Экономика Мексики и ее роль в НАФТА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Мексика — одна из крупнейших стран по численности населения в Латинской Америке; занимает особое географическое положение, находясь между двумя океанами и двумя материками: Северной и Южной Америкой, граничит с США, что накладывает особый отпечаток на положение страны.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.77 Кб (Скачать файл)

Связь. Мексика располагает всеми видами современной связи. В 2005 г. в стране насчитывалось более 19,5 млн. телефонов, мобильных — более 18,6 млн., около 26 млн. телевизоров, действуют сотни радиостанций, более 250 телецентров, сеть Интернет (охватывает более 47,4 млн. клиентов).

Другие отрасли сферы услуг. Доходы от туризма в 2006 г. [5]превысили 7,5 млрд. долл. (20 млн. иностранных туристов).

Таким образом можно сделать вывод, что отраслевая структура Мексики достаточно разнообразна и богата. Развиты практически все виды отраслевого производства, что в свою очередь приносит большой доход от экспортируемых товаров на рынок.

 

1.2 Экспорт и  импорт Мексики

 

Экспорт. Основу мексиканского экспорта составляют нефтепродукты (15,8%), двигатели (8,2%), автомобили (7,7%). Заметна тенденция увеличения доли промышленной продукции в структуре мексиканского экспорта в Европу при снижении удельного веса нефтепродуктов. Невысоким остается уровень экспорта сельхозпродукции, который продолжает постепенно сокращаться.

 Внешняя торговля Мексики  не только увеличивается в  объеме, но и диверсифицируется - 80% ее экспорта составляют товары, прошедшие ту или иную промышленную  обработку. Но в них за последние  два-три года происходила некоторая  перегруппировка - снижались поставки  текстиля, металлоизделий, машин, и  оборудования, в том числе автомобилей, возрастали продажи бумаги и  химических продуктов. Увеличивалась  сфера внешнеторговых услуг.

Тем не менее, главной товарной группой остаются нефть и нефтепродукты. Добыча нефти в мексиканской экономике выходит на первый план, начиная с 1970-х годов. Основой мексиканской экономики является нефтяная промышленность. По добыче нефти страна занимает одно из первых мест в мире. Ежегодно компания «Petroleos Mexicanos» (Pemex), самая большая нефтедобывающая компания Латинской Америки, поставляет на рынок несколько сотен миллиардов баррелей нефти ежегодно. Являясь крупным поставщиком нефти, Мексика играет, несомненно, важную роль на нефтяном рынке. [7]

 В количественном выражении  экспорт Мексики возрастал в  течение ряда лет: в периоды  с 1957 по 1984 годы наблюдается незначительный, но стабильный рост экспорта; с 1986 по 2000 годы заметен резкий  скачок экспорта, в период с 2000 по 2001 годы – его незначительное  снижение. Стоит заметить, что, в  целом, направления изменений в  экспорте и импорте совпадают, в течение ряда лет, импорт  рос быстрее экспорта, в результате  чего внешняя торговля ежегодно  сводилась с дефицитом торгового  баланса.

Таблица 1.1 - Экспорт Мексики, 1970-2011 гг.

Год

Экспорт, млрд. долл.

Доля в мировом экспорте, %

Доля экспорта в ВВП, %

Экспорт на душу населения, долларов

Темп роста экспорта,%

1970

3.1

0.81

7.2

60

 

 

1971

3.4

0.8

7.1

64

109.7

1972

4.1

0.81

7.5

74

120.6

1973

5.2

0.75

7.6

92

126.8

1974

6.8

0.71

7.7

116

130.8

1975

6.8

0.67

6.3

113

100

1976

8.5

0.75

7.8

137

125

1977

9.5

0.74

9.5

149

111.8

1978

12

0.81

9.6

183

126.3

1979

17

0.91

10.4

253

141.7

1980

26

1.15

11.4

378

152.9

1981

33

1.45

11.3

469

126.9

1982

34

1.59

16.7

474

103

1983

36

1.71

20.7

492

105.9

1984

39

1.75

19

522

108.3

1985

36

1.62

16.7

473

92.3

1986

28

1.13

18.5

360

77.8

1987

35

1.2

21.3

441

125

1988

36

1.07

17.9

444

102.9

1989

42

1.16

17.2

508

116.7

1990

49

1.12

17

581

116.7

1991

51

1.13

14.8

594

104.1

1992

55

1.07

13.8

628

107.8

1993

61

1.22

13.8

685

110.9

1994

71

1.29

15.4

783

116.4

1995

87

1.34

27.7

943

122.5

1996

107

1.58

29.4

1140

123

1997

121

1.72

27.6

1268

113.1

1998

129

1.86

27.9

1330

106.6

1999

148

2.05

28.1

1502

114.7

2000

180

2.24

28.3

1801

121.6

2001

171

2.21

25.1

1688

95

2002

174

2.14

24.5

1695

101.8

2003

178

1.89

25.4

1713

102.3

2004

202

1.77

26.6

1921

113.5

2005

230

1.77

27.2

2160

113.9

2006

266

1.78

28

2467

115.7

2007

289

1.67

28

2646

108.6

2008

307

1.55

28.1

2775

106.2

2009

244

1.54

27.8

2178

79.5

2010

314

1.68

30.4

2768

128.7

2011

366

1.63

31.7

3188

116.6


 

Как видно из таблицы 1.1 за период с 1970 по 2011 года экспорт постепенно набирал обороты и в конечном итоге с 3.1 млрд. дол. увеличился до 366 млрд. дол., что говорит о высоком отраслевом развитии, касающегося экспортирующих товаров.

Сбалансировать внешнюю торговлю, внешние платежные операции – важная задача нового правительства. Торговля с США складывается у Мексики с активным балансом (нефть – главный продукт, 2-е место после Саудовской Аравии). Торговые отношения с крупнейшими странами Южной Америки - Аргентиной и Бразилией характеризуются пассивом. Мексика покупает в Аргентине в два раза больше, чем продает, в Бразилии - в 6 раз больше. Экспорт на Кубу составляет треть продаж в Аргентину.

 В сфере услуг, безусловно, лидирует туризм. По приносимым  доходам он занимает второе  место после торговли нефтью  и газом. Туристы посещают в  основном район Мехико и полуостров  Юкатан, где в древности находились  государства майя и ацтеков. Пользуются  популярностью и пляжи Мексиканского  залива и тихоокеанского побережья. В прошлом году Мексику посетили 18,3 миллиона туристов; около 80% из  них были гражданами США. Количество  туристов из России не превысило 10 тысяч человек.

С давних времен внешняя торговля стран региона формировалась под воздействием транснациональных интересов. Зарубежные предприниматели фактически определяли структуру, объемы экспорта и его географию, а тем самым прямо или косвенно и соответствующие показатели импорта, общее направление внешнеторговой деятельности. Для них была характерна ориентация Латинской Америки на приоритетное обслуживание потребностей внешнего рынка.

 По мере зарождения  и нарастания в регионе движения  за экономическую безопасность  укреплялась концепция эффективной  внешней торговли. При поддержке  государства возникали отрасли  обрабатывающей промышленности, "скотоводческие", "кофейные" и "банановые" хозяйства  превращались в аграрно-промышленные  структуры с соответствующими  сдвигами в экспорте и импорте. Подобные перемены не устраивали  как зарубежных коммерсантов, так  и традиционных местных предпринимателей. Центрам было нежелательно появление  на мировом рынке новых конкурентов  и они делали все возможное, чтобы страны региона, по крайней  мере их большинство, оставались  поставщиками сырья и промышленной  продукции первых поколений. Для  этой цели использовался широкий  ассортимент средств: связанные  кредиты, таможенно-тарифная практика, административно-торговые рычаги и т. д. В результате усилившихся в последнее время масштабных слияний и объединений «производственно-финансовый транснациональный конгломерат превратился в новую мировую властную структуру».

 ТНК с определенной  цикличностью модернизируют свой  экспорт, оставляя периферии производство  и экспорт вчерашнего дня, более  трудоемкое и ресурсоемкое. Центры, например, отдали Латинской Америке  экспорт несортовой стали, сохранив  за собой вывоз на мировой  рынок специальных видов стали  со сложной технологией. В Мексике  ТНК стали вывозить на внешний  рынок телевизоры, электробытовую  технику, счетные устройства, отводя  национальным предпринимателям  в основном экспорт готовых  изделий простейшего потребительского  назначения.[8]

В структуре экспорта на долю готовых изделий и полуфабрикатов приходится 56,2%, нефти и нефтепродуктов — 32%, сельскохозяйственных товаров, леса и пиломатериалов, а также морепродуктов — 8%.[5]

 Основными статьями  мексиканского экспорта являются  минеральное сырьё и продукция  сельского хозяйства. По экспорту  хлопка Мексика занимает 3-е место, уступая США и Египту. Экспортируется  свинец, цинк, медь, серебро, сера, кофе, мед, натуральные и синтетические  гармоны, табак, части автокузовов, цитрусовые, свежие овощи. Постепенно повышается доля готовых промышленных изделий, с которыми Мексика выходит на латиноамериканские рынки. Это прежде всего изделия чёрной металлургии, нефтехимии, текстильной и обувной промышленности. Но основная часть доходов от вывоза продукции и обрабатывающей промышленности достаётся транснациональным корпорациям. В последние годы Мексика начала вывозить нефть. В перспективе нефть и нефтепродукты могут занять важное место в экспорте страны.

Импорт. Мексика способна выпускать массовые товары потребительского назначения, но она нуждается в разнообразных природно-сырьевых ресурсах, особенно нефти (мировой лидер по ее импорту). Китай выдвинулся на второе место после США в импорте Мексики, сбывая широкий круг розничной продукции и нанося ущерб национальному производству. Если в середине 1990-х гг. товарооборот с Китаем составлял порядка 230 млн. долларов, то в 2005 г. он приблизился к цифре в 18 млрд. долларов. Правда, торговый баланс здесь складывался не в пользу Мексики. Требования диверсифицировать внешнеэкономические связи, искать альтернативных партнеров были затронуты в основных документах предвыборной кампании страны 2006 года.

Таблица 1.2 - Импорт Мексики, 1970-2011 гг.

Год

Импорт, млрд. долл.

Доля в мировом импорте, %

Доля импорта в ВВП, %

Импорт на душу населения, долларов

Темп роста импорта,%

1970

4.5

1.18

10.5

87

 

 

1971

4.4

1.03

9.2

82

97.8

1972

5.2

1.04

9.5

94

118.2

1973

6.8

1

10

120

130.8

1974

9.9

1.03

11.3

169

145.6

1975

11

1.08

10.2

183

111.1

1976

11

0.96

10.1

178

100

1977

11

0.84

11

173

100

1978

15

0.99

12

229

136.4

1979

22

1.16

13.4

328

146.7

1980

33

1.43

14.5

480

150

1981

42

1.82

14.4

597

127.3

1982

23

1.06

11.3

320

54.8

1983

18

0.84

10.3

246

78.3

1984

22

0.98

10.7

295

122.2

1985

25

1.11

11.6

328

113.6

1986

22

0.88

14.6

283

88

1987

24

0.82

14.6

302

109.1

1988

34

1

16.9

420

141.7

1989

42

1.14

17.2

508

123.5

1990

52

1.17

18.1

617

123.8

1991

60

1.32

17.4

698

115.4

1992

74

1.47

18.5

845

123.3

1993

77

1.57

17.4

864

104.1

1994

91

1.69

19.7

1003

118.2

1995

79

1.25

25.2

856

86.8

1996

100

1.5

27.5

1065

126.6

1997

122

1.77

27.8

1278

122

1998

138

2.02

29.9

1423

113.1

1999

155

2.17

29.4

1573

112.3

2000

191

2.39

30

1911

123.2

2001

185

2.38

27.1

1826

96.9

2002

186

2.3

26.2

1812

100.5

2003

188

2.01

26.9

1809

101.1

2004

216

1.91

28.5

2054

114.9

2005

242

1.89

28.6

2273

112

2006

278

1.9

29.3

2578

114.9

2007

306

1.8

29.6

2802

110.1

2008

331

1.7

30.3

2992

108.2

2009

256

1.65

29.1

2285

77.3

2010

329

1.81

31.9

2901

128.5

2011

380

1.74

32.9

3310

115.5


 

Как видно из таблице 1.2, можно сказать, что импорт так же увеличился как и экспорт. Потребность в импорте так же естественна как и в экспорте.

 В импорте, на 54,3% состоящем  из продуктов машиностроения  и транспортного оборудования, значительна  доля средств производства, что  явно свидетельствует о нацеленности  мексиканских предприятий на  дальнейшее наращивание собственных  производственных мощностей.

Главные разрешенные к ввозу пункты включают машины по обработке металлов, продукты сталелитейного производства, сельскохозяйственные машины, электрическое оборудование, запасные части для автомобилей и самолетов.

В 2007 г. внешняя торговля Мексики продолжала ориентироваться на такие страны как США и Канада, страны Латинской Америки и Европейского Союза. Основной торговый поток концентрировался в направлении США.

 По мнению специалистов, Мексика располагает всеми возможностями, чтобы в ближайшее время превратиться  в крупнейшего торгового партнера  в мире, в первую очередь благодаря  ее участию в НАФТА. До вступления  Мексики в этот союз в 1993 г. товарооборот с Америкой не  превышал 81 млрд. долл. За время действия  данного соглашения его объем  увеличился в 3,5 раза, причем отмечалась  стабильная тенденция ежегодного  роста товарооборота.

 Торговля Мексики с  другим партнером по НАФТА  – Канадой – невелика, однако  и здесь прослеживается постоянный  рост объемов торговли. Объем  двусторонней торговли со странами  ЕС составляет 17,4 млрд. долл., с другими  государствами региона – 1,1 млрд.

 В последние годы  для торговых связей с европейскими  странами было характерно нарастание  дефицита Мексики (положительное  сальдо сохраняется лишь с  Голландией и Португалией). С точки  зрения торговли наиболее важными  для Мексики являются связи  с Германией, на которую приходится 35% всего торгового оборота страны  с ЕС. Значительно отстают Испания (12,5%), Франция (11,5%), Италия (11,4%) и Великобритания (11%). Из других западноевропейских  государств выделяется Швейцария (80% оборота среди стран – не  членов ЕС). [10]

 Наибольшим крупным  партнером из стран Азии является  Япония (товарооборот 7,4 млрд. долл.)5, которая вышла на второе место после США по объему товарооборота и на третье - по сумме капиталовложений. Высокая заинтересованность Японии связана со скудостью или отсутствием у нее базовых промышленных ресурсов, прежде всего нефти (на нее приходится две трети закупок). Основные японские инвестиции в Мексике сосредоточены в нефтеобрабатывающей, химической и других энергоемких отраслях, а также в автомобилестроении, судостроении, а в последнее время - в электронике. Также среди азиатских партнеров Мексики можно отметить Китай (товарооборот 3,1 млрд. долл.), Ю. Корея (3,9 млрд. долл.) и Сингапур (0,8 млрд. долл.).

 Среди стран Латинской  Америки наиболее активно развивались  торговые отношения с Бразилией, Венесуэлой, Аргентиной, Колумбией, Перу. Однако, по мнению специалистов, торгово-экономические отношения  Мексики со странами этого  региона не соответствуют своему  потенциальному уровню. Большие  надежды на оживление торговли  с латиноамериканскими странами  возлагаются на подписанное в 2000 г. соглашение о свободной торговле  с «Северным треугольником», а  также расширение и активизацию  уже действующих с Чили, Венесуэлой, Колумбией, Никарагуа, Боливией, Коста-Рикой  и др. странами.

США остается основным внешнеторговым партнером Мексики. Из-за своей близости к США, Мексика является весьма привлекательным объектом для американской торговли и инвестиций. Население Мексики составляет 108,4 миллионов человек (треть от населения США), большой рынок сбыта для продукции американских компаний. Географическая близость Мексики к Соединенным Штатам означала значительно более низкие транспортные расходы, чем, например, при торговле со странами Европы и Азии. В связи с этим увеличивалась и конкурентоспособность американских товаров на мексиканском рынке по сравнению с европейской и азиатской продукцией, которую приходилось транспортировать в Мексику через Атлантический и Тихий океаны. США является для Мексики самым крупным торговым партнером. Более 75 процентов мексиканского импорта поступает из США, и 84 процента ее экспорта направляется в Соединенные Штаты. Многие американские фирмы пользовались преимуществом более низкой стоимости труда в Мексике и инвестировали значительные суммы в мексиканское производство, впоследствии вывозя произведенные в Мексике товары либо обратно в США, либо на рынки других стран для продажи по более низким ценам.

Результатом внешнеэкономической деятельности стал рост товарооборота, быстрое увеличение количества импортных товаров, увеличение притока инвестиций в экспортно-ориентированные отрасли экономики, изменение в структуре экспорта, увеличение доли машин и оборудования и уменьшения доли нефти и нефтепродуктов в экспорте. Из страны, в экономике которой, на протяжении многих десятилетий, государство играло главенствующую роль, Мексика превратилась в страну с достаточно либеральной экономикой. С одной стороны, подписание Мексикой соглашения о НАФТА означало открытие для мексиканских товаров  американского рынка, на который поставляется более 80% всего мексиканского экспорта. Соглашение стало логическим шагом на пути либерализации внешнеэкономической деятельности,  отказа от импортозамещающей стратегии развития и  неолиберальных реформ. Соглашение о НАФТА ориентировало экспорт мексиканских товаров и  услуг преимущественно на рынок США, делам тем самым экономику Мексики зависимой от колебаний экономических циклов в США.

Информация о работе Экономика Мексики и ее роль в НАФТА