледелие), обусловлено их географией. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

16Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок.

Управление  занятостью в практическом плане можно определить как целенаправленное воздействие на рынок труда, расширение спроса на рабочую силу и поддержку эффективного предложения рабочей силы.

ПОЛНАЯ  ЗАНЯТОСТЬ характеризует такое  состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в  ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

РАЦИОНАЛЬНАЯ  ЗАНЯТОСТЬ - это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и  использования трудовых ресурсов с  учетом их половозрастной структуры, режимов  воспроизводства трудоспособного  населения и его размещения по территории страны.

ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ предполагает отбор из множества вариантов организационных  процессов воспроизводства рабочей  силы наилучшего, выбранного по совокупности критериев оценки экономической  и социальной эффективности.

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ характеризует верхний  предел занятости, который при определенных условиях может быть достигнут в  том или ином регионе.

Следует различать виды и формы занятости.

Виды  занятости - это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства.

Формы занятости - это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования.

Информация о работе Шпаргалка по по "Экономической географии"